Проблема периодизации пожилого и старческого возраста.
1) «На какой бы ступени иерархической лестницы не находился старик, высокой или низкой, - пишет В.Альперович, - его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу – «Ненужность» (Альперович. 1997, с. 49-50).
2) Именно проблема «ненужности», «невостребованности», ее переживание и возможные варианты преодоления могут стать точкой отсчета для выделения основных возрастно-психологических характеристик пожилого и старческого возрастов.
3) Чувство «ненужности» или противоположное чувство – «нужности» высвечивают другое важное понятие – чувство собственного достоинства.
4) Именно в старческом возрасте человеческое достоинство проходит свою главную проверку, ведь в этом возрасте проверяется не просто поведение человека в какой-то конкретной ситуации, а проверяется вся жизнь, насколько она была удачной или неудачной, т.е. насколько она была достойной или недостойной.
5) В целом здесь возможны следующие принципиальные варианты самоопределения:
- опираться на свои былые заслуги (требовать уважения за то, что было раньше);
- постоянно подтверждать свою полезность обществу или семье конкретными настоящими делами;
- просто смириться с существующим положением дел (либо когда старика вообще не уважают, не считают личностью, либо когда его «уважают» за вымышленные заслуги в прошлом и настоящем, а такое тоже возможно…).
6) Б.Ливехуд считает:
- что если в зрелом возрасте (в «средней фазе жизни») человек сумел развить в себе интерес к искусству, науке, природе или социальной жизни, тот в старости (после 56-ти лет) он «сможет черпать все больше сил для жизни из этого духовного источника»;
- но кто в средней фазе жизни гнался только за личным успехом и карьерой, или пассивно жил своей работой и жизненными обстоятельствами, тот «становится к середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей грусть по старым добрым временам, чувствующей угрозу для себя во всем новом» (Ливехуд, 1994, с.48-49).
7) Эвальд Фридрихович Зеер связывает переход к пожилым и старческим периодам с угасанием профессионального развития человека и переживанием им следующих кризисов:
- кризиса утраты профессиональной деятельности (55-60 лет);
- кризиса социально-психологической адекватности (65-70 лет) (см. Зеер, 1997, с. 142-145).
8) В.М.Моргун и Н.Ю.Ткачева делят весь старческий возраст на следующие периоды:
- пожилой возраст (55-75 лет);
- старческий (75-90 лет);
- долгожительство (свыше 90 лет).
9) На наш взгляд, можно выделить следующие периоды старческого возраста (периоды «после зрелости»):
1 - пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию, ожидание и подготовка к пенсии);
2 - период после выхода на пенсию (первые несколько лет на пенсии, освоение нового социального статуса);
3 - период собственно старости, период стабильной старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья);
4 -старость и долгожительство в условиях значительного ухудшения состояния здоровья;
5 -долгожительство при относительно хорошем здоровье, стабильное долгожительство (примерно после 75-80 лет и старше).
2. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения различных периодов старости.
1) Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) – это, прежде всего, подготовка к пенсии.
А) Социальная ситуация развития:
1 - Ожидание пенсии:
- для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать»;
- для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;
2 - Основные контакты еще носят больше производственный характер:
- с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы (а сам человек это чувствует);
- с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;
3 - Отношения с родственниками:
- с одной стороны человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»);
- с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;
4 - Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе:
- быть «наставником» (по Е.А.Климову).
Б) Ведущая деятельность:
1 - Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно, в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;
2 - Стремление «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане:
- например, «догулять» то, что «не догулял» в молодости;
- еще до выхода на пенсию психологически многие не воспринимают себя в качестве «стариков» и «старух», чем, вероятно, и объясняется некоторое повышение сексуальной активности в этот период;
3 - Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;
4 - При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода).
5 - К концу предпенсионного периода (особенно, если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь:
- вероятно, именно здесь человек предпенсионного возраста в наибольшей степени нуждается в моральной и организационной поддержке и добром совете.
В) Личностные новообразования:
1 - Смена ценностных ориентаций:
- на первый план все больше выходят экзистенциальные вопросы;
- но при этом прагматическая ориентация остается еще достаточно выраженной;
- нередко у людей данного возраста происходит как бы «внутренняя борьба» между размышлениями о неизбежном, вечном… и стремлением «материально» подтвердить добрую память о себе;
2 - Поиск смыслов в новой, предстоящей жизнедеятельности ( в жизни пенсионера):
- раньше она воспринималась как бы не всерьез;
- в большинстве случаев попытки найти такой смысл оказываются неудачными;
- более того, нахождение такого смысла может помешать мобилизовать свои силы в последние годы работы;
3 - Для человека предпенсионного возраста время как бы раздвигается:
- он неизбежно думает о ближайшем будущем (представляет себя в новой роли «пенсионера»);
- он стремиться не терять времени в настоящем (максимально реализовать себя в качестве «пока еще ценного работника»);
- а также – все больше задумывается о своем прошлом (что он сделал в своей жизни и в профессиональной деятельности «недостойного», что было «не так»…).
2) Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – это прежде всего, освоение новой социальной роли, нового статуса.
А) Социальная ситуация развития:
1 - Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;
2 - В основном контакты с близкими людьми и родственниками:
- соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам;
3 - Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди:
- в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться;
- например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами;
4 - Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени» больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
Б) Ведущая деятельность:
1 - Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности:
- в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.;
- это самоопределение методом «проб и ошибок»;
- фактически, у пенсионера времени много, и он может себе позволить это;
- правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»…);
2 - Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии:
- особенно, когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе);
- в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;
- он стал зарабатывать «еще больше, чем раньше» со всеми вытекающими отсюда последствиями как для него самого, так и для его родственников…;
3 - Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей:
- предположение: старики не только близки детям (часто потому, что в силу сложившихся традиций вынуждены воспитывать своих внуков), но весьма близки и молодежи (подросткам и юношам);
- такая близость может быть объяснена «жаждой жизни» пенсионеров во всех ее проявлениях (но именно у молодежи такие проявления наиболее яркие);
- однако, возможности стариков уже не те, что были ранее и они по-своему страдают от этого;
- к сожалению, в современном обществе почти не развита особая «эстетика старости»;
- старики как бы стыдятся этой жажды жизни, особенно в ходе демонстрации своего, скорее всего, показного пренебрежения к радостям жизни;
- получается, что молодежь, еще не насытившаяся радостями жизни, реализует эти радости довольно демонстративно, а старики так же демонстративно убеждают себя и окружающих, что им эти радости уже, якобы, не интересны;
- недаром еще Ф.Ларошфуко остроумно заметил: «Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры»…
4 - Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь:
- кто-то даже пытается в этот период начинать писать «мемуары», а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.
В) Личностные новообразования:
1 - Осознание себя в новом качестве (главным образом, в качестве «бывшего специалиста»);
2 - В результате осмысления своей жизни может появиться, либо чувство целостности и гармоничности своей жизни, либо чувство «незавершенности», не гармоничности жизни (с соответствующими переживаниями);
3 - Все возрастающее чувство «нереализованности» своих лучших помыслов и «забытости» со стороны недавних коллег и друзей.
3)Период собственно старости - «стабильной» старости(через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус:
А) Социальная ситуация:
1 - Общение в основном с такими же старцами;
2 - Общение с членами своей семьи, которые:
- либо эксплуатируют свободное время старика;
- либо просто «опекают» его (в благополучных семьях с высокой внутренней культурой);
- либо исподтишка упрекают его, что он «слишком долго живет» (в семьях с невысоким уровнем духовной культуры);
2 - Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности:
- или даже в продолжающейся профессиональной деятельности;
3 - Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми:
- например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика люди постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными» (см. Брюгман, 1995, с. 134);
- вероятно, в последующие периоды старости эта тенденция еще больше усиливается.
Б) Ведущая деятельность:
1 - Досуговое увлечение :
- нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «регидности»;
- они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях…);
- главная проблема такого поиска – «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой…
2 - Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их:
- и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка;
- особенно, если такая деятельность представляется старикам общественно значимой;
- например, в наше время многие старики в условиях провалившихся «социально-экономических преобразований» нашли для себя смысл в оппозиционной политической деятельности.
3 - Возникла даже парадоксальная ситуация:
- когда политическая активность таких пенсионеров вызывает недовольство и осуждение современной молодежи, примерно такое же недовольство, которое вызывала раньше сама молодежь у людей более старшего возраста…;
- как ни вспомнить в этой связи мудрое высказывание Л.Н.Толстого: «Если старцы скажут тебе: «разрушай», а молодежь: «созидай», то лучше разрушай, а не созидай, ибо разрушение старцев – созидание, а созидание молодежи – разрушение» (Разум сердца, 1990, с. 481);
4 - Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства согласно принципу:
- «пока я делаю хоть что-то полезное для окружающих, я существую и требую к себе уважения».
5 - Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти:
- этовыражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании» и т.п.
6 - Например, Ф.Арьес показал в своей работе:
- что «существует определенная связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью»;
- а также - взаимосвязь такого ожидания с общекультурной традицией;
7 - При этом Ф.Арьес выделяет следующие варианты отношения к смерти:
- «прирученная смерть», ориентированная на неизбежную «загробную жизнь»;
- «смерть своя» ориентированная на «индивидуальное начало», реализуемое, главным образом, через «завещание»;
- «смерть далекая и близкая», когда на первый план выходит то, что при других вариантах обычно скрывалось, а теперь «завораживает, вызывая болезненное любопытство, извращенную игру воображения: эротизм смерти», т.е. пышные похоронные ритуалы, катафалки, фигурки, олицетворяющие умершего и т.п.; по мнению Ф.Арьеса, именно такой вариант смерти стал вызывать особый страх смерти – «страх быть похороненным заживо»;
- «смерть твоя», когда страх умереть самому все больше сменяется страхом разлуки с «другими», с теми, кого любим;
- «смерть перевернутая», когда общество начинает стыдиться смерти и от самой смерти человека требуется большего совершенства, чем от его жизни, например, когда все делают вид, что безнадежно больной каким-то чудом поправится и даже ему самому не дают возможность по-человечески попрощаться с близкими, «когда отношения вокруг умирающего определяются соучастием в любящей лжи» (Арьес, 1992, с. 495-508).
В) Личностные новообразования:
1 - Либо это укрепляющееся чувство собственного достоинства:
- когда старый человек вопреки всем обстоятельствам находит для себя важный смысл своей жизни;
- либо это чувство отчаяния, когда такой смысл не находится и старый человек растрачивает свои силы по мелочам, буквально «угасая на глазах».
2 - Можно предположить, что причина быстрого старения многих людей не столько в биологическом и физиологическом «износе» организма и даже не в трудных условиях предшествующей жизни, сколько в чувстве своей «невостребованности», «ненужности»:
- а может еще больше – в неспособности заставить себя уважать и с собой считаться).
3 - Если вновь обратиться к идее «особой эстетики старости», то основой такой эстетики как раз и должно быть специально культивируемое чувство собственного достоинства, востребованности опыта стариков для общества, а не просто «квалифицированный уход» за ними…
4 - Вновь появившийся интерес к жизни:
- известно, что многим старикам очень интересно сравнивать «свое» время и «новое» время, в котором они даже не столь активно участвуют;
- как это ни покажется парадоксальным, но до недавнего времени, даже несмотря на все издержки нынешних «реформ» в России, для многих стариков жить стало намного интереснее, о чем они неоднократно заявляют.
5 - Не этим ли объясняется некоторая «терпимость» стариков к явному невниманию к себе со стороны государства.
6 - Почти свернутые социальные программы были фактически «компенсированы» пестротой политической жизни, вдруг появившимися «мыльными операми»:
- где старики идентифицировали себя с удачливыми, почти сказочными героями) и т.п.
7 - Недаром в моменты обострения социально-политического противостояния и критики предвзятости средств массовой информации – СМИ, например, в периоды знаменитых «походов на Останкино»:
- власть (через подконтрольные ей СМИ) грозилась «перестать показывать телесериалы», чтобы «рассерженные бабушки вразумили непутевых революционеров»…
4) Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья (существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем).
А) Социальная ситуация:
1 - В основном общение только с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате:
- если старец находится на стационарном лечении;
2 - Также это соседи по палате в домах престарелых:
- в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход);
- к сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.
3 - Например, даже в такой благополучной стране как Франция:
- 8% здоровых стариков умирают в первую неделю поступления в дома для престарелых, 29% - в первый месяц, 45% - в первые полгода;
- государственные дома для престарелых «отличаются плохими санитарными условиями, большой скученностью, жестким режимом, плохо организованным досугом, неквалифицированным медицинским обслуживанием;
- многие старики просто спиваются» (см. Альперович, 1997, с. 340).
Б) Ведущая деятельность:
1 - Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;
2 - Стремление осмыслить свою жизнь:
- очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни;
- в этом состоянии, когда трудно проявить свои силы и свою активность старики общаются с себе подобными (или с врачами).
3 - Со стороны психологов, врачей, специалистов-геронтологов главная помощь – это человеческое участие, выражающееся в умении выслушивать рассказы человека о своей жизни:
- ведь далеко не каждому суждено написать «мемуары, а может, и покаяться в чем-то недостойном…;
- раньше такие исповеди неплохо умели выслушивать священники.
В) Личностные новообразования:
1 - Человек все больше и больше понимает ограниченность своей жизни, а также свою сопричастность к миру, к природе, к культуре, к обществу, к человечеству:
- для многих все это выражается в сопричастности к Богу.
2 - Человек понимает бренность своей жизни и хочет все в большей степени чувствовать себя частью окружающего мира, космоса, природы, которые вечны.
3 - Таким образом, человек, понимая конечность своего существования, хочет хоть в чем-то приобщиться к бесконечному:
- недаром, именно в старости многие выдающиеся ученые обращаются к Богу, как бы «открывают» для себя Бога…
5) Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75-80 лет и старше):
А) Социальная ситуация:
1 - Близкие и родные люди, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель:
- в какой-то мере эта гордость эгоистична;
- родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут;
- в этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи;
2 - У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые:
- более того, иногда долгожители, уверовав в то, что «годы им не страшны», начинают флиртовать с некоторыми старушками (и даже с дамами зрелого возраста) и иногда женятся на них;
3 - Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди:
- включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.
Б) Ведущая деятельность:
1 - Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае, это достаточно активная жизнь:
- иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека, например, выпивки по праздникам, курение и т.п. – слишком много примеров;
2 - Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача (естественно важны!), но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»)…
3 - Воспитание детей и внуков (правнуков) для долгожителей не становится столь актуальным, как для стариков предпенсионного и пенсионного возраста:
- т.к. к этому времени его дети сами становятся пожилыми и старыми людьми и уже самостоятельно хотят воспитывать своих внуков.
В) Личностные новообразования:
1 - В каком-то смысле это люди сумевшие «победить старость», поэтому для многих из них характерны чувство собственного достоинства, интерес к жизни (а иногда и «жажда жизни»), а также определенная внутренняя гармоничность и даже мудрость:
- можно предположить, что важнейшим условием их долголетия как раз и является мудрость, уравновешенный, философский взгляд на все явления жизни;
2 - Некоторые авторы считают:
- что основу мудрости в старости составляет «высокий уровень эпистемического познания»;
- что «аффективная и поведенческая характеристика мудрости определяются ее познавательным компонентом;
- высокий уровень эпистемического познания определяет эмоциональную адекватность и сдержанность в поведении» (Брюгман, 1995, с. 134-135).
Варианты самоопределения в старческом возрасте.
1) С одной стороны, старик обращен в свое прошлое, но одновременно думает и о будущем:
- в этом смысле старики – это связующие элементы культуры, они как бы пытаются соединить в себе разные эпохи, разные традиции (т.е. фактически разные культурно-исторические системы).
2) С другой стороны, старики, так же как и дети, живут реальной жизнью в своем времени:
- совершенно правы самые разные авторы, которые указывают, что старость – это не только пора «увядания», но и специфический возраст, со своими «плюсами» и «минусами»;
- и еще неизвестно, чего в старости больше….
3) К сожалению, современная культура больше ориентирована на периоды детства, молодости и зрелости.
4) Если попытаться обозначитьтипологию, варианты самоопределения в старческом возрасте,то возможны следующие варианты:
А. По отношению к своему прошлому:
1 - Принятие, одобрение, своей прошлой жизни, гордость за свою прошлую жизнь;
2 - Не принятие своей жизни, сожаление от того, что «жизнь не удалась» - возможны разные подварианты отношения к неудачной жизни:
- пассивный вариант (смирение с неудачей);
- активный вариант (стремление хоть в оставшиеся годы сделать что-то достойное).
3 - Принятие своей жизни, но стремление прожить еще одну, новую жизнь.
Б. По отношению к своей настоящей жизни (жизни в роли «старика»):
1 - Принятие норм поведения, характерных для стариков в данном обществе;
2 - Частичное принятие существующих норм поведения при одновременном построении своей жизни по-своему:
- вопреки или в дополнение к существующим нормам;
- например, вопреки существующим традициям и предрассудкам, жениться на молодой женщине или увлечься какой-либо новомодной музыкой, что характерно для молодежи и т.п.;
3 - Существенный отход от существующих для стариков норм жизнедеятельности (особенно, если позволяет здоровье, общий уровень культуры и сопричастность общественным проблемам).
В. По отношению к предполагаемому будущему:
1 - Подготовка к смерти (см., например, разные варианты подготовки к смерти – по Ф.Арьесу, 1992);
2 - Планирование дальнейшей жизни, насыщенной реальными событиями (старик даже не желает думать о смерти);
3 - Стремление успеть воплотить себя в других людях:
- через воспитательную и педагогическую работу;
- через создание произведений искусства, через научные труды и «мемуары»…;
- или просто в рассказах о своей жизни.
Г. По отношению к памяти о себе уже после смерти:
1 - Вера в бессмертие души, где душа понимается как нечто бестелесное и идеальное – возможны разные варианты:
- на основании существующих религиозных представлений;
- на основании собственных мировоззренческих построений и представлений о бессмертии (предполагается определенное воображение и смелость, проявляющаяся как в самом факте своего собственного представления, так и в факте рассказа о своих представлениях другим людям; встречается такая смелая позиция достаточно редко);
2 - Вера в бессмертие своих «дел», своих «помыслов» и «идей» (близко к идеальному пониманию бессмертия, но без религиозного оттенка);
3 - Бессмертие понимается исключительно как «материальное» воплощение себя в этом (настоящем) мире – возможны варианты:
- через произведения искусства и науки;
- участие в «стройках века» и ярких научно-производственных «проектах» и т.п.);
- через построенные собственными руками объекты (дома, дачи и т.п.);
- через приобретенные дорогие вещи, оставленные родным и близким;
- через «завещание» (чтобы «помнили» и «благодарили»);
- через пышные похороны и «величественное» надгробие…;
- и даже через сомнительные дела (участие в громких скандалах, в преступной деятельности, в демонстративном беспутстве и т.п.), главное – чтобы хоть немного вспоминали, чтобы «не кануть в лету»…
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1219;