Концепция архетипов.

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психотерапевт, развивший психоанализ в виде «аналитической психологии». Основные труды: «Об архетипах коллективного бессознательного», «Йога и Запад».

Психика индивида развивается на основе коллективного бессознательного. Фрейд ограничил психику жизнью индивида. Для Юнга этого было явно недостаточно, надо идти в глубины человеческого рода, ибо там находятся истоки любой психики. Ясно, что глубинная общечеловеческая психика должна быть бессознательной, то, что возникло во времена становления человечества, должно передаваться как бесценный и скрытый дар отдельным индивидам. Коллективное бессознательное представлено праформами или символическими образцами или универсальными бессодержательными схемами. Поскольку эти прообразы являются врожденными, они предшествуют любому акту индивидуальной психики и определяют все ее действия. Юнг сравнивал виляние архетипов с ролью осей кристалла, которые формируют последний в растворе. Будучи неосязаемыми направлениями они распределяют частицы вещества в структуру кристалла. В психике таким «веществом» выступает внешний и внутренний опыт, составленный из ощущений, восприятий и представлений. Архетипы незаметно, но стратегически обязательно организуют актуальный опыт. Вот почему в чистом виде архетип не входит в сознание, он всегда сочетается с каким-то конкретным содержанием опыта.

Коллективное бессознательное и индивидуальная психика способны органически дополнять друг друга. Если у Фрейда сознание и бессознательное противопоставлены друг другу, то Юнг признал их изначальное единство. Общечеловеческое бессознательное задает уже готовые, вечные и широкие формы – образцы, а личностная психика наполняет их конкретно-изменчивым и актуальным содержанием. Конечно, их взаимные влияния неравноценны. Если коллективное бессознательное определяет стратегию психической жизни, то ее тактика зависит от личной психики. Если последняя вырабатывает мелкие и обыденные представления, то от архетипов исходит дух чего-то величественного и священного. Особо явственно «дыхание» коллективного бессознательного проявляется в некоторых сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях, где влияние сознания сведено к минимуму. Когда в нашей душе проявляются, хотя бы косвенно, архетипические образы, то нас переполняет страх и трепет перед чем-то великим и жутким. Можно лишь догадываться о мощности той психической энергии, которой заряжены архетипы.

Коллективное бессознательное предопределяет содержание и структуру индивидуальной психики. Своей формообразующей энергией архетипы способны задавать контуры психических уровней личности. Такие проекции весьма разнообразны. «Персона» есть маска психики, позволяющая производить на людей выгодное для себя впечатление и скрывать свою подлинную суть. «Тень» характеризует все негативное в индивиде, включая разрушительные склонности, таящиеся в глубинах психики. «Анима» и «Анимус» суть обобщенные образы мужчины и женщины, с помощью которых бессознательное оценивает противоположный пол. «Самость» – психическая целостность, существующая в виде идеала – образца на фоне реальных и конфликтных фрагментаций.

Если древние цивилизации развивались через священнодействия с архетипами, то современное общество их забыло и переживает кризис. Архетипы начали служить древним людям, став источником мифов, религий и образов искусства. Первобытный человек видел в природе, с одной стороны, сотни страшных и жестоких сил, а, с другой, исток добрых и могущественных покровителей. Это разделение нашло свое развитие в религиях многобожия. На фоне чудовищных титанов и Медузы Горгоны утверждались светлые олимпийские боги. В более поздних сказаниях возникли образы Великой Матери как истока жизни и Старца – отца рода. Мудрецы древних цивилизаций стремились уравновесить и гармонизировать мировые силы: китайские символы инь и ян, андрогин древних алхимиков и т.д.

Древние люди с большим уважением относились к образам сновидений и мистического опыта. На этой основе они развивали высокую духовную культуру. Гомер, Данте, Шекспир и Вагнер вдохновлялись архетипическими темами и оставили нам шедевры искусства. И хотя детей до сих пор неумолимо тянут сказочные образы, во взрослой жизни они уже отдают предпочтение рациональным теориям науки и техники. В их душах поселился прагматизм и расчет. В такой ситуации коллективное бессознательное проявляется в резко отрицательных и слепо-разрушительных формах. Стихийные вторжения архетипов в сознание оборачиваются психическими заболеваниями, массовыми психозами фашизма и коммунизма. Расовая и классовая мифология формирует массового человека, который готов только на разрушение. Такова цена смены ориентаций со священных символов на низкие и примитивные утопии.

Цель психоаналитического лечения состоит в возврате уважительного отношения к духовным символам. Без такого отношения некоторые слои психики («Тень», «Анима – Анимус», «Персона» и т.д.) начинают жить автономной жизнью, независимой от намерений человека. Изолированные комплексы представлений становятся «маленькими дьяволами», которые делают, что хотят. Преодолеть невроз как состояние духовного расщепления можно только на пути возврата духовной целостности и душевного равновесия. Аналитическая психология способствует выявлению в личности высоких духовных смыслов, самореализации творческих дарований. В этом процессе индивидуации личность обретает свою Самость как «Бога внутри нас».








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 960;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.