Методологические идеалы
Неаналитичность фундаментальных проблем.Представление Декарта об аналитичности любой исследовательской проблемы оказалось наивным. Когнитивные науки и другие современные дисциплины показали, что подавляющее множество научных проблем являются неразложимыми на аспектные задачи.
Объективизм (реализм) / инструментализм.Позиции современных ученых разделились: одни сохраняют веру ученых-классиков в то, что наука познает объективную реальность, другие придерживаются субъективизма. Согласно последнему, все научные теории не имеют никакого отражательного отношения к объекту, они выступают лишь эффективными средствами исследования. В философии науки тема референции, т.е. отношения знания к объекту во многом девальвировалась. И все же реализму симпатизирует большинство ученых.
Плюрализм методов и полипарадигмальность.Классическая норма – одна проблема и один метод – ныне не пользуется популярностью. Признание множества методов для одной тематики становится современной нормой в гуманитарных науках. Эта тенденция абсолютизируется «методологическим анархизмом» П. Фейерабенда и постмодернизмом.
Релятивизм и научные революции.Былой идеал кумулятивно развивающейся истины теснит субъективистский релятивизм. Последний логически вытекает из инструментализма: если каждый ученый (или школа) выдвигает свой подход, то получающиеся концепции несоизмеримы друг с другом. Эту линию начал Т. Кун и, хотя она подвергается основательной критике, но из философии науки она не уходит.
Принцип Дюэма-Куайна: научный опыт фальсифицирует целостные массивы знаний.В классической наукесчиталось, что отдельная теория проверяется отдельным экспериментом. Эта норма ныне радикально пересмотрена. Как на уровне знания, так на уровне опыта признается целостность, которая отрицает значимость любого решающего эксперимента и включает теоретические единицы в широкий когнитивный контекст.
Задания.
1. Если о бессознательных явлениях было уже известно в древности, то почему концепция появилась на рубеже XIX-XX вв.?
2. Почему истолкование сновидений Фрейд считал не наукой, а искусством?
3. Почему образ архетипов несет у Юнга позитивно-оптимистический характер?
4. Чем отличается трактовка бессознательного у Э. Фромма от позиции З. Фрейда?
5. В чем состоят различия и дополнительность натуралистической и культурцентристской программ в концепции В.Г. Федотовой?
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1186;