Аксиологическая концепция культуры. Культурные ценности
С позиций аксиологического1 подхода, культура есть система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего исторического развития; "совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей" (С.Л. Франк). Так определяют культуру современные отечественные философы, социологи, культурологи: А.Г. Здравомыслов, Г. Францев, Н. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.
Культура - это система ценностей общества, так как:
- в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества;
- она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания (в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер);
- она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп;
- она определяет тональность всей культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, "чужой" культуры [43].
Что же такое ценности и какова их роль в жизнедеятельности личности?
В науке существует два основных подхода к изучению предметов и явлений окружающего мира: онтологический - направленный на познание сущности предмета, и аксиологический - выражающий отношение человека к предмету. Выражение отношения к предмету осуществляется при помощи ценностей.
В отечественной философской и социологической литературе существует более ста определений ценностей. Однако наиболее распространенным в отечественной науке является следующее: ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов.
Столь же многочисленны приводимые в отечественной философской и социологической литературе типологии ценностей, осуществляемые по различным основаниям:
1) по предметному содержанию: духовные и материальные, экономические, социальные, политические, этические и т.д;
2) по роли в жизнедеятельности индивида: терминальные (ценности - цели) и инструментальные (ценности - средства);
3) по функциональной направленности: интегрирующие и дифференцирующие;
4) в зависимости от актуализировавшихся потребностей индивида: витальные, интеракционистские, социализационные, смысложизненные.
Основная функция ценностей - регулятивная функция, а именно регулирование поведения индивида в определенных социальных условиях. Каким же образом осуществляется эта функция ценностей?
Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которое является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, выводит из равновесия и может стать причиной кризиса. Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле за степенью своего соответствия социальным нормам, то есть за степенью своей социальной полноценности. Внешний контроль за степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль осуществляется самим индивидом с позиций существующих норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации, то есть выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, так как предполагает последующую корректировку поведения индивида в соответствии с указанными нормами. Сознание собственной неполноценности побуждает его к творческой деятельности по восполнению, компенсации недостаточности индивидуального бытия и таким образом выступает как креативный механизм, механизм развития.
Ценности выступают критериямиоценки как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Именно поэтому Б.Л.Борухов называет ценности "зеркалами культуры" [44].
Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей личности как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности личности выступают как своего рода "локаторы" нравственного сознания личности, установленные в строго определенном ракурсе и позволяющие ей улавливать предпочтительные (и заглушать непредпочтительные) ценности [45, с.118]. Поэтому можно сказать, что функция ценностей - создание упорядоченной, стабильной, осмысленной, имеющей для человека значение картины мира.
Ценности как высший уровень регуляции социального поведения личности действуют во всех сложных случаях, в них выражена «собственно социальная, человеческая сторона мотивации», «в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии», этот компонент структуры личности «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [43, с.197-198].
По мнению Здравомыслова А.Г. и Ядова В.А., наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает устойчивость и стабильность личности. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов во внутренней структуре личности, малую значимость субъективной детерминации, а следовательно, конформизм, безликость человека [43].
Как подчеркивает Эрих Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе.
Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, а именно создание образа, эскиза будущего, к которому стремится личность. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.
Для социологии культуры огромное значение имеет проблема выявления, измерения и интерпретации системы ценностей изучаемой группы, этноса и т.д. Целью таких исследований является выявление стратегии поведения больших масс людей, получение достоверных данных для прогнозирования будущего поведения этих масс.
Литература
1. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры [Текст] / Б.Л. Борухов // Человек и мир. - Саратов, 1992.- С.103-121
2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат 1986. – 221 с.
3. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения [Текст] / Н.Ф. Наумова. - М.: Наука, 1988. – 197 с.
4. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности [Текст] / В.Б. Олышанский // Социология в СССР. - Т.1. - М., 1966.- С. 78-89.
5. Психологические механизмы регуляции социального поведения [Текст]. - М., 1979.
Культурные нормы
Нормы -правила поведения и деятельности людей.
Главная функция норм - регулятивная, то есть регулирование поведения человека в конкретных социальных обстоятельствах.
Профессор МГУ Ф.И. Минюшев выделяет следующуютипологию норм:
- нормы-запреты (табу). Любая культура содержит в себе определенное количество запретов типа «не убий». Однако исторический процесс возрастания степени свободы ведет к сокращению количества табуированных действий и поступков;
- нормы-рамки, определяющие внешние границы допустимого поведения. По мере сокращения табуированных действий в регуляции общественной жизни повышается удельный вес норм-рамок. При этом внешние границы допустимого действия в обществе все более раздвигаются и тем самым формируется поле выбора субъектом своей линии поведения, жизнедеятельности, выраженной в определенной ценностно-нормативной координате;
- нормы-идеалы, в основе которых лежат представления людей о совершенном в любых областях жизнедеятельности, а также представления о совершенном человеке. Эти представления, естественно, весьма изменчивы во времени, конкретно-историчны, но они существовали во все времена и будут существовать. Одним из таких представлений является идеал целостного человека как продолжение в Новое время античных представлений о гармоническом человеке.
Существует также и другие типологии норм:
-по сферам жизнедеятельности: профессионально-трудовые, регулирующие взаимоотношения людей на производстве; нормы, регулирующие политическую жизнь, нормы духовной жизни, нормы повседневной жизни (быта и отдыха);
-по сферам общественного сознания: этические, эстетические, религиозные и пр.
-по степени распространенности: общечеловеческие, национальные, групповые, классовые и т.д.
Нормы различаются друг от друга обязательностью выполнения, степенью свободы их выбора в неопределенных ситуациях. В одних случаях они носят жесткий, однозначный характер, а их нарушение сопровождается негативными санкциями (например, выполнение правовых норм, технических норм на производстве). В других - допускается вариативность норм (например, нормы морали).
Нормы носят исторически-конкретный характер, могут изменяться, разрушаться, заменяться новыми, более соответствующими современной ситуации. Разрушение норм (аномия), как было доказано французским социологом Э. Дюркгеймом, приводит к распространению различных деструктивных процессов в общественной жизни: самоубийствам, преступности, аморализму и т.д.
Иерархии ценностей общества (группы, человека) обычно соответствует и иерархия норм. Нормы поддерживаются с помощью санкций положительного и негативного характера.
Природа норм такова, что они нуждаются в ценностно-логической легитимности. Следовательно, нормы вытекают из ценностей, которых придерживаются люди данной культуры, являются их продолжением на практике. Например, такая значимая ценность, как "жизнь" определяет нормы человеческого поведения: "Не убий", "Не навреди больному" и т.д.
Человек, поступающий вопреки своим принципам и убеждениям, испытывает огромную напряженность, чувство вины, одновременно подвергаясь санкциям окружающих, вплоть до остракизма. Поэтому одним из признаков счастливой жизни человека (группы) является жизнь «в согласии с самим собой», духовная уравновешенность.
Литература
1. Кармин А.С. Социокультурные нормы [Текст] / А.С. Кармин // Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001. - С. 278 -315.
2. Социокультурное исследование [Текст] / под ред. проф. Ф.И. Минюшева. - М.: Изд-во МГУ, 1994.-358 с.
3. Эфендиев А.Г. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции [Текст] / А.Г. Эфендиев // Основы социологии. Курс лекций. - Изд. 2-е, испр. /Отв.ред. А.Г.Эфендиев. - М., 1994. - С.159-163.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 4895;