Личность как субъект культуры
Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Однако, если понятие «индивид» обозначает отдельно взятого человека или представителя той или иной социальной группы, а понятие «индивидуальность» указывает на самобытность человека, то понятие «личность» является более объемным. Оно подчеркивает в человеке его самостоятельность, значимость и прежде всего сознательно-волевое начало. Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.
Проблема личности – это всегда проблема свободного выбора и социальной ответственности. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений; степенью осознанности своих отношений к действительности.
В истории философии проблемы личности имели весьма широкий спектр трактовки: от фатальной связи личности с природой и социумом до волюнтаристского понимания личности. В марксистской трактовке личность – совокупность всех общественных отношений.
Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.
В обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее видна обратная зависимость. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Содержание его сознания наполнено смыслами и значениями, человек постоянно оперирует информацией о внешнем и внутреннем мире. Содержание индивидуального сознания в виде системы представлений, идей, ценностей и т.п., которые в данный момент времени не используются субъектом, объективируются и хранятся в его мозгу в форме памяти. Сознание индивида в форме памяти – это хранилище всего его жизненного опыта, результат бытия и функционирования в сфере культуры в процессе всей жизнедеятельности. Содержание сознания личности в форме актуально переживаемой субъективной реальности и памяти объективировано в мозгу и существует в неотчужденном от индивида виде, оно и есть результат интериоризации (присвоения себе) культуры объектом. Таким образом, культура и её смыслы живут не сами по себе, а лишь через осознанную творческую активность человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа (О. Шпенглер).
Общепризнанным является положение, что культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта (человечества) и наличный процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура – объекты коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга. Взятое обособленно от человека материализированное «тело культуры», лишается динамики, движения, жизненности. Реальная живая культура неотделима от общественного человека – субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объективированным миром «второй природы». Но и сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.п. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры.
Человек, овладевший культурой общества, в которой он живет, «вооружен» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей. Талантливый человек делает открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение. Считается, что осуществить переход к новым смысловым основаниям есть дело гения. Поскольку новый смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, в борьбе между старым и новым, то судьба гения в отличие от его творения, как правило, не является счастливой.
Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта.
Литература
1. Бердяев Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1993.-382с.
2. Шпенглер О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. – Новосибирск: Наука. Сибирская изд.фирма,1993.-584с.
3. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке [Текст] / К.Г. Юнг. – М.: Республика, 1992.-289с.
Социализация
Социализацией (от лат. socialis – общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность, именуемую личностью. Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется, – процесс социализации. Основным содержанием этого процесса выступает культурное наследование, которое невозможно без живых носителей культуры, служащих своего рода посредниками между формирующимися новыми поколениями и накопленными достижениями человеческой культуры. Социализация – это исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия.
Воспитание является ведущей и определяющей частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Сущность воспитания – нравственное совершенствование человека. Общество изобрело множество педагогических практик (приёмов, методов, техник) – способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения.
О результатах воспитания можно судить по наличию таких признаков, как зрелость личности, уровень интеллигентности, наличие самоконтроля.
Стихийное усвоение культурных норм происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. Оно идёт через подражание родителям, родственникам, друзьям, знакомым, героям (реальным и воображаемым), учителям, другим лицам.
Процесс социализации проходит фазы, которые называют стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность – начальная социализация; зрелость, старость – продолженная социализация.
В процессе исторического развития общества подготовка молодого человека к самостоятельной жизни становилась все более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Прежде подготовка к взрослой жизни у юношей продолжалось до 14-15 лет, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В настоящее время в развитых странах на образование идет до 30 % национального дохода.
Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение – это только один из этапов социализации, т.к. обучение предмету и обучение жизни – процессы не тождественные.
На протяжении жизни, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, человеку приходится осваивать множество социальных ролей, каждая из которых включает множество культурных норм, правил, стереотипов поведения и т.д. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли. Поэтому процесс социализации продолжается всю жизнь.
Социализацию подразделяют на два вида – первичную и вторичную.
Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Это сфера межличностных отношений.
Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений.
Каждый представитель первичной социализации может выполнять множество функций (отец – наставник, опекун, учитель, друг, воспитатель). Представитель вторичной социализации выполняет одну – две функции и влияет в узком направлении (школа – дает знания, церковь – духовное общение и т.д.).
Не все представители первичной социализации играют одинаковую роль и обладают равным статусом по отношению к ребенку, проходящему социализацию. Семья – первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личностные отношения. Продолжительность, функции и способы воспитания были различными у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Например, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительным, чем в рабочем классе.
Сравнивая национальные стили воспитания по их строгости, выделяют два противоположных – японский и английский. Японский воспитатель чаще обращается к поощрению, нежели к наказанию. Вместо порицания, которое может унизить ребенка, обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность. С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно балуют. В Англии дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего детства. Наказывать детей – это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей - значит их портить. С детства дети приучаются к самостоятельности, а получив права и аттестат (16-17 лет), дети уезжают из родительского дома и живут независимо.
Школа является основным институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. В современном обществе школа составляет начальное звено разветвленной системы образования. Образование – систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей. Но социализующая функция школы проявляется также и в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять в жизни.
В самом процессе социализации обычно выделяют несколько этапов. В концепции системного подхода американского ученого Л. Колберга выделяется три стадии: первая стадия – доморальная, когда поведение ориентировано на внешние регуляторы, причем сознательного отношения к социальным нормам нет; вторая - стадия условного морального сознания, когда индивид ориентируется на нормы и оценки социальной группы; и наконец, третья - стадия автономного морального сознания, когда человек имеет собственные моральные критерии и представления, осуществляет самостоятельный выбор, в этом случае имеет место наибольшая свобода от непосредственного социального окружения. Таким образом, общая логика развития представляется в направлении все большей автономизации человека и ориентации в своем поведении на внутренние механизмы регуляции поведения. По мнению Л.Колберга, общая логика развития индивида не зависит от типа общества и культурных особенностей, которые лишь наполняют нормы и особенности деятельности социальных институтов специфическим содержанием. Главным фактором личностного развития при этом выступает взаимодействие человека с окружающей средой, которая может лишь облегчить или усложнить процесс социализации, но не изменить общую логику.
Общая направленность социализации от внешних регуляторов поведения к внутренним, сознательным прослеживается практически во всех концепциях социализации, как отечественных, так и зарубежных. Однако в отечественных концепциях большое внимание уделяется особенностям строения деятельности на том или ином этапе социализации. Так, А.С. Макаренко считал, что вначале воспитатель должен задавать ребенку условия деятельности и способы ее выполнения; затем только условия деятельности, а способ выполнения ребенок должен определить сам; подросток же должен быть в состоянии самостоятельно определить и условия выполнения деятельности, и способы осуществления, а также быть готов к выбору деятельности.
Социально зрелая личность характеризуется, таким образом, активным отношением к среде, определенной автономностью, высоким уровнем развития сознания.
Особое значение приобретает потребность в самореализации. Овладев нормами и социальными ролями, человек осваивает способы взаимодействия с социальной средой, получая возможность активного влияния на эту среду, проявляя и реализуя свои внутренние установки, представления, идеалы.
Литература
1. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган. – М.: Политиздат,1974.-328с.
2. Шварцман К.А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций [Текст] / К.А. Швацман. – М.: Политиздат,1989.-207с.
Инкультурация
Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.
Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию. Однако не следует их отождествлять.
Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п.
Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. Поэтому, например, эмигрант, приехавший в чужую страну, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.
Отсюда можно заключить, что социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям. Русские эмигранты первой волны во Франции до конца своих дней ощущали себя не французами, а русскими, несмотря на то, что многие из них стали благополучными бизнесменами, инженерами, учеными и т.д.
Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная.
Инкультурация также, как и социализация, на индивидуальном уровне выражается в повседневном общении с представителями одной культуры (родственниками, друзьями, знакомыми и т.д.), у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, оценивать события.
Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему прямо говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он просто наблюдает поведение других людей в подобных ситуациях. Например, простейшая процедура приема пищи, которую мы многократно проделываем каждый день, в разных культурах происходит различно по времени, количеству, содержанию, а также манере приема пищи. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.
Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.
По динамике своего развития эти процессы могут не совпадать. Например, так называемые «новые русские» великолепно социализировались в новых социальных реалиях 90-х годов. Однако в большинстве своем это люди неинкультурированные. Они далеки от общечеловеческих ценностей, христианских заповедей, этикета и т.д.
Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам. Динамика их развития тесно связана с возрастными этапами человека. На один и тот же возраст может приходиться максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Так, наибольшая способность усваивать новые социальные роли проявляется у человека в детстве, молодости и зрелости. В эти периоды социализация достигает своего максимума, а затем уменьшается, реже – остается на том же уровне. Инкультурация, наоборот, достигает своего максимума в старости.
Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться.
Когда оба процесса идут в одном направлении, т.е. совпадают, то мы можем увидеть, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Например, люди, воспитанные среди животных, вернувшись в человеческое общество, не способны адаптироваться в нем. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Дети, воспитанные в детских домах или люди, долгое время находившиеся в местах лишения свободы, оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. У них средние величины инкультурации и социализации. Считается, что наивысшим потенциалом обладает интеллигенция. Это – элитарная часть общества, т.е. люди, которые являются социально активными и культурно состоявшимися.
Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.
Литература:
1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век [Текст] / В.С. Библер. – М.: Политиздат,1991.-412с.
2. Обуховский К. Психология влечений человека [Текст] / К.Обуховский. – М.: Прогресс, 1972.-247с.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 2947;