Традиции и новации в культуре
Традиция –в переводе с латинского «передача»,способ и формасоциального наследования. Это: «элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в обществах достаточно длительное время»1. Традиция в культуре всех народов - наиболее древний способ сохранения небиологической информации. В отношении к традициив научных исследованиях до середины двадцатого века допускалась типологизация по признаку «прогрессивности» или «отсталости». Прогрессивное развитие общества соотносилось, прежде всего, с новациями, техническим совершенствованием. Современный подход акцентирует внимание на культурной самобытности традиций, важности культурного наследия, обеспечивающего развитие общества. Современная западная парадигма в отношении к традиции – межкультурное взаимодействие и диалог.
Традиция как наиболее устойчивая, базовая форма, сохраняющаяся во времени и передающаяся от поколения поколению, является ключевым звеном, ядром любой устойчивой, сложившейся культуры.
Доминирование традиционных базовых элементов в культуре определяет её как традиционную. Традиция объединяет народ, формирует исходную, общую для данного народа, но отличную от других (окружающих данное сообщество) народов формуи способ жизни. Традиция является исходным социокультурным институтом.
Знаки и смыслы традиции оформляются в художественной форме – фольклоре. Фольклор складывается в процессе жизни и общения в обычаях, символическом поведении, обрядах и ритуалах. Фольклор, сложившийся на самых ранних этапах развития человеческого общества, характеризуется синкретизмом, слитностью эмоциональной и рациональной сфер, внешней и внутренней формы выражения. Фольклор выражает традиционные ценности, наполняет массовое сознание любого общества. Народное название традиции – обычай.
Описание жизни народа начинается с характеристики его традиций,обычаев. Первые тексты, рассказывающие о русском народе, характеризуют их в летописях:«И живяху в мир(е) поляне, и деревляне. И с(е)веръ2, и радимичи, вятичи и хорвате. … Имяху бо обычаи свои, и законъ отецъ своихъ и преданья3, кождо свой нравъ. Поляне бо своихъ отецъ обычай имуть кротокъ и тихъ, и стыд(е)нье къ снохамъ своимъ и къ сестрамъ, къ матеремъ и къ родителемъ своимъ. Къ свекровемъ и к деверемъ велико стыд(е)нье им(е)ху, брчный обычай имяху: не хожаше зять по нев(е)сту, но привожаху вечеръ, а заутра приношаху по ней что вдадуче. А древляне живяху зв(е)ринскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху уводы д(е)вица. …»4.
Приведенная цитата из «Повести временных лет» явно обозначает две традиции, два способа и формы жить – полянский и древлянский. В характеристике традиций полян достаточно четко описывается брачная традиция и сравнивается с древлянской.
Культурная история народа никогда не ограничивается традиционными рамками. Она открыта для внешних влияний и принимает их. Такие внешние нетрадиционные формы можно обозначить как новацииили инновации. Новация -это новое, незнакомое и несвойственное данной традиции или культуре. Инновация – это модифицированная (измененная, обновленная), знакомая или узнаваемая форма.
История русской культуры демонстрирует нам процесс соединения традиции с новациями. Так, принятая из Византии православная вера стала инновацией на русской почве, соединившись с традиционными способами и формами жизни, породила русскую православную культуру. Внутри этой культуры оформилось устойчивое ядро - русская православная традиция. По отношению к исходной, языческой традиции славян и Древней Руси, она пополнилась новационными, христианскими, но не противоречащими традиционным основаниям элементами. Время сделало инновационную форму привычной, обычной. Она стала традицией своего исторического времени. История любой культуры демонстрирует нам динамику социокультурных перемен, в которых, соединяясь с традицией, новации порождают новые культурные образования. Каждое время в центре своей культуры имеет традицию, систему обычных, привычных элементов, передающуюся по наследству. История диктует соответствующую данной системе социокультурную динамику.
Инновационные изменения формируются в процессе межкультурного взаимодействия, миграции, при использовании новых, незнакомых материалов, способов, образов и смыслов. В подходе А. Тойнби, каждый вызов истории есть вызов традиционности, движение в сторону инновационных перемен. Например, новациями в русской истории стали реформы церковного устава по приведению его в соответствие с византийской практикой, проводимые Никоном. Сложившаяся к тому времени православная практика ещё не обрела традиционной устойчивости: это чувствовали идеологи православной культуры, каким был протопоп Аввакум. Новация не получила всеобщего признания повсеместно, и результатом её стал раскол. Еще одна новация в русской культуре – активная вестернизация Петровской эпохи. Она так же не была принята всеми, породив две культурных формы, разобщивших общество: светскую, дворянскую и народную, крестьянскую5 - и дав основу дальнейшему культурному расколу.
Литература:
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология [Текст]: пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Ерасов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1996.-591с.
3. Культурология [Текст]: учеб. для студентов техн. вузов / ред. Н. Г. Багдасарьян. - М.: Высш. шк., 1998.-511с.
4. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст]: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 492с.
Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 1118;