Концепция национального интереса
Национальный интерес неотделим от государства. И в данной работе национальный интерес и государственный интерес рассматриваются как, по сути дела, тождественные понятия. <...>
Изложенное затрагивает, разумеется, лишь часть многочисленных граней внутреннего аспекта государственного (национального) интереса. Но, думается, и оно дает достаточное представление о многообразии деятельности государства по обеспечению высшего интереса в рамках своих границ, который соответствовал бы духу и традициям его народа. Высший и, быть может, конечный национально-государственный интерес — в созданий гармоничного единства частного интереса граждан с общей целью государства на основе самобытной природы и духа его народа. От степени этого соединения существенным образом зависят устойчивость и безопасность общества и государства, взятых во внутреннем их измерении. Но не только от степени, если рассматривать ее как некоторый количественный показатель. Сама эта степень имеет и качественную сторону, связанную с цивилизационной («культурной») индивидуальностью каждого общества, каждого государства. Мудрость и гений государственных деятелей в том и состоит, чтобы в каждый исторический период развития с максимальной приближенностью к реальным жизненным потребностям общества определить эту степень и сформулировать в соответствии с ней тот государственный интерес, которому в данной ситуации нет альтернативы.
По отношению к внешнему миру роль государственного (национального) интереса, в принципе, та же — сохранение нации, обеспечение безопасности государства. При всем желании просто невозможно внести в эту оценку что-то новое, оригинальное, да и не в том задача. Основой всех видов национального интереса является выживание, или самосохранение, по той причине, что именно от национального выживания зависит достижение всех других интересов и основанных на них целей. К этой общей задаче в порядке расширения можно добавить защиту территориальной целостности государства, его суверенитета и т. д., но это уже детали, хотя и важные сами по себе, но не меняющие существа общего подхода. <..,>
Возвращаясь вновь к вопросу о классификации национальных интересов и отдавая должное работе, проделанной Моргентау и другими американскими политологами, мы склонны в этом вопросе держаться более простой схемы. В соответствии с ней мы выделяем два самых общих уровня внешнеполитических (национальных) интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических внешнеполитических интересов.
Первый уровень включает внешнеполитические интересы государства, связанные с обеспечением его безопасности и целостности как определенной социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой, экономической и политической независимости государства. Главные интересы определяются исторически сложившимся местом государства в системе (его геополитическим положением) и социальной его природой. Свои главные интересы государство обеспечивает и защищает всеми имеющимися у него средствами: военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими.
Второй уровень, уровень специфических интересов, охватывает отдельные, относительно частные по сравнению с главными, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений. Сюда могут быть отнесены внешнеполитические интересы, связанные с конкретными процессами жизнедеятельности системы межгосударственных отношений: с конфликтными ситуациями, непосредственно не угрожающими безопасности государства, с различными международными проблемами, решение которых требует участия государства, и т. п. К этому уровню близки также внешнеполитические интересы, порожденные внешнеэкономическими, внешнеторговыми отношениями государств, их отношениями в области внешней помощи, в области культурного, научного и проч. сотрудничества. Специфические внешнеполитические интересы находятся в конечном счете в зависимости от главных и лимитируются ими. В то же время они относительно автономны; они определяют содержание внешнеполитической деятельности государства на отдельных ее направлениях и служат ему руководством к практическим внешнеполитическим действиям в соответствующих сферах международных отношений.
Первый уровень, уровень главных интересов, отражает, так сказать, высшую сферу внешнеполитической деятельности государства и взаимоотношений государств. Пока государство существует как определенная социально-экономическая и политическая общность, главные его интересы по сути своей остаются неизменными, независимо от смены режимов или политического руководства. В соответствии с меняющимися объективными обстоятельствами в мире может меняться конкретное содержание внешнеполитической деятельности государства, направленной на обеспечение этих интересов, форма их выражения, средства их реализации, но сами интересы обеспечения целостности и независимости государства, а тем самым и нации, обеспечения их безопасности сохраняются во все времена.
Главные интересы государства непосредственным образом связаны с «объективными» аспектами национального интереса, прежде всего с его геополитическим положением и соответствующими ему условиями его внешнеполитического окружения. В истории дипломатии и международных отношений сплошь и рядом можно встретить примеры необыкновенной устойчивости главных внешнеполитических интересов государства, связанных именно с геополитическим положением государства, со сложившимися исторически его местом и ролью в системе. Перед ними часто бессильны даже самые радикальные внутренние перевороты.
В главных внешнеполитических интересах отражены как социально-политическая природа государства, так и наиболее важные для него системно-структурные условия. Поэтому государство менее всего склонно идти здесь на какие-либо серьезные компромиссы, торги или уступки. «Испытывать терпение» государства на международной арене допустимо, следовательно, до границ его главных интересов; за ними оно перестает быть сговорчивым и готово пойти на любые меры, чтобы оградить свои главные интересы, как они понимаются в данный момент политическим руководством государства.
Внешнеполитические интересы второго уровня более лабильны и изменчивы, нежели интересы первого уровня; они легче поддаются воздействию со стороны постоянно меняющихся внутренних и внешних обстоятельств, здесь больше простора для внешнеполитического компромисса. В разные исторические периоды разными могут быть и специфические интересы государства. Они меняются в связи с исчезновением одних потребностей государства и появлением других; последние же меняются вместе с социально-экономическим развитием государства, со сменой исторических состояний системы и общим ходом исторического процесса. Очевидно, к примеру, различие между внешнеэкономическими интересами государств в сегодняшнем взаимозависимом мире и в XIX в.
В случае необходимости специфические интересы е большими или меньшими потерями для государства могут быть отданы в жертву интересам главным, жизненно важным для его безопасности, что, кстати, нередко имеет место в практике межгосударственных отношений. Государство» исходя из военно-стратегических или внешнеполитических обстоятельств» диктуемых его местом и ролью в системе, равно как и их восприятием и интерпретацией политическим руководством, или из необходимости обеспечения своей безопасности, может практически сводить на нет те или иные связи с другими государствами, определяемые интересами второго уровня (экономическими, торговыми, культурными и проч.). <...>
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1191;