Основные направления английской политической и правовой
мысли в XVII – первой половины XIX вв.
Английская буржуазная революция XVII в. имела гораздо больший резонанс, чем нидерландская (голландская) революция, прошедшая за несколько десятилетий до нее. Она открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран западной Европы. Наиболее цельное выражение политико-правовые учения Англии XVII в. нашли отражение в концепциях Томаса Гоббса ( 1588-1679гг.) и Джона Локка ( 1632-1704 гг.)
Политико-юридическая доктрина Томаса Гоббса содержится в основном в таких его трудах, как "Философское начало учения о гражданине" и "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Близость к роялистским кругам, боязнь революционных потрясений, нашли отражение в политических и правовых пристрастиях Гоббса.
Учение Гоббса о государстве и обществе вытекает из его понимания человеческой природы. Он разделяет взгляды утверждающейся буржуазии о том, что люди в силу своей эгоистической природы в прошлом жили в состоянии вражды, ненависти. Это мешало осуществлению естественных законов. Для преодоления этого состояния и обеспечения безопасности требовалась сила, каковой, по Гоббсу, и является государство. Возникновение государства он связывает с общественным договором между людьми. Они передают государству свои естественные права в целях самосохранения. Сравнивая состояние общества: негосударственное, с царящими в нем несвободой, страхом, ненавистью, и гражданское, государственное, он утверждает, что совершенствование человеческой природы происходит только в условиях гражданской организации.
Государство у Гоббса как сторонника механистической теории общественного развития - единое лицо (не сводящееся, однако к механической сумме составляющих его элементов). Носитель этого лица, называется сувереном, обладающим верховной властью. Мыслитель, отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, не видел необходимости в разделении властей. Однако он допускает право подданных на восстание против суверена при нарушении им естественного закона, посягнувшего тем самым на жизнь людей.
Томас Гоббс различает три вида власти в зависимости от того, кто является носителем таковой. Если власть принадлежит одному человеку - это монархия, если - собранию всех, кто хочет участвовать во власти, то это демократия или народовластие, если - собранию лишь части горожан, то это аристократия. Предпочтение отдается абсолютной монархии. Теологическая концепция божественного происхождения королевской власти им отвергается.
По своему происхождению Гоббс выделяет государства, основанные на установлении - возникшие в результате добровольного соглашения, и основанные на приобретении, где власть приобретается с применением силы.
Сохранение государства и общества в его концепции возможно только при соблюдении "естественных законов" (стремление к сохранению жизни). Естественным законам силу обязательного закона гражданских прав придают, с этой точки зрения, указы верховной власти, т.е. Гоббс практически отождествляет юридические законы общества и естественные законы.
Таким образом, государство, по Гоббсу, - социальный институт, реализующий разумность человеческой природы, результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа. Только вне общества, считает он, возможны война, страх, бедность, невежество и дикость. В то же время им допускается мысль, что государство возникает в процессе политического отчуждения значительной части принадлежащих народу естественных прав и свобод. Интересы государства объявляются высшим критерием морали, ему должны подчиняться все, в том числе и церковь. Религии Гоббс отводит роль идеологического оружия государственной власти для обуздания народа. Личные отношения формируются под контролем государства, дозволяющим делать все, что не запрещено законом, правилами, утвержденными сувереном.
В своей концепции Гоббс проводит четко различие между правом и законом. Право для него - это свобода что-либо делать, а закон - предписание делать или не делать что-либо.
Естественные законы Гоббса неизменны и вечны, являются предписаниями правового разума. Гражданские законы он именует искусственными цепями для подданных, свобода которых состоит в обойденных молчанием законодателя сторон жизни людей . Сам суверен (законодатель) не подчинен гражданским законам, его свобода носит надзаконный характер. Гражданские законы Гоббс подразделяет на распределительные и уголовные. Первые адресованы всем подданным и определяют их права. Речь идет здесь по существу о вопросах частного права (материального и процессуального). Вторые адресованы должностным лицам и определяют наказания за нарушение законов. Наряду с гражданскими законами Гоббс выделяет законы божественные - заповеди Бога, адресованные определенному городу или определенным лицам, являющимися представителями Бога на земле. Для того, чтобы сгладить свои теологические уступки, мыслитель признает божественный характер естественных законов при сохранении их автономного рационалистического смысла /23/. На место бессмертного Бога он ставит законодателя - государство. Наделяя суверена управленческими, контрольными и цензорскими полномочиями, Гоббс тем самым определяет и основную функцию законодательства как орудия проведения в жизнь важных идеологических и духовных установок.
Таким образом, в политико-правовых воззрениях Томаса Гоббса отразилась вся противоречивость принадлежащей ему эпохи.
Политические и правовые проблемы нашли теоретическое обоснование в трудах другого видного буржуазного идеолога XVII в. Джона Локка (1632-1704гг.). Свое понимание политико-правовых проблем он изложил в работе "Два трактата о государственном правлении". Рассматривая вслед за Гоббсом естественное состояние человеческого общества, Локк понимает его не как состояние войны, а наоборот, мира, полной свободы равенства. Механизма, обеспечивающего сохранение естественных прав (права собственности, личной свободы, состояния равенства) как и у его предшественника, у Локка нет.
Новый порядок в государстве утверждается посредством общественного договора, основанного на принципе "согласия". Общественный договор у Локка - это не отказ от власти и передача ее в руки одного лица или группы их, а соглашение одного лица с другими об объединении в сообщество с целью мира, безопасности и стабильности. В условиях общественного договора люди не отказываются от естественных прав как таковых, так как соглашение носит строго определенный характер и цель. Имея конкретные функции, верховная власть не может в силу этого покушаться на естественные права человека.
В целях предотвращения злоупотреблений со стороны государства своими полномочиями и упорядочения отношений между его различными органами, Локк обосновывает принцип разделения властей на законодательную и исполнительную, наделив первую верховными полномочиями. Наряду с этим он рассматривает проблему контроля и ограничения государственной власти, гарантий от нарушения закона и соблюдения режима суверенитета личности. Интересами обеспечения основных прав личности проникнута вся концепция Локка.
Личная собственность рассматривается мыслителем как гарант не только свободы и независимости человека, но и как принцип организации общества по законам природы. Частная собственность рассматривается им как вечная, обязательная сторона жизни гражданина, общества и государства.
Типологию форм государственного правления Локк дает, основываясь на таком критерии их выделения, как субъект законодательной власти: монархия - власть одного, наследственная монархия - одно лицо и его наследники, выборная монархия - одно лицо пожизненно и демократия как форма правления, предполагающая выборность должностных лиц. Локк был сторонником конституционной монархии, одним из родоначальников английского либерализма.
С позиции зарождающегося буржуазного либерализма решает Локк и вопросы соотношения права и закона. В догосударственном состоянии, полагает он, в обществе существует естественный закон, закон природы. Подчиняясь закону природы, преследуя свои интересы, отстаивая свою жизнь, человек стремится не навредить другому. В этом отношении сущностная характеристика естественного закона у Локка отличается от его понимания у Гоббса. Определяя основные права человека, он трактует их как право собственности (право на свое, собственное - жизнь, свободу, имущество. С целью преодоления недостатков естественного состояния люди передают себя под власть государства, на договорных началах.
Локк, опираясь на суверенные правомочия народа как учредителя государства, допускает законное сопротивление людей любым злоупотреблениям верховной власти, вплоть до восстания против нее и разрыва договорных отношений с государством. Принцип согласия, положенный им в основу общественного договора, противопоставляется феодальным представлениям о прирожденном подданстве людей.
Таким образом, в учении Локка речь идет не только о договорном характере происхождения государства, но и о договорной форме установления гражданства применительно к каждому отдельному человеку. "Только согласие людей, родившихся под властью какого-либо правительства, - отмечает Локк, делает их членами этого государства" /24/. Идея неотчуждаемости основных естественных прав и свобод человека в его гражданском состоянии является ключевой в его учении.
Локковская идея свободы лежит также в основе его правопонимания. В своей концепции он не противопоставляет естественную свободу закону. В гражданском состоянии свобода конкретизируется, приобретает общественную значимость.
Гражданские законы, в свою очередь, должны соответствовать велениям естественного закона. Ни для одного человека, считает Локк, закон не должен делать исключения, дабы не поставить государственную власть в состояние войны против народа. В противном случае народ может использовать "оставшуюся у него верховную власть отстранять или изменять состав законодательного органа". В этом положении отчетливо проявляется идея неотчуждаемого в пользу государства народного суверенитета.
Таким образом, гражданский закон в идеале должен, согласно Локку, реализовать все требования естественного закона и обеспечить их публично-властной защитой . Провозглашенные Локком положения о разделении властей, верховенстве закона, суверенитете народа ныне рассматриваются в качестве основополагающих принципов государства.
Либерально-правовые идеи, заложенные в Англии XVII в., получили дальнейшее развитие в XVIII-XIX веках. Англия этого периода превратилась в ведущую капиталистическую державу. Буржуазия стремилась к утверждению тех норм права, которые в наибольшей степени отвечали бы ее интересам.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1004;