Политические и правовые учения эпохи Возрождения

И Реформации

Возрождение и Реформация - самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода вновь обращают свои взгляды в античность, но возрождение древнегреческой традиции преследовало совершенно иные цели, чем это имело место в более ранние периоды рассматриваемой эпохи.

Эпоха западноевропейского Возрождения вела к освобождению общественной мысли от религиозных догматов, придавая ей разумное начало. В идеологических концепциях первых буржуазных ученых политика рассматривается не как результат божественных установлений, а как следствие научного познания объективного мира. В это время изменения в научных идеях имели огромное значение для последующих изменений в политике и праве. Но утверждение новых взглядов в вопросах общественно-политической и правовой организации общества встречало мощное сопротивление со стороны католической церкви, все еще сохранявшей свое влияние в обществе.

Реформация наносит новый удар по идейно-политическому могуществу католической церкви. Она выдвигает идеи, отражавшие интересы нарождающейся буржуазии. Сущностное ядро политико-правовых воззрений мыслителей эпохи Реформации составили требования независимой от церкви светской власти, терпимости к инакомыслию, демократизации церковной жизни, активизация людского потенциала в целях ускорения прогресса общества.

Совершенно новым явлением в эпоху позднего средневековья стало появление в общественной жизни социалистических учений. В утопических произведениях выдвигаются требования ликвидации монархии и утверждения республиканского демократического строя, уничтожение частной собственности, установление всеобщности труда и общественной организации производства.

На Руси в этот период, несмотря на некоторое своеобразие ее развития, выдвигаются в чем-то схожие идеологические концепции по вопросу сильной государственной власти, наблюдается движение еретиков, реформационные процессы в церкви, вооруженные выступления крестьянских масс. Но если на Западе все перемены были связаны с борьбой самоопределяющейся буржуазии против феодально-церковных устоев, то на Руси - с борьбой государей за укрепление самодержавия.

2. Политическое и правовое учение Никколо Макиавелли. «Государь» («Князь»). « Макиавеллизм».

Видным представителем эпохи Возрождения, выступившим против тирании церкви в жизни общества и ее догматов был итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). В ряде работ социально-политического плана ("Государь", "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия", "Искусство войны" и др.) он связывает будущее общества с незыблемостью частной собственности и свободой личности. Для Макиавелли политика - не результат божественных установлений, а следствие познания реальной действительности. Выдвигается своеобразное требование в отношении к религии: не отвергать ее, а подчинить политике. Наиболее отвечающей нуждам буржуазии Макиавелли считает такую форму государственного управления, как абсолютная монархия, рассматривая ее лишь как переходную ступень к новому общественному устройству.

Социальным идеалом, по Макиавелли, оказывается умеренная республика, сочетающая в себе монархические, аристократические и демократические элементы. В борьбе против знати и дворянства мыслитель на стороне народа. Но дворянство он, однако, полагал необходимой частью государства, из которого формируется часть государственного управления.

В работе "Государь" он выделяет особо качества, необходимые политику (правителю) в целях упрочения и расширения государства, включая в их число и аморальные, полагая, что цель оправдывает средства. Макиавелли сторонник соблюдения законов, необходимых для обеспечения общественной безопасности.

«Макиавеллизм» и учение Макиавелли нельзя отождествлять. Хотя в основе «макиавеллизма» лежит выражение « цель оправдывает средства», это не означает, что Николо Макиавелли придерживался этого. Только великая цель, направленная на общее благо, такая как объединение страны, например, может быть оправдана, по Макиавелли, любыми средствами. Термин «макиавеллизм» появился спустя два века после смерти мыслителя. По- разному, было воспринято выражение «цель оправдывает средства» фашистами, социалистами, либералистами и др., которые присвоили ему имя Макиавелли.

Основные направления политико-правовой идеологии эпохи Реформации в Германии и других странах Западной Европы. Политико-правовые идеи Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.

В начале XVI в. страны Западной Европы охватило движение, направленное на реорганизацию католической церкви и получившее название Реформации. Его идейным вдохновителем в Германии был Мартин Лютер (1483-1546гг.) - доктор богословия. В отношении к религии занимал демократическую позицию, полагая, что она - дело добровольное, выступал за отмену индульгенций, равенство паствы и духовенства как перед Богом, так и в отношении друг к другу. Выступал за существование двух независимых правлений, учрежденных Богом: светское и духовное. Светское правление ведает законами, распространяемыми на землю и отношения людей друг к другу, духовное - законами, заключенными в Евангелии и распространяющимися на небо и душу. Его учение не выходило за рамки бюргерской ереси, хотя и послужило идейным толчком к крестьянской войне в Германии.

Ее возглавил Томас Мюнцер (1490-1526 гг.), оценивавший Реформацию с точки зрения глубины ее социальных преобразований. Политическая программа Мюнцера сводилась к требованиям установления общественной собственности на имущество, уничтожения эксплуатации, обязательности труда для всех членов общества, и социального равенства. Авторитету веры Мюнцер противопоставил авторитет знания.

В результате поражения крестьянской войны лютеранство одержало победу, и было признано равноправной с католической церковью. В результате его воздействия произошел раскол католической церкви, появление еще нескольких религий и сект, наиболее радикальным из которых был кальвинизм.

Основателем кальвинизма является Жан Кальвин (1509-1564 гг.), установивший выборность в церковной общине. Выборность церковных деятелей подготовила почву для выборности и светских деятелей во властные структуры социума. Основную идею концепции Кальвина составляет положение о божественной предопределенности всех проявлений социальной жизни людей. Он приспосабливает религию в интересах упрочения основ капитализма через активизацию деятельности людей, своим трудом содействующих становлению новой системы социальных отношений.

Католическая церковь бросила все силы на подавление реформаторской деятельности, добившись определенных результатов.

В сложной социально-политической обстановке противостояния католической церкви и еретических движений определились два направления политической мысли. Мыслители, в учениях которых отстаивались интересы феодальных кругов, стали называться тираноборцами. Защищая феодальную раздробленность, отвергая монархические формы правления, они в целом преследовали реакционные цели. Однако отдельные их представители выступали с радикальными взглядами. К числу таковых относится Этьен Ла Боэси. В трактате "Рассуждение о добровольном рабстве" он открыто выступает против монархического строя, полагая его антигуманным, отнимающим у народа естественное право на свободу и превращая его в раба.








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1365;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.