Политические и правовые учения в Голландии в XVII веке
Первой страной, где в ходе политической борьбы против господства испанской монархии и местных порядков была установлена буржуазная республика, является Голландия. Политическая жизнь в Голландии определялась противостоянием двух основных партий - республиканской (буржуазно-патрицианской) и оранжистской (приверженцев правления Оранского дома). В разработку ранней политико-правовой мысли крупный вклад внесли нидерландские мыслители Гуго Гроций и Бенедикт (Барух) Спиноза.
Гуго Гроций (1583-1645 гг.) - первый крупный теоретик естественного права этого периода. В своей основной работе "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народа, а также принципы публичного права", он формулирует рационалистическую доктрину естественного и международного права Нового времени, выстраивает теоретическое обоснование нового правопонимания, основных начал и принципов политико-правовых отношений.
По Гроцию, вопросы войны и мира - это вопросы права и справедливости, а предметом политической науки является целесообразность и польза.
Под естественным правом он подразумевает то, "что возникает из самой природы", в отличие от того, что оказывается следствием волеустановления. Естественное право, считал Гроций, покоится на основе требований разума, облекается в научную форму. Волеустановленное право, изменчивое в разных местах, должно исходить из естественного права. Находясь под влиянием политико-правовых ориентаций прошлых теологических учений, он предусматривает в своей концепции и божественное право как проявление волеустановленного права.
В вопросе о происхождении государства Гроций исходит из утверждения, что государство есть "совершенный союз свободных людей, заключенный ради защиты частной собственности, соблюдения права и общей пользы", то есть государство - чисто человеческое установление, хотя и одобренное Богом. Важнейшим признаком государства у него является верховная власть, носителем которой в зависимости от форм правления может быть одно лицо, группа лиц или собрание, либо сочетание того, и другого. Люди должны подчиняться верховной власти на основании "Закона о непротивлении".
Оценку международного права Гроций дает с позиций общей оценки права, отличительным признаком которого является сила. Поэтому война как состояние борьбы силой не противоречит естественному праву. Однако, это утверждение относится не только ко всем войнам, а лишь к справедливым, связанным с сохранением целостности государства, защитой имущества. Несправедливые войны, он именует захватническими, поскольку они преследуют цель овладения чужим имуществом, покорения других народов. Конечной целью войны, по Гроцию, является заключение справедливого, основанного на естественном праве, мира.
Дальнейшее обоснование идей, поднятых Гроцием, продолжается в произведениях другого нидерландского мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632-1677гг.).
Его политико-правовые взгляды изложены в ряде произведений, главным из которых является "Этика, доказанная геометрическим методом". В ней он доказывает, что единственно приемлемый метод исследования как природы, так и общества - дедуктивно-аксиоматический, математический ("геометрический") метод.
Рассматривая проблему естественного права и государства, Спиноза исходил из утверждения, что вся природа, а также общество и человек как части ее, существуют на основе естественного права, т.е. подчиняются его законам и правилам. Стоя на позициях пантеизма (отождествления Бога и природы), законы природы он считает решениями Бога.
По природе и естественному праву люди у Спинозы - враги. Их естественно-правовые отношения строятся на фактической силе, мощи. "Высший закон природы", несмотря на противостояние людей друг другу, диктует стремление каждого к самосохранению. В целях самосохранения люди прибегли к выводу о необходимости заключения общественного договора о создании государства. Посредством заключения договора люди, полагал Спиноза, переходят из естественного состояния в гражданское. Отличительным признаком гражданского состояния он считал наличие верховной власти. Под верховной властью, выступающей как сила и мощь, мыслитель в конечном счете понимал суверенитет государства. Верховная власть не связывается никаким законом. Власти передается часть естественных прав каждого члена общества, поэтому подчиняться ей должны все. Сильная власть, по Спинозе, является гарантией соблюдения законов. Все то, что выходит за пределы функций государства, относится Спинозой к естественному праву человека. Таковыми он считает свободу слова, право на распространение своего учения, мнения и др. Отсюда следует, что мыслитель одним из первых обосновал правовой принцип, в соответствии с которым предметом законодательства могут быть только действия, а не мысли и суждения людей.
Таким образом, последоговорное право гражданина характеризуется Спинозой как "частное гражданское право", т.е. дозволенная властью часть естественных прав. Реализация людьми недозволенной государством остальной части естественных прав, считается преступлением.
В русле доктрины естественного права и договорной теории государства дается анализ соотношения права и закона. Естественное право понимается им как право каждого природного существа на все, что в его власти. Границы такого права определяются желаниями и возможностями индивида. Гражданское право формируется, по Спинозе, путем договора людей об учреждении общества, верховной власти и государства, добровольного переноса части своего природного права на верховную власть.
Решая вопрос о формах государства, он выделяет в качестве таковых монархию, аристократию и демократию. Упоминаемая им тирания к числу таковых не относится. Отмечая некоторые достоинства монархии и аристократии, предпочтение отдается им демократии. Он характеризует ее как "всецело абсолютную форму верховной власти".
Международные отношения строятся, по Спинозе, на естественных отношениях силы по принципу "войны всех против всех". Однако война должна, полагал он, вестись только в целях мира. Чем больше государств заключает мир, считал Спиноза, тем менее страха внушает каждое из них в отдельности.
Спиноза вошел в историю политической и правовой мысли как прогрессивный мыслитель-гуманист, первым из буржуазных идеологов давший теоретическое обоснование демократии и оценивавший разум как основу всех и каждого.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1366;