Учение о государстве и праве Жана Бодена.
С противоположными тираноборцам взглядами выступил Жан Боден - французский политический деятель, правовед и социолог. Он - сторонник укрепления наследственной власти монарха как важнейшего средства установления национального единства. В работах "Шесть книг о Республике, "Метод легкого изучения истории" он раскрывает природу государства, место монарха в нем, зависимость истории народов от их географического положения. Государство, полагал Боден, возникает из семьи или из колонии, происшедшей от другого государства. Учреждение государства осуществляется по принуждению сильнейших или по добровольному согласию народа на переход в подчинение других. Приоритетной формой государственного правления признается наследственная монархия. Боден впервые сформулировал понятие суверенитета государства. Согласно его утверждениям, суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства, власть над гражданами и подданными, не связанная никакими законами.
Боден исследовал и такие сложные формы государства, как федерацию и конфедерацию. Федерацией он считает образование, основанное на неравенстве, полагая, что суверенитетом может обладать только союз в целом. Конфедерация им относится к числу соединений государств, каждое из которых имеет равные права, т.е. обладает суверенитетом.
5.Политические и правовые идеи Томаса Мора»Утопия» и Томазо Кампанеллы «Город Солнца»
В условиях позднего феодализма возрождаются античные идеи социализма, но уже на совершенно иной социальной основе. Первоначально они разрабатываются в форме утопического социализма.
Родоначальником утопического социализма является Томас Мор (1478-1535 гг.), труд которого "Утопия" лег в основу нового учения. В отношении к монархии Мор занимает крайне отрицательную позицию. В его учении резкой критике подвергаются агрессивная внешняя политика, угнетение подданных. Главной причиной социального неблагополучия Томас Мор считал господство частной собственности. Политический строй Утопии демократичен. Все административные должности выборны. Важные государственные вопросы решает народное собрание.
В рамках социальной утопии строит свою концепцию государства и Томмазо Кампанелла - итальянский социалист-утопист (1568-1639 гг.). В своей основной работе "Город Солнца" он определяет основной принцип совершенного общественного строя: абсолютное равенство всех граждан в политическом и экономическом отношениях.
Глава идеального государства выступает одновременно в двух функциях: и философ, и первосвященник. Высшим правительственным органом в республике является Совет, состоящий из первосвященника, трех его помощников и нескольких высших сановников. Первосвященник и три его помощника не сменяемы.
Таким образом, в политическом строе Томмазо Кампанеллы принцип демократии сочетается с принципом «правления мудрых».
РАЗДЕЛ III Политические и правовые учения XVII – первой половины XIX вв.
Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII – XVIII вв.-2ч.
1. Общая характеристика политической и правовой идеологии в период ранних революций эпохи формирования индустриального общества. Общая характеристика теории естественного права.
2. Политические и правовые учения в Голландии в XVII веке.
Политическое и правовое учение Гуго Гроция. Книга « О праве войны и мира». Теоретическое обоснование концепции естественного права. Гроций о суверенитете государственной власти, международном праве, войне и мире.
Учение Бенедикта (Баруха) Спинозы о праве и государстве. Спиноза об естественных, неотчуждаемых правах граждан и границах деятельности государства. Спиноза о свободе (мысли, слова и др.)
3. Основные направления политической и правовой мысли в период английской революции XVII века.
Политическое и правовое учение Томаса Гоббса. Учение об естественных правах и естественных законах.
Обоснование социально-политического компромисса 1688 г. в Англии в либеральном политическом и правовом учении Джона Локка. Неотчуждаемые права человека. Теория разделения властей.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1285;