Общая характеристика политико-правовой идеологии Просвещения
Элементы просвещения, заложенные мыслителями периода буржуазных революций в Голландии и Англии, достигли своего наивысшего расцвета во Франции. Объективными предпосылками становления классических образцов Просвещения в этом регионе мира явилось обозначившееся к середине XVIII в. резкое противостояние буржуазии и абсолютной монархии. В целях политической власти буржуазия пошла на сознательный союз с народными массами, что способствовало радикальным преобразованиям в общественной жизни. Программным документом осуществляемых революционных перемен были труды видных деятелей Французского Просвещения.
Одним из вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения является Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.). Псевдоним Вольтер им был взят в 1718 году. У него нет специальных работ, посвященных политико-правовой проблематике. Но вопросы политики права нашли выражение в работах, посвященных другим проблемам. В его воззрениях нашли отражение проблемы правоведения, государственного управления, свободы.
Выступая за предоставление каждому человеку естественного права, он имел ввиду, при этом, свободу слова, печати, совести и полагал, что свобода зависит от хороших законов. Признавая юридическое равенство людей, мыслитель отвергал равенство социально-политическое, мотивируя этим неизбежность существования класса бедных и богатых.
Испытывая страх перед выступлением трудящихся масс, Вольтер был противником революции снизу. По этой причине он не признавал народовластие, приобщение низов к образованию и допускал религию как средство обуздания политических инициатив народа. Низшие слои общества вообще лишались им политических прав. Отрицая возможность революции снизу, Вольтер считал допустимой таковую только сверху.
В вопросах политической власти мыслитель не сформулировал однозначно свою позицию. По ряду высказываний Вольтера можно сделать заключение, что он был сторонником "просвещенной монархии". Правитель, согласно его воззрениям, должен обладать универсальными знаниями для понимания необходимости тех или иных реформ. Поэтому идеалом правителя у него является король-философ.
2. Учение Шарля Луи Монтескье о государстве и праве. Книга “О Духе законов”. Монтескье о свободе и равенстве. Теория разделения властей. Учение о формах государства. Классификация законов.
Другим крупнейшим мыслителем эпохи Французского Просвещения был Шарль Луи де Монтескьё (1689-1775 гг.)- философ и правовед. Основными работами по политико-правовым проблемам у него являются "Персидские письма"(1721г.), "Размышления о причинах величия и падения римлян"(1734 г.) и особенно - "О духе законов" (1748 г.).
В анализе истории человеческого общества он руководствовался принципом историзма. В отношении к договорным теориям занимал крайне отрицательную позицию, полагая, что они легимитируют открыто гражданскую сделку народа и власти. В противовес критикуемым теориям общественного договора Монтескье считал образование государства объективным историческим процессом. Главную цель государства он усматривал в применении противоречий между людьми и установлении правовых форм разрешения всех споров.
В вопросах форм государственного правления Монтескье признает существование монархии как правления одного человека посредством установленных неизмененных законов; республики, при которой верховная власть находится в руках либо всего народа (демократия), либо части его (аристократия); и деспотической формы, характеризующейся волей и произволом одного лица. Республику он считал приемлемой для небольших государств, монархию - для средних, деспотию - для обширных империй. Допускается им также установление на обширных территориях и республики на федеральной основе ее устройства. Ни одна из форм устройства, полагал мыслитель, не гарантирует обеспечения всей полноты прав и свобод граждан, если отсутствует разделение властей. Выделяя три направления власти - законодательную, исполнительную и судебную, Монтескье выдвигает идею распределения власти пропорционально слоям общества. Основная цель разделения властей - недопущение произвола и злоупотреблений, обеспечение взаимного сдерживания и контроля, правильного исполнения законов.
В вопросе соотношения права и закона, мыслитель считал, что закон должен исходить из права и поэтому учитывать дух народа, для которого он создается. Закон вообще у Монтескье - это человеческий разум, управляющий всеми людьми. Отсюда он делает вывод о том, что "политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума" /28/.
Особое внимание уделяется в рассматриваемой концепции "краеугольным законам", свойственным каждой форме правления. Природа каждой формы правления определяет основные, конституирующие данный строй, законы.
Специальное внимание обращает мыслитель на соотношение закона и свободы. Он выделяет институциальный и личностный аспекты свободы. В институциальном аспекте политическая свобода устанавливается распределением властей в государстве. В личностном плане политическая свобода во многом зависит от совершенства уголовных законов. Свобода у него торжествует там, где уголовные законы налагают наказания в соответствии со спецификой преступления. Такое наказание исключает насилие над человеком.
В своих воззрениях не обходит мыслитель не менее значимый в юридической теории вопрос о законодательной технике, способах составления законов. В разработке теории законов Монтескье прочно опирается на знание истории законодательства многих стран.
3. Политическая философия Ж. Ж. Руссо. Учение об естественном состоянии. Руссо о праве и равенстве. Ступени общественного неравенства. Понятие “общей воли” и “воли всех”.
Если Вольтер и Монтескье были выразителями идей буржуазного либерализма, то Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) являлся основателем нового направления политической мысли - буржуазного радикализма. Это направление выражало интересы мелкобуржуазных слоев города и деревни. Как и многие мыслители того времени, Руссо придерживался теории естественного состояния.
Основные принципы его концепции - демократизм, гуманизм, антимонархизм и коллективизм. Переход из естественного состояния в гражданское, по Руссо, осуществляется на основе общественного договора.
Общественное соглашение дает государству неограниченную власть над всеми участниками соглашения. Эта власть, согласно мысли Руссо, направляемая общей волей, и есть суверенитет (верховная власть), принадлежащий народу. Суверенитет народа, заключаемый в его законодательной власти, неотчуждаем и неделим. Поэтому у Руссо нет необходимости в представительной власти. Из рассуждений мыслителя о соотношении законодательной и исполнительной властей не следует, что он был сторонником разделения властей. У политического организма, каковым у Руссо является государство, есть две силы, обеспечивающие его функционирование - это законодательная и исполнительная власть. Законодательную власть Руссо характеризует как "сердце государства". Законодательная власть как суверенная должна осуществляться только самим народом. Исполнительная власть, создаваемая не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредника между ним и подданными, осуществляется теми, кому она вручена - монархией, аристократией или же демократией. Исполнительная власть подконтрольна народу.
Народ у Руссо обладает исключительными правами. Он вправе решать вопрос о пересмотре формы правления, расторгнуть общественный договор и вернуть себе естественную свободу. В экстремальных для государства и общества ситуациях возможно временное приостановление действия законов и возложение заботы об отечестве на пользующегося доверием народа диктатора.
Среди своих современников Руссо был самым последовательным сторонником революций. Он считал, что помимо политического, они имеют и положительное моральное значение. Идеи Руссо легли в основу государственной деятельности якобинцев.
Более умеренными были взгляды французских просветителей-материалистов Дени Дидро (1713-1784 гг.), Клода Адриана Гельвеция (1715-1771 гг.).
Дени Дидро в своей знаменитой "Энциклопедии", которая состоит из 35 томов, выразил свои взгляды по проблемам государства и власти. Он был сторонником теории естественного права, возникновения государства путем взаимного договора людей, источником государственной власти и политического строя полагал народ. Смену феодального строя считал возможным осуществить путем реформ и воспитания народа. В вопросах форм государственного правления предпочтение отдавал республике.
Клод Анри Гельвеций, как и Дидро, был противником религии. В работе "Об уме" высказывает соображения о том, что управление народом можно осуществлять либо на законах и соглашениях, либо на произволе.
В вопросе о формах правления приводит рассуждения о том, что наиболее радикальной является та, при которой у власти стоит просвещенный правитель. В работе "О человеке" Гельвеций определяет свою позицию на законы. Он выступает поборником справедливых законов. Закон, провозглашающий общее благо, рассматривается им в качестве исходного основания для формулирования всех прочих законов. Они - лишь вспомогательные средства его обеспечения.
Последним из французских материалистов того времени был Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.). Его основные политико-правовые взгляды даны в работах "Система природы", "Естественная политика или беседы об истинных принципах управления". Сочинения Гольбаха направлены против основ феодального строя, абсолютной монархии и религии. Гольбах - защитник частной собственности, полагал, что она всегда была неотъемлемой правом человека.
При оценке содержательной стороны политики настаивает на понимании ее как искусства управления людьми, умения направлять их силы и энергию на сохранение и благополучие общества. Основной задачей политики он считает содействие объединению частных стремлений для достижения единой цели. Политика в адекватном ее выражении должна выстраивать взаимоотношения индивидов, основанные на свободе и стремлении к общему благу общества. Нормы взаимоотношения между отдельными индивидами переносятся им и на международный уровень. Отрицательной оценке подвергаются захватнические войны.
Впервые у Гольбаха имеет место анализ прогностической функции политики. Она должна, считает мыслитель, предвидеть будущее и предупреждать ход событий. Не менее важна воспитательная роль политики, проявляющаяся в формировании нравов народа, воспитании у него качеств, способствующих процветанию и безопасности государства.
При оценке сущности закона Гольбах исходит из учета географического фактора. Он подчеркивал, что в силу особенностей развития и географического положения, страны не могут руководствоваться одними и теми же законами. Законодательство не является вечным и неизменным на все времена. Необходимость время от времени менять законодательство объясняется им тем, что законы обладают способностью инверсировать, менять свое содержание на противоположное.
Гольбах отдает предпочтение конституционной монархии, при которой правители являются уполномоченными общества, от которого исходит суверенная власть. Права государя - это права, которые ему доверила нация. Законы, выражающие волю общества обязательны, по Гольбаху, для исполнения и главе государства.
Многие политические и правовые идеи мыслителей Просвещения нашли свое воплощение в ходе Великой Французской буржуазной революций и в практике социально-политических преобразований последующих эпох.
Тема 10. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость.-1ч.
1. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли.
2. Политические и правовые взгляды Томаса Пейна. Особенности теории естественного права. Пейн о праве народа на революцию.
3. Политические и правовые взгляды Томаса Джефферсона и их воплощение в “Декларации Независимости США”.
4. Политические и правовые идеи “федералистов”. Идеи конституционализма и федерализма. Теория разделения властей. Александр Гамильтон. Джон Адамс. Джеймс Мэдисон. Джон Джей.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 2536;