Учение Иммануила Канта о государстве и праве.
Политико-юридические взгляды Канта содержатся в основном в таких его трудах, как "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве", "Критика практического разума" и др. На его воззрения большое влияние оказали политико-правовые прогрессивные идеи предшественников и результаты французской буржуазной революции. Маркс подчеркивал, что "философию Канта можно считать немецкой теорией Французской революции"/30/. Высшей ценностью им объявляется сознание, свободный разум. Поэтому политико-правовые проблемы решаются Кантом, как и Гегелем, в философской плоскости. Мыслитель верил в разум человека, который обусловливает достижение свободы действий каждым индивидумом в пределах должной нравственности и правовых законов. Нормы поведения, нравственные законы, возникающие под влиянием разума, он именует категорическим (безусловным) императивом.
Исходя из кантовского понимания блага, назначения государства, усматриваемых им в совершенном праве, мыслителя можно отнести к числу создателей концепции правового государства. Кантом глубоко обосновывается идея правового государства, морали и права, международных отношений и др.
"Государство, - пишет Кант, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам". В вопросе происхождения государства Кант близок к Руссо. Переход людей от жизни в естественном состоянии к жизни в гражданском обществе произошел, считает он, посредством договора. Общественный договор заключают между собой люди с хорошо развитой моралью. Необходимость государства связывает Кант не с практическими нуждами членов общества, а с категориями, принадлежащими умопостигаемому миру.
Под благами государства он понимает состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права.
Кант является сторонником верховенства народа. Он провозглашает свободу и равенство всех граждан в государстве. Однако его понимание суверенитета народа менее демократично, чем у Руссо. Прямое народоправство заменяется им на парламент с ограниченными по отношению к правительству правами, допускается разделение граждан на активных и пассивных (лишенных избирательных прав) в зависимости от хозяйственной деятельности.
Как и Монтескье, он полагает, что всякое государство имеет три власти: законодательную, принадлежащую суверенной "коллективной воле народа", исполнительную, сосредоточенную у правителя и подчиненную законодательной, и судебную, назначаемую исполнительной властью. Таким образом, он не трактует идею разделения как идею равновесия властей.
Формам государственной власти Кант не придавал особого значения, отдавая, тем не менее, предпочтение конституционной монархии. В зависимости от методов государственного управления различает республиканскую и деспотическую формы. Причем, он не считал республику синонимом демократии, а абсолютизм тождественным деспотии.
В вопросах общественного переустройства Кант ориентировался на мирный, реформистский путь преобразования, отрицательно относился к насильственной революции. Вместе с тем он допускает политическое неповиновение, идейное несогласие, но лишь только в рамках дозволенных средств борьбы.
Во внешней политике философ был приверженцем установления вечного мира, противником захватнических, грабительских войн, выступал за невмешательство во внутренние дела государств, за установление добрососедских отношений между ними, настаивал на соблюдении международных договоров. Идеалом социального развития считал мировую конфедерацию равноправных суверенных государств, условием возникновения которой является просвещение народов и объективные потребности развития стран.
Правовые взгляды Канта складывались также под влиянием французского Просвещения и конституционных актов первых лет французской революции. Его правовая теория основана на идеях свободной воли, правового равенства, на нравственном законе (категорическом императиве), предписывающем видеть в человеке не средство, а цель.
Категорический императив Канта "повелевает ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом" /32/. Предписываемые разумом нормы поведения (нравственный закон) предопределяют и содержание права. Право касается лишь действий индивидов и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения, дозволенность не запрещенного. Общественный договор об установлении гражданского состояния, учреждении государства, по Канту, также является не фактом, а всего лишь идеей разума, хотя имеющем несомненную практическую значимость. Договор как идея разума раскрывается в виде требования "правового государства" с господством в нем "правовых законов".
В основе идеи "правового государства" лежит построенная им логическая схема: нравственная свобода, составляющая сущность человека, требует внешних условий ее реализации; эти условия создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеобщую свободу; из необходимости права как внешнего принуждения следует существование государства, единственной целью которого является охрана свободы и равенства людей.
Учение Гегеля о государстве и праве. “Философия права”.
Критику бессодержательности и формализма кантовского категорического императива дает Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831гг.) - выдающийся немецкий ученый-философ, оставивший заметные вехи как в истории философской, так и политико-правовой мысли. Его политические взгляды первоначально определились под влиянием Великой французской революции. В последующем в результате усиления феодально-дворянской реакции после наполеоновских войн они претерпели изменения в сторону консерватизма. Основными работами, отражающими политико-правовые воззрения философа, являются "Философия права", "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве", "Феноменология духа".
Гегель решал проблемы государства и права с позиций объективного идеалиста. Философ отрицал естественно-правовую теорию происхождения государства. Он считал, что государство развивается из религии, а потому должно почитаться как некое "земнобожественное существо". Существование государства, считал Гегель, есть шествие Бога в мире. Его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Государство, по мысли философа, - такое нравственное целое и абсолютная неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами общества. Он трактует его как живой организм, в котором существует органически целостная свобода - свобода государственно-организованного народа.
В период становления буржуазных отношений, полагал Гегель, возникает наряду с государством гражданское общество как самостоятельное явление, занимающее положение между семьей и государством. Под граждански обществом понимается буржуазное общество. В гражданском обществе - каждый для себя - цель, все остальные для него ничто - лишь средства для реализации цели. Гражданское общество является всеобщей семьей, следящей за воспитанием детей, пресекающая произвол родителей и защищающее каждого своего члена. В обязанности гражданина такого общества входит, соответственно, соблюдение прав гражданского общества.
В разделе о гражданском обществе Гегель освещает также вопросы закона, правосудия, деятельности полиции. Эти институты должны защищать частную собственность и отстаивать интересы данного строя.
В политическом устройстве государства мыслитель различает гражданскую власть, направленную во вне. Гегель - сторонник наследственной конституционной монархии. Выступая за разделение властей, он считает, что конституционная монархия должна иметь три вида власти: законодательную, исполнительную и судебную. Все виды власти необходимо образуют органическое единство при объединяющей власти государя, которая есть вершина и начало целого -конституционной монархии.
Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Народ без своего монарха, утверждает Гегель, уже не есть государство, не обладает суверенитетом, правительством, судами, сословиями и чем бы то ни было.
В учении о международном праве он выступает против кантовской идеи о вечном мире, базирующемся на моральных, религиозных и других основаниях. Исходя из тезиса: "что разумно, то и действительно, что действительно, то и разумно", Гегель допускал решение споров между государствами путем войны как чем-то временном и преходящем. Войны, полагал мыслитель, ведутся гуманно и не вызывают у людей ненависти по отношению друг к другу.
Учение о праве излагается Гегелем в "Философии права". Понятие права он дает в трех значениях: 1) право как свобода (идея права); 2) право как ступень и форма свободы (особое право); 3) право как закон (позитивное право). Превращение права в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. В учении философа выделяются три основные ступени развития понятия права: абстрактное право, мораль и нравственность. Первое объективное выражение свободного духа есть абстрактное право. Оно является осуществлением свободной личной воли по отношению: 1) к внешним вещам - как право собственности; 2) к другой воле - как право договора; 3) к собственному отрицательному действию - через отрицание этого отрицания - как право наказания. Вторая ступень в понимании права - учение о морали - включает в себя умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. Учение о нравственности охватывает проблемы семьи, гражданского общества и государства.
В нравственности право объективируется в форме закона, позитивного права.
Гегель отстаивает идею связанности правителя законом. Правитель, считал он, обязан по частным вопросам признавать над собой власть суда. Закон, по Гегелю, выступает в качестве ограничителя неправедной воли гражданина и правителя и направляет волю в русло разумности и справедливости.
Недостатки гегелевского учения о государстве и праве проявляются в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности.
Философско-правовое учение Гегеля оказало очевидное влияние на последующую политико-правовую мысль, представляет оно интерес и в настоящее время.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1444;