Политические и правовые концепции основоположников позитивизма.

Позитивизм как направление в политико-правовой мысли определился на стыке двух эпох - Нового и Новейшего времени. Основателем позитивизма, известного также под названиями "социальная физика" и "социология", является Огюст Конт (1798-1857гг.).

Его теория позитивной философии противостояла модным в то время либеральным политико-правовым концепциям. Будучи в свое время учеником Сен-Симона, он унаследовал его идею о трех стадия интеллектуальной эволюции человечества (типов мышления): теологической, при которой все явления объяснялись на основе религиозных представлений; метафизической с характерным для нее объяснением всего происходящего с помощью абстрактных, априорных (доопытных) понятий, таких как права человека, общественный договор и т.д.; позитивной, в ходе которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Он исходил из того, что каждая из этих стадий отвечает интересам строго определенных классов. Теологическая - только для высших классов, метафизическая - преимущественно для среднего сословия (буржуазии). Низшие сословия тяготеют к положительной (позитивной философии), являющейся для них одновременно умственной и социальной опорой.

В соответствии с трехстадийной классификацией типов мышления выстраивает он и свою типологию государств. Первому типу соответствуют теократические государства, где светская и духовная власть едины. В них господствует аристократия. По Конту, государства этого типа тяготеют к насилию и завоеваниям. Второму типу соответствует господство философов и юристов, решающую роль начинает играть "средний класс". Позитивному типу мышления соответствует промышленная эпоха, возникает "социократия", устанавливающая гармонию, основанную на иерархии.

Являясь идеологом гармонического реформирования общества, мыслитель заявлял о необходимости проведения "позитивной" (научной) политики, опирающейся на социологию и подлинную религию. В основе ее лежит позитивная философия. Конт разрабатывает проект окончательного устройства человеческого общества - "социократии". В условиях социократии, средством достаточным для нормального сосуществования капиталистов и пролетариев, является всеобщее моральное осуждение эгоистического, сверх меры потребления богатства.

Воззрения Конта на право и права личности отличаются своеобразием. Само понятие "право", считает Конт, должно быть исключено из нормального политического языка. Такая установка имеет своей исходной причиной негативное отношение Конта прежде всего к субъективному праву, антиобщественному, как считал он, по своей природе.

Сильное влияние философия Конта оказала на социологическую теорию английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903 гг.). Многие идеи его политико-правовой философии содержатся в ряде статей, объединенных под общим названием "О надлежащей сфере государственного управления".

Свою теоретическую модель человеческого общества и государства он выстраивает по аналогии с биологическим организмом. Вместе с тем, он четко проводил различия между биологическими и социальными организациями. В живом организме, указывал Спенсер, элементы существуют ради целого, в социальном - наоборот. Отдельного человека Спенсер уподобляет клеточке живого организма. Он может существовать только в государстве (обществе), его интересы не могут противоречить интересам целого. В последующем он несколько корректирует эту позицию в утверждении, что главной целью "промышленного государства" является благо отдельного человека, охрана прав граждан /33/. Причиной, порождающей государства, он считает войны и насилие.

Спенсер выделяет два основных типа общества: военное, свойственное начальным типам становления общественного целого, и индустриальное. Военное общество по своему устройству схоже с армией. Его важнейшими чертами оказываются сильный централизованный контроль и жесткая иерархизация власти. Человек полностью поглощен обществом. Сопротивление власти расценивается как преступление. В индустриальном обществе слепое послушание уступает место свободе индивида, согласующейся со свободой действия других. На смену принудительной кооперации приходит свободная кооперация, основу которой составляет общественный договор и принцип справедливости.

Спенсер выступает сторонником представительного парламентского правления. Вся системы гражданских прав в государстве, считает Спенсер, базируется на естественном первичном праве человека, каковым является свобода. Для Спенсера основой права становится польза, понимаемая им в чисто биологическом смысле как приспособление к внешним условиям существования. Цель права - поддерживать условия для свободного осуществления деятельности организма; цель нормы права - индивидуальная свобода. Основным законом социального развития он считал закон выживания наиболее приспособленных обществ. Социализм мыслитель отвергал, революцию считал болезнью общественного организма.

Близкими по идейному содержанию являются труды немецкого правоведа Рудольфа фон Иеринга (1812-1892 гг.) и австрийского государствоведа и социолога Людвига Гумпловича (1838-1909 гг.). Оба они принадлежат к направлению социал-дарвинизма.

В трудах Иеринга "Дух римкого права на различных ступенях его развития", "Цель в праве", "Борьба за право" прослеживается восхваление государства как социального института. Государство у него есть организация социального принуждения, порождающая право, обеспечивающая его существование и управляющая им. Аналогичную позицию занимает и Гумплович, полагающий, что государству принадлежит решающая роль в порождении права и его существования. Государство Иеринга как орган принуждения характеризуется следующими признаками: наличием аппарата принуждения, публичным характером государственной власти, суверенностью. Целью государства у Иеринга является защита общих интересов от давления со стороны частных. В силу того, что интересы общества выше личных, то и государство выше личной свободы. Содержанием права у него также оказываются интересы общества в целом, защищаемые государством. Таким образом, объектом правоведения, по Иерингу, должна быть не логика, а реальные жизненные интересы людей. В отличие от Канта и Гегеля, Иеринг предлагает изучать право не как оторванную от жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий правопорядок, обусловленный социальными целями и интересами.

Источником права и способом его защиты, по Иерингу, является борьба социальных субъектов. В политико-правовой теории Иеринга борьба за право напоминает борьбу за существование видов, что послужило основанием говорить о социал-дарвинизме мыслителя. "В борьбе обретешь ты право свое" - этот принцип является лейтмотивом всей его политико-правовой концепции. Однако, если "борьба за право есть обязанность правомочного по отношению к самому себе, то защита права есть обязанность перед обществом" .

Учение Иеринга оказало влияние на формирование таких известных правовых доктрин ХХ века, как "юриспруденция интересов" в Германии и юридический прагматизм в США.

Гумплович, будучи теоретиком социал-дарвинистского толка, исходил из того, что история общества - это естественный процесс столкновения социальных групп в борьбе за существование. Возникает государство как организация господства меньшинства над большинством. Таким образом, причину происхождения и основу политической власти и государства он видел не в экономических отношениях, а в насилии, порабощении одних племен другими.

Для государства Гумпловича право и правопорядок не более чем средства, поэтому он отрицает наличие неотчуждаемых, т.е. естественных прав.

Интересные выводы, касающиеся ряда политико-правовых проблем, высказывает Георг Еллинек (1857-1911 гг.) - немецкий юрист, классик науки государственного права. Он - представитель юридического позитивизма.

В одной из главных работ "Общее учение о государстве" Еллинек впервые проанализировал государство не только с социологической, но и с юридической точки зрения, предопределив тем самым дуалистическую теорию государства. Социологический метод, по Еллинеку, означает рассмотрение государства в его эмпирическом существовании: возникновении, развитии и во взаимосвязи с другими социальными явлениями, в то время как юридический ориентирует на исследование государства в плоскости долженствования, через призму абстрактных нормативных правовых суждений.

В самом общем плане он рассматривает государство как часть общества, обусловливающую другие формы и в то же время являющаяся их продуктом. В вопросе о суверенитете государства Еллинек отмечает, что он означает власть, не знающую над собой власти, т.е. независимую власть. Суверенитет - правовое понятие, следовательно, полагает Еллинек, независимость государственной власти должна выстраиваться как правовая, а не фактическая независимость.

Мыслитель поднимает и такой весьма актуальный для своего времени вопрос, как союз государств. Союз не умаляет суверенитета его членов -независимых государств, имеющих лишь определенные, совместные функции. Для реализации решений союза всегда необходим волевой акт отдельных, входящих в него государств.

Иное дело союзное государство. Входящие в него отдельные государства не суверенны.

Еллинек одним из первых рассмотрел вопрос о политических партиях, характере, назначении и их месте в обществе. Политические партии, по Еллинеку не имеют государственного значения, не являются замкнутыми группами как партийные организации. Ставится им вопрос и о сущности псевдопартий, под которыми понимаются партии, преследующие личные, а не общие цели (например, религиозные, национальные партии).








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.