Тема 12. Политические и правовые учения в Западной Европе (в первой половине XIX века.)-1ч.

1. Общая характеристика основных направлений политико-правовой идеологии.

2. Основные черты политико-правовой идеологии либерализма первой половины XIX в. («Классический либерализм»).

3. Политико-правовые взгляды Бенджамина Констана (Франция). Политические и правовые идеи Иеремии Бентама (Англия). Особенности утилитаризма. Политико-правовое учение немецкого идеолога либерализма Л.Штейна.

4 .Политические и правовые воззрения представителей утопического социализма. Политико-правовое учение Сен-Симона. Взгляды Ш.Фурье на государство и право.Взгляды Р.Оуэна на государство и право.

5. Политические и правовые взгляды Макса Штирнера (Германия).

Видный политический деятель и правовед Иеремия Бентам (1748-1832гг.) был одним из выразителей отмеченных стремлений. Ему принадлежит разработка теории утилитаризма, реализующей принцип пользы для каждого и счастья для всех. С точки зрения этого принципа равенство, свобода, справедливость, могущество и т.п. служат единственно только одной цели - достижению счастья.

Закон в связи с обозначенной позицией есть зло, причем, зло вынужденное. В работе "Принципы законодательства" Бентам, определяя задачи законодателя, видит их в том, чтобы зло, чинимое использованием законов, было меньше того, с которым он борется. В вопросе об изменении законов, постулируется необходимость наличия специальных причин для этого.

Бентам был противником идеи общественного договора как исходного начала в возникновении государства, отрицал существование естественных, неотчуждаемых прав. В вопросе соотношения права и закона полагал, что между ними нет никакого различия. Все законы, согласно Бентаму, целесообразно разделить, на основе опыта, на несущие положительное или отрицательное содержание.

В вопросе использования законодательства мыслитель предлагал исходить из "отношения его содействия общему благу". Теория утилитаризма встала на защиту любых условий договора, продиктованных капиталистом рабочему.

В соответствии с потребностями буржуазного общества предлагается им реформирование права, его кодификация, уделяется внимание теории доказательств и др.

Отношение к формам правления у Бентама было неоднозначным. Первоначально он являлся сторонником конституционной монархии в Англии. В последствии становится приверженцем республиканского строя, основанного на разделении властей. В работе "Тактика законодательных собраний" он склоняется к однопалатной парламентской системе (без палаты лордов)

Роль правительства видел в обеспечении безопасности граждан и их собственности, отрицательно относился к вмешательству государства в сферу экономики. Он был сторонником демократизации политического строя, расширения избирательных прав в пользу женщин. В вопросах войны выступал за мирное урегулирование спорных вопросов, осуждал политику колонизации.

Последователем Бентама, развившим прогрессивные идеи его учения, был правовед Джон Остин (1790-1899гг.) - основоположник юридического позитивизма. К праву, данному человеку от рождения ("естественному праву"), относился критически, отдавая предпочтение позитивному (положительному) праву, данному людям государством.

В вопросе о сущности права отстаивал точку зрения, согласно которой право существует лишь как закон, идущий от суверена (отдельного лица, их группы, учреждения), приказ которого является обязательным для подчиненных. В подобной интерпретации права вопрос о нем как таковом вообще снимается.

В стремлении снять все препятствия в утверждении буржуазного права, Бентам предпринимает попытки максимальной защиты его без акцентации внимания на отрицательных сторонах такового, старается упростить реализацию на практике норм и принципов буржуазного законодательства.

Известный общественный деятель и философ, представитель либерального крыла английских мыслителей Джон Стюарт Милль направил свое учение на защиту индивидуализма, прав и свобод человека. Основные политико-правовые идеи выражены в таких его работах, как "Утилитаризм. О свободе", "О свободе", "Размышления о представительном правлении" и др.

В целом, Милль скептически относился к либеральным концепциям, строящимся на доверии к правительствам, которые руководствуются интересами и волей народа. Правительство ("народ, облеченный властью"), не всегда, - считал он, представляет тождество с народом, подчиненным этой власти. Воля большинства и власти, олицетворяющей это большинство, может оказаться "тиранией" большинства, даже в условиях ответственности власти перед народом. Насильственное навязывание большинством своих идей и правил тем индивидам, которые расходятся в своих суждениях с большинством, такое же зло, как неограниченная власть одного. Милль допускает власть общества над индивидуумом только в пределах его действий, касающихся других людей, но не его самого.

Отстаивая свободу индивида, мыслитель не отвергал роль государства в поддержании порядка. Наиболее приемлемой формой правления он считал представительное правление, представляющее народу через его депутатов право на высшую контролирующую власть. Милль является сторонником разделения властей: за парламентом закрепляется функция законотворчества, контроля за деятельностью правительства и разбора жалоб населения; функция управления закрепляется за администрацией, которая следит за соблюдением законов и обращается в суд при их нарушении.

Благодаря своим последовательным отстаиванием прав и свобод личности, Милль вошел в историю политико-правовой мысли, как теоретик и классик либерализма.

Противоположную обозначенной позиции занимало учение английского утописта-социалиста Роберта Оуэна (1771-1858 гг.). В своих работах "Книга о новом нравственном мире", "Катехезис рациональной системы", "Об образовании человеческого характера: Новый взгляд на общество" и др. он предлагает свою программу коренного переустройства общества на основе самоуправляющихся общин. Свободная Федерация самоуправляющихся общин была для Оуэна идеалом социального развития. Являясь противником частной собственности, классовой борьбы и социальных революций, он выступал за разумную систему с разумным правительством, могущим осуществить мирный переход от старого общества к новому, в котором технический прогресс обеспечит изобилие благ для всех. Однако, Милль полагал, что этот переход не затронет интересы богатых. Переустройство общества как и большинство его предшественников он связывал с преодолением невежества людей путем их воспитания и просвещения.

 








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1209;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.