Учение Фридриха Ницше о праве и государстве и привилегии. Взгляды на войну и мир. Взгляд на революцию как угрозу культуре. Антисоциализм Ф. Ницше
Идеи Еллинека не потеряли своего значения и поныне. Проблема силы как власти, хотя и трактуемая иначе, чем у предшественников, лежит в основе учения Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1890 гг.) - немецкого философа, отличавшегося сугубо индивидуальным, неординарным подходом к рассмотрению политических и правовых проблем. Его политические и правовые воззрения представлены в работах "Так говорил Заратуштра", "По ту сторону добра и зла", "Утренняя заря", "К генеалогии морали", "Человеческое, слишком человеческое" и др. Это по существу литературные произведения, пронизанные рассуждениями о проблемах морали, политики, права, религии, государства, личности и масс.
Политико-правовые идеи созданы им на стыке естественно-правовой школы и теории насилия. Отношение к государству у мыслителя неоднозначное: с одной стороны, он называет его кумиром-холодным, беспристрастным, лживым; с другой - усматривает в государстве средство, обеспечивающее интересы аристократии, немногих высших людей. В силу этой позиции он крайне отрицательно относился к нарастающей инициативе низов.
Отрицая традиционные нормы христианской морали - сострадание, вину, любовь к обездоленным и т.п., он оценивает их как основное препятствие, задерживающее прогресс общества. Им противопоставляется мораль господ, основу которой составляет стремление к власти. Зло, полагал Ницше есть лучшая сила человека. Поэтому идеалом человека у философа и является сверхчеловек, обладающий развитыми инстинктами, силой жизни, настойчивостью, ничем не ограниченным стремлением к власти /36/.
Отношение к войне у него самое благосклонное. Благо войны освещает всякую цель, поэтому не должно быть долгого мира, считает Ницше.
Правовые взгляды Ницше изложены бессистемно, а порой и противоречиво. К праву он подходит с позиций сторонника высшего света. Требование равенства прав, выдвигаемое социалистами, продиктовано из алчности, а не из соображений справедливости, полагал философ. Народное право исчерпало себя. Ницше утверждал, что подлинное естественное право, пришедшее на смену традиционному правовому чувству, - право войны и победителя, аристократически-кастовый правопорядок. "Наши обязанности, говорит Ницше, - права для других. Право других - уступка нашего чувства власти этих других. Если наша власть потрясается и падает, наши права исчезают". Поэтому в самом общем плане право у Ницше - это результат договора между победителями и побежденными или же между обладающими равной силой противниками. Таким образом, право у него имеет в своем основании силу (власть) и своего рода равенство положений, позволяющих утверждать о праве сильнейших и праве слабейших.
Значительное место в своей концепции Ницше отводит наказанию. Наказание, считает он, имеет целый ряд смыслов: как обезвреживание, как возмещение убытков потерпевшему, как средство изоляции, устрашение, как праздник, если это акт насилия над врагом. Наказание приручает человека, но не делает его лучше, скорее всего наоборот.
Неоднозначность правовых и политических оценок Ницше привела к тому, что в ХХ веке его взгляды оказали влияние как на крайне реакционные политико-правовые идеи (фашизм), так и на прогрессивные теории (Бердяев Н., Вебер М.).
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1112;