Тема 11. Либеральная концепция политики и права в Германии.-1ч.
1. Учение Иммануила Канта о государстве и праве. Теория взаимосвязи морали, права и государства. Категорический императив. Учение о морали и легальной свободе. Кантовские учения о естественном праве. Понятие государства. Формы государства. Идея всемирной федерации равноправных республик. Проект вечного мира.
2. Учение Гегеля о государстве и праве. “Философия права”. Понятие права как свободы, как формы свободы и как закона. Ступени развития понятия права (абстрактное право, мораль, нравственность). Отношение к теории естественного права и исторической школе права. Гегель о соотношении государства и гражданского общества. Понятие государства. Концепция разделения и органического единства властей. Конституционная монархия как форма правления.
3. Историческая школа права. Густав Гуго. Фридрих Карл Савиньи. Георг Пухта. Идеи естественного стихийного развития обычного и позитивного права. Дух, сознание народа и право. Язык и право. Критика теории естественного права.
Отличительной особенностью Просвещения в Германии являлась непоследовательность и робость многих просветителей в критике политико-правовых концепций феодального общества, тенденция к альянсу с власть имущими. Основной причиной подобных ориентаций мыслителей являлся факт недостаточной оформленности буржуазии как класса. Мыслители начального периода немецкого Просвещения (XVII- первая половина XVIII в.) выражали в своих концепциях устремления именно этой становящейся части общества.
Политические и правовые идеи первого периода немецкого Просвещения нашли отражение в учениях Самуила Пуффендорфа (1632-1694гг.), Христиана Томазия (1655-1728 гг.) и Христиана Вольфа (1679-1754 гг.). Все они являются сторонниками теории естественного состояния, хотя и трактуют ее по-разному. Пуффендорф считал, что естественное состояние свойственно человечеству в догосударственный период его развития. Отличительными чертами естественного состояния являются, по Пуффендорфу, свобода и независимость индивидов. Естественное право, с этой точки зрения, не могло обеспечить безопасность населения.
Потребность в объединении ради общей пользы всех членов сообщества обусловила необходимость возникновения государства. Назначение государства - быть надежным гарантом порядка и спокойствия.
Томазий также полагал, что человеку по своей природе свойственно стремление к общежитию. В естественном состоянии, считал Томазий, человек руководствуется естественным правом, основу которого составляет мораль, позволяющая человеку вести себя так, как того требует природа человека. Однако человеку свойственно и стремление к надежности, его не может гарантировать добровольное выполнение морали. По этой причине и возникает государство с принудительной властью. Согласно учению Вольфа, государство возникает в целях создания условий для удовлетворения природного стремления людей к совершенствованию и безопасности.
Основой государства у Пуффендорфа являются два договора. Один из них касается объединения людей (собственно договор), другой - обязанностей правителя. Государство начинает функционировать только с подписания постановления. Делегированная правителю единая верховная власть имеет неограниченные полномочия. Пуффендорф был сторонником абсолютной монархии, при которой допускал возможность создания собрания сословных представителей. В условиях самоопределяющихся новых капиталистических отношений, ратовал за сохранение крепостного права. Он полагал, что оно основано на добросовестном согласии сторон.
Государство, по Томазию, возникает также, как и Пуффендорфа, на основе двух договоров. Отличительной чертой государства он считает право принуждать людей к выполнению воли этого социального института. Идеалом общественного устройства является у Томазия монархия. В случае злоупотребления властью допускает пассивное сопротивление народа.
Вольф был сторонником просвещенной монархии с неогранической властью, обосновывал необходимость тотальной опеки народа со стороны государства. В вопросах права исходил из возможности применения пыток для признания вины.
В целом, Пуффендорф, Томазий и Вольф составили умеренное крыло немецких просветителей. Их концепции отличались половинчатостью, что придавало учениям незавершенную форму, едва ли могущую быть идейным оружием нарождающейся буржуазии.
Начиная с середины XVIII в. в Германии определились три главных проблемы: достижение национального единства, демократизация государственно-правового строя, отмена крепостничества. Фактическая слабость и нерешительность германской буржуазии, господство феодальных и полуфеодальных порядков в целом предопределили решение обозначенных проблем в русле умеренно-буржуазных воззрений.
Учение о государстве, власти и праве было существенно углублено в творчестве ведущих представителей классической немецкой философии- Иммануила Канта (1724-1804 гг.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.).
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 809;