второй половины XIX - первой половины ХХ века
Одним из идейно-политических течений, возникших под влиянием неудач России в Крымской войне 1853-1856 гг., был панславизм, в котором нашли проявление некоторые стороны словянофильства. Видным представителем панславизма является Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.). Свою концепцию он проводит в напечатанной в 1871 г. книге "Россия и Европа". Суть ее: только одна народность должна составлять государство. Однако для защиты и укрепления связи с другими народами возможен вариант создания федерации, которая может принять форму союзного государства, союза государств или просто политической системы.
Причиной создания государства у Данилевского является не условия и не договор, а какая-то внешняя сила. Данилевский, прослеживая путь русского государства, приходит к выводу, что русский народ, пройдя различные формы зависимости, создал государство на прочной народной основе.
Данилевскому присуща мысль о том, что каждый народ или их группа принадлежит к определенному культурно-историческому типу. Единственным средством защиты самобытности народа он считает его культурную изоляцию. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Противостоять влиянию Европы, полагал он, может только соединенное славянство. В качестве такого варианта союза Данилевский предлагает создать самостоятельную политическую систему государств - Всеславянский союз при главенствующей роли в нем России. Он высоко оценивал значение свободы слова, считая её не привилегией, а естественным правом.
Известное место в истории русской историографии занимает либерализм. Крупной фигурой в либеральной философской мысли второй половины XIX в. был Чичерин Борис Николаевич (1828-1904 гг.) - известный юрист, философ, историк. Его основные работы "Курс государственной науки" и "О народном представительстве" дают представление о его политико-правовых воззрениях на место и роль государства, власти, народа и партий в политической жизни страны.
Отрицая эксплуататорскую природу государства, он рассматривает его как организацию всеобщего благоденствия, орудие социальной гармонии. Происхождение государства трактует с позиций абсолютного идеализма. Оно - объективный организм, воплощающий в себе мировые идеи, развивающиеся в истории человечества. Чичерин выступает против вмешательства государства в частное предпринимательство. Отстаивает единство исторического процесса народов Западной и Восточной Европы.
В вопросах государственного управления выделяет две его формы: республиканскую и монархическую, отдавая предпочтение конституционной монархии, сочетающей, как полагал философ, разнообразные элементы государства: монархического, аристократического и демократического. Рассматривается им также вопрос о сложных государствах (федерациях), соединяющих в себе преимущества больших и малых государств.
Выступая приверженцем непосредственного участия народа в решении государственных дел, он высоко оценивает свойства народного представительства, признает за народом всю полноту верховной власти.
Право Чичерин определяет как начало индивидуалистическое, рассматривая его как внешнюю свободу человека в рамках общего закона.
Наряду с либеральными, буржуазными в своей основе, политико-правовыми учениями в России второй половины XIX в. получают развитие социалистический утопизм. Видными представителями русского утопического социализма являются Александр Иванович Герцен (1812-1877гг.) и Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.).
Оба они признавали близость своих взглядов к позициям словянофилов. Герцен воспринял сельскую крестьянскую общину как основу будущего русского социализма. Мелкобуржуазный характер герценовского социализма проступал в его противопоставлении "неопределенного права на труд" и "ясного права на землю", в идеализации крестьянкой общины и рабочих артелей, которые он рассматривал также в качестве подвижной деревенской общины, могущей соединить город с деревней.
Социализм Герцена - народнический и одновременно индивидуалистический. Герцена по праву можно отнести к основоположникам народничества. Перспективными формами организации человеческого общества он считал монархию и республику, хотя не высказывает благожелательного отношения ни к той, ни к другой. Он подчеркивал, что "я друг республики и друг демократии, но гораздо больше друг свободы и развития".
Чернышевский также считал внутриобщинное регулирование без "вмешательства всякой центральной и посторонней администрации" более приемлемым, чем правительственное регулирование с помощью законов. В отличие от Герцена - он убежденный демократ, полагая, что демократия по своему характеру противоположна бюрократии. Народ он считал главной силой исторического развития, "высшей инстанцией" при решении важных вопросов общества.
Наряду с русскими революционными демократами-социалистами в то же время появляется новое для России общественно-политическое течение - анархизм.
Виднейшим представителем анархизма в России и Западной Европе был Михаил Александрович Бакунин. Он, разделяя взгляды Прудона, не сходился с ним по ряду вопросов. В частности, был уверен, что государство может быть уничтожено не мирным, а только насильственным путем. Ратовал на замену в будущем обществе мелкой частной собственности коллективной. Основной работой, где изложены его политико-правовые воззрения является "Государственность и анархизм". Ведущей мыслью работы становится утверждение, согласно которому организованная политическая борьба не только не нужна, но даже вредна, так как отвлекает народ от главной задачи-бунта.
В вопросах происхождения и сущности государства придерживался позиции, в соответствии с которой государство основано на преступлении и его власть им же и поддерживается. Государство не просто орган принуждения, а всецело само принуждение.
Право у Бакунина есть такое же зло, как и государство, и представляет собой "торжество навязанной силы". Отрицательное отношение к законам и законодательству у него сложилось под влиянием характерного для анархизма негативного восприятия любых форм государственной власти, будь то демократия или диктатура пролетариата. Все юридические законы у Бакунина являются внешне связанными, а поэтому деспотическими. Наиболее радикальной формой правового регулирования считал традиции "человеческого" (естественного) права.
Идеи безгосударственного, "безвластного коммунизма" проповедовал и Петр Алексеевич Кропоткин.На своей нисходящей стадии анархизм как течение общественно-политической мысли нашел отражение в работах его видных представителей А.А.Боровского и А.А.Гордина.
Свои, отличавшиеся от концепции русских социалистов-утопистов и анархистов, социалистические идейно-политические взгляды имели революционные народники. Видными представителями народничества были Петр Никитич Ткачев (1844-1885 гг.) и Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.).
Лавров П.Л. в своих "Исторических записках" связывает прогресс общества с физическим, умственным и нравственным развитием критически мыслящей, борющейся со злом во имя достижения своих целей личности. Именно критически мыслящие личности, вышедшие из числа интеллигенции, являются главной движущей силой истории. Осуществление социальных преобразований предполагается произвести не только для народа, но и "посредством народа", не достигшего политической зрелости, недовольного существующим общественным порядком. В этих целях предлагается создать партию сознательных революционеров, которая необходима для подготовки политического и социального переворота. После победы революционных сил, считал Лавров, будет установлена диктатура пролетариата.
Идеалом государственного строя у него является общество, построенное на основе договора. По мере эволюции общества принудительность государственного договора должна ослабевать, а государство все более будет принимать характер союза лиц, заключивших свободный договор и свободно его отменяющих.
Ткачев, в отличие от Лаврова, не возлагал надежды на успех революционной пропаганды, полагая, что угнетенный и задавленный народ не воспримет ее. Необходима, полагал он, немедленная борьба с самодержавием, иначе будет упущено время для революции, которую должно совершить сознательное меньшинство. Она подготавливается путем государственного заговора. Главной задачей революционной партии, по Ткачеву, является не подготовка революции в будущем, а осуществление ее в настоящем. Вместе с этим революционная партия должна создать представительные органы, во главе которых будет стоять Народная Дума.
Интерес в политико-правовой мысли России начала ХХ в. представляют идейные искания мыслителей русского зарубежья, наиболее известными из которых были Петр Бернгардович Струве (1870-1952 гг.), Семен Людвигович Франк (1877-1959 гг.), Лев Платонович Карсавин (1882-1952 гг.) и Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 гг.).
Струве - философ, политический деятель, историк, в начале своей деятельности был близок социал-демократии, являлся главой легального марксизма, затем становится членом ЦК кадетов.
В сочинениях Струве большое внимание уделяется проблемам русской революции, российского могущества, государства, власти, русской национальной идее. Он утверждал, что государственная мощь России невозможна без осуществления национальной идеи, заключающейся в примирении между властью и народом, который становится нацией. Государство и нация должны органически срастись.
Отрицательно восприняв Октябрьскую революцию 1917 г., Струве расценивал большивизм как крушение социализма. Отстаивал идею сохранения в новой России старых традиции, былой мощи ее. Позиция примирения по многим вопросам социальной политики позволяет считать его деятелем, заложившим основы либерально-консервативного мышления.
Мировоззрение Франка, философа и социолога, эволюционировало от "легального марксизма" к идеализму и религиозному миропониманию. Это нашло отражение и в его политико-правовых воззрениях.
Отрицая саму суть социалистической идеи, подчеркивал высокий разрушительный потенциал социализма, проявляющийся в его материализме и интернационализме, исключающих организационную духовную силу национальной государственности, идеи права. Подвергая критике слабые стороны консерватизма русского общества, он, тем не менее, отдает должное русскому консерватизму, способствовавшему созданию мощного государства, загубленного русским революционизмом. Главной задачей своей социально-политической доктрины считал преодоление несостоятельности либерализма и консерватизма.
Карсавин - русский философ, историк и идеолог евразийства. Как теоретик евразийства проповедовал идею всеединства, имея в виду при этом "всеединство вселенское, т.е. всяческое всеединство всего человечества", олицетворяемое церковью. Однако это единение - не простое смешение народов, а такое, при котором за каждым из них сохраняется их культурная, национальная, религиозная и т.п. самобытность, неповторяемость. Истинный путь развития России видит не в ее европеизации, а в соединении западного христианства и восточного православия, в утверждении абсолютной монархии.
В оценке большевизма допускал его неоднозначные оценки. С одной стороны, расценивал его как режим, характеризующийся крайней невежественностью, деспотизмом и нетерпимостью фанатиков, а с другой стороны, рассматривал его как единственно приемлемое для России того периода средство сохранения русской государственности и культуры.
Известный социолог, правовед, культуролог и политический деятель ХХ в. Питирим Сорокин оставил заметный след не только в области социологических изысканий, но и в сфере политико-правовой мысли.
В области политической Сорокин занимался проблемами русской революции, легитимности власти, соотношения социального и национального.
На примере революции 1917 г. Сорокин показывает основные этапы, через которые проходит любая революция: этап подъема и роста; этап ее спада после максимального развития и этап окончательного установления общественного равновесия (своего рода баланс между старым режимом и новым порядком).
В вопросе соотношения социального и национального, первенство сохраняет за первым. Прогресс Европы он видит не в утверждении национального принципа, а в федерации государств на основе равенства прав всех входящих в нее личностей и народов. Национальные "ограничения", полагал Сорокин, являются очевидной противоположностью стремлению создать "полное правовое равенство" личностей.
Рассматривая проблему эволюции норм поведения людей, которые им подразделяются на дозволенные, запрещенные и рекомендованные, Сорокин утверждает, что с ростом цивилизации шаблоны поведения подвергаются изменению. По мере развития культуры некоторые шаблоны устаревают или становятся тормозом в духовном развитии людей. Они подлежат искоренению. Поэтому исчезает надобность в использовании карательных мер по пресечению асоциального поведения.
Прогресс России связывал с неизбежным падением коммунизма. В России с 1870-х годов начали распространяться идеи К. Маркса. В 1898 г. была создана общероссийская партия, расколовшаяся, спустя пять лет, на два течения - большевизм и меньшевизм. Ведущим лидером большевизма был Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1879-1924 гг.), в числе лидеров меньшевизма состояли - Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918 гг.) и Юлий Осипович Мартов /Цедербаум (1873-1923 гг.).
Перу Плеханова принадлежит немало работ по политико-правовой проблематике, в числе которых "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю". Именно эти работы получили достаточно высокую оценку большевиков. В вопросах об отношении к политической борьбе Плеханов утверждал, что только борьба за политическую свободу создает условия для осуществления социалистической революции. Эксплуататорское государство рассматривается им как орудие притеснения угнетенного класса. Исследуется в связи с этим проблема "диктатуры рабочего класса" как форма политической власти. Объективно оценив политическую обстановку в России того периода, Плеханов проводит тезис о невозможности победы революции в ближайшее время. Только с установлением конституционных форм жизни допускает он в качестве самостоятельной политической силы рабочий класс.
Задачей политических сил на рассматриваемый период он считал борьбу против абсолютизма, не прибегая при этом к социальной революции. Совмещение двух моментов общественного развития низвержение абсолютизма и социальной революции применительно к специфике России полагал недопустимым. Развитие человеческого общества рассматривал как естественно-необходимый процесс, подчиняющийся непреложным законам.
Роль личности в истории ставил в зависимость от организации общества, соотношения его сил.
Мартов по своим политическим взглядам - марксист, сторонник социалистических преобразований в России. Он - приверженец классовой борьбы, могущей уничтожить самодержавие и обеспечить политическую свободу. Однако, полагает он, в силу отсталости русского пролетариата политической борьбе должна предшествовать политическая агитация.
Мартовым дается общая характеристика политическим партиям России, определившимся в начале ХХ века. Первую группу составляют правые реакционно-консервативные партии, отстаивающие сохранение старых, самодержавных порядков. Вторую группу составляют умеренно-консервативные партии, защищающие учреждение такого варианта политического управления обществом, при котором верховная власть принадлежит монарху вкупе с выборными представителями власти с совещательным голосом. Третью группу представляют либерально-демократические партии, добивающиеся конституционного порядка. Последнюю группу составили революционные партии, борющиеся за демократическую республику и народовластие, за предоставление полной свободы самоуправления вплоть до отделения от России отдельных народностей.
Будучи представителем социал-демократической партии, входящей в последнюю обозначенную группу политических партий, Мартов полагал, что управление государством и законодательство должны принадлежать палате народных представителей, избранных всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Настаивал на отсутствии верхних палат и главы государства как наследственного, так и выборного, на обеспечении неограниченной свободы слова, печати, союзов, собраний, стачек и т.д.
Оценивал Октябрьскую революцию 1917 г. как сочетание мелкобуржуазной, якобинской, антифеодальной тенденции, стихийным прорывом к освобождению городского пролетариата. Большевизм рассматривал как подмену самостоятельного движения рабочих масс повиновением политическим вождям, как диктатуры партии над массами.
Лидером и идеологом большевизма стал В.И. Ленин - российский политический деятель. Его концепция власти и государства являлась дальнейшим развитием основных положений Маркса и Энгельса о государстве. Определяющей чертой государства у Ленина является такая врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая его характеристика как классовость.
Вторая сущностная характеристика государства, сводится к пониманию его как орудия диктатуры господствующего класса. Ленин выделяет основные признаки диктатуры класса, к каковым относит: господство над всеми остальными социальными группами, ориентация на насилие, несвязанность ее законами. Ведущей формой диктатуры пролетариата считал Республику Советов. Принадлежащим Ленину открытием в области политической теории является конституирование советского государства. Учреждением, одновременно издающим, исполняющим и контролирующим исполнение становятся Советы.
В полном соответствии с негативными взглядами Маркса на парламентаризм, как особую форму разделения органов власти на исполнительную и законодательную, Ленин ставит вопрос о замене парламента Советами, соединяющими в себе эти две функции. Советы одновременно издают, исполняют и контролируют издаваемые ими же законы.
К вопросу о свободе он обращается только для демонстрации очевидных преимуществ демократии как формы управления. Демократия у него - одна из форм государства, выступающая при любых обстоятельств как орган принуждения. Пока есть государство, - утверждал Ленин, нет свободы. Когда появляется свобода, исчезает государство, а вместе с ним и демократия. Проводится им мысль о том, что при социализме буржуазное право отменяется не полностью, а лишь частично.
Лениным признавалась законность большевистской партии воздействовать на государственную власть. Это никак не сообразовывалось с ее задачами, обусловленными принадлежностью партии к гражданскому обществу. Игнорирование этого факта привело к сращиванию государственных и правовых структур, к умалению суверенитета государства. Ленин не выделял и другие общественные организации в отдельную от государства часть, именуемую гражданским обществом. Этому социальному институту в его учении места нет. В теории партия и институты государства внешне сохраняют свою специфику, на практике эти структуры полностью сращиваются. При таком положении, по сути, нет и самой государственности как суверенной организации публичной власти.
Тема 15. Политическая и правовая мысль в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.-1ч.
1. Общая характеристика самобытной политико-правовой мысли Казахстана до середины XIX века. Влияние политико-правовой идеологии России.
2. Политико-правовые идеи казахских просветителей, их особенности. Политико-правовые взгляды Чокана Валиханова.. «Записка о судебной системе»
3. Политико-правовые идеи Абая Кунанбаева..Политическая и правовая мысль в Казахстане в первой четверти XX в.
4. Политическая и правовая идеология партии «Алаш» и ее эволюция. Идеи о революционном переустройстве России и Казахстана. Форма правления и форма государственного устройства в России. Статус Казахстана в составе России. Идеи о суде и судопроизводстве.
Политические и правовые взгляды Алихана Букейханова.
Политические и правовые взгляды в программе партии «Уш-Жуз».
ТЕМА 16. Политические и правовые учения в странах Европы и США в ХХ веке.-1ч.
1. Характерные черты и основные направления политической и правовой мысли в ХХ веке.
2. Политическая и правовая теория солидаризма Леона Дюги.
3. Нормативистская теория Г.Кельзена. “Чистая” теория права и ее деидеологизация. Ступени права - основная норма, конституционные нормы. Право как “специфический порядок или организация власти”. Возражения Г.Кельзена против естественно-правовой аргументации.
4. Теория права М.Ориу.
5. Социологическая юриспруденция.. Солидаризм в праве (Э. Дюренгейм, Л. Дюги), «свободного судебного усмотрения» (Е. Эрлих), социальной инженерии в праве (Р. Паунд) и др.
Социально-психологическое течение движения свободного права (Г.Канторович и др.). Роль интуиции, чувств в обосновании судебного правотворчества.
6. Психологические теории права (В. Лунштедт, А.Росс, К. Оливекрона и др.). Право как продукт сознания и психики. Правовые понятия как “субъективные убеждения”. Идеи об инстинктивной основе нрава. Критика иллюзорной нормативности законодательства.
6. Теории естественного права, их основные разновидности. Методологические основы. Трактовки естественного права: неотомистская, феноменологическая, экзистенциалистская, герменевтическая, интуитивистская, социобиологическая, психологическая.
Концепция метаправа. Антропоцентризм земного права «Золотое правило» земного права и «великий принцип метаправа».
7. Политико-правовая идеология фашизма. Идеи “национального социализма” и государственного контроля за трудом и капиталом. Антикоммунизм. Политико-правовая идеология неофашизма. Модернизация и “гуманизация” идей фашизм
8. Политическая и правовая теория постклассического анархизма в России. Л.А. Боровой. А.Л. Гордин. А.А. Солонович.
11.Эволюция официальной политической и правовой доктрины в СССР во второй половине 1950-х - начале 1980-х гг. Политические и правовые идеи XX и XXII съездов КПСС. Концепции общенародного государства и права. Постепенная дестабилизация политико-правовой идеологии.
12.Эволюция теории права. Концепция «широкого» правопонимания. Концепция различения права и закона.
Основной проблемой мировой политической мысли двадцатого столетия является проблема власти, ее сущности, придания ей законного и нравственного характера в условиях дальнейшей демократизации общественной жизни.
К числу наиболее известных авторитетных разработчиков теории власти в зарубежной политической мысли конца XIX - начала ХХ в. относится немецкий ученый-политолог и социолог Макс Вебер (1864-1920гг.).
В вопросе о государстве Вебер стоит на позициях этатизма. Выступая сторонником государства, он подчеркивал, что как и другие, исторически предшествующие политические союзы, оно есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие, в основе которого лежит авторитет.
Вебер в работе "Политика как призвание и профессия" дает классификацию основных исторических типов власти. Патриархальная власть (традиционное господство) основана на авторитете главы племени, княжества, монархов. Харизматическая власть, покоится на приоритете необычных личных качествах человека (харизме лидера). Рационально-законная власть обосновывается рационально созданными правилами. Сердцевиной последней является профессиональная бюрократия.
Выделяя преимущества профессионального политика - высокооплачиваемого чиновника, Вебер тем не менее подчеркивал, что политика не может быть подлинной профессией чиновника. В этом отношении чиновник отличается от политика - вождя. Им рассматривается вопрос о соотношении этики и политики. Этика политического лидера должна быть "этикой ответственности", а не "этикой убеждения", подчеркивает он. Вместе с тем главным средством политики он считает насилие.
В начале ХХ века определился элитарный подход к изучению политики, вошедший в историю политико-правовых учений как теория элит.
Представителем этого направления является Вильфредо Парето (1848-1923 гг.). Он первым дал теоретическое обоснование элиты, рассмотрел ее особенности, роль в обществе. В своей концепции Парето исходил из того, что каждому человеку в конкретной сфере деятельности в зависимости от реального проявления его возможностей, присваивается индекс его способностей. Обладателей высоких индексов в своей сфере деятельности он называет избранным классом или элитой. Этот играющий заметную роль в управлении обществом класс он делит на две группы: управляющую элиту и неуправляющую элиту.
В соответствии с индексом способностей Парето все общество также делит на две страты: высшую - элиту и низшую - неэлиту. Высшая страта является управляющей, а низшая - управляемой. Разделением общества на страты он выстраивает фундаментальное различие между элитой и массой. Элита в его концепции является аналогом аристократии (в современной формулировке - меритократией - властью достойных). Сфера индексируемой деятельности распространялась не только на политику, но и на просвещение, бизнес и др.
Природа элит, считает Парето, - это тот критерий, который позволяет отличать одни общества от других. Вся политическая жизнь таких обществ есть также борьба и смена элит.
Политические элиты Парето подразделяет на два вида: элита "львов" и элита "лис". Элита "львов" отдает предпочтение в управлении большинством насилию, в то время как элита "лис" - хитрости, изворотливости. В период монополистического капитализма господствует элита "лис", которую Парето именует "демократической плутократией". Любая элита подвержена, считает Парето, энтропии, рано или поздно вырождается. Взамен ее выделяется новая потенциальная элита. Слабые элиты соответствуют кризисным и слабым обществам. К числу последних, он относит социалистическое общество.
Приверженец элитизма, Г.Моска, термину "политическая элита" предпочитал понятие "правящий класс". Он положил начало рассмотрению политических элит закрытого и открытого типа. К первой группе им относятся все правящие классы (меньшинство), стремящееся стать наследственными если не по закону, то фактически. При необходимости проявления в обществе новых черт, требующих свежего притока сил, меняется способ формирования правящего класса: высшие правящие классы уступают место низшим (управляемому большинству).
Будучи приверженцем элитаризма, Моска негативно относился к демократии, считая ее утопией, миражом. Политическое руководство, к которому он относил также и административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется организованным меньшинством, правящим классом во всех без исключения классовых обществах.
Немецкий политолог Роберт Михельс (1876-1936 гг.), разрабатывавший наряду с В. Парето и Г. Моской теорию элит, не ограничивается рассмотрением сущности и судеб правящей элиты. Он подвергает анализу сам процесс становления и развития партий, приводящий в итоге к разделению партий на членов и вождей. Естественным состоянием такого разделения оказывается борьба вождей за независимость своей деятельности. Партиям как ячейке социума в той же мере, как и обществу в целом, заключает Михельс, свойственен олигархизм (необходимость господства одного слоя общества над другим). "Железный закон олигархии" как необходимая форма существования коллективной жизни гласит, что классовая борьба всегда приводит к возникновению новой олигархии.
Отрицательную оценку дает Михельс государству диктатуры пролетариата, оценивая его как диктатуру вождей социалистов. Понятие "диктатура" он противопоставляет понятию "демократия", полагая, что они соотносятся как война и мир. Однако Михельс - не сторонник демократии. В своих последних работах он склоняется к фашизму и авторитаризму.
Разработкой проблем политических институтов и политической власти занимался и французский политолог, юрист Морис Дюверже (родился в 1917г.)он является сторонником теории плюралистической демократии. Согласно этой доктрине, различные общественные организации, включая и трудящихся, делят власть с правительством по принципу рассеивания ее между множеством институтов государственного и негосударственного характера. Посредством "плюрализма власти" политическая власть становится достоянием всех, по сути, всенародной. Отсюда делается вывод, что в плюралистическом обществе государство выражает интересы всех классов и слоев. С точки зрения Дюверже, после расцвета либеральной демократии и ее кризиса, возникает новая форма политической организации общества и государства, которая сочетает в себе уцелевшие остатки либеральной демократии с новой олигархией в лице капиталистов, техноструктуры корпорации и правительственных учреждений /38/. Новая политическая организация общества, по Дюверже, имеет два центра активности: управленческая техноструктура с входящими в нее капиталистами-собственниками, министерствами и высшим слоем чиновничества; политическая техноструктура - сфера деятельности политиков. Новый тип организации государственного управления является прочным сплавом капиталистической плутократии и техноструктуры.
Особое место в воззрениях Дюверже занимает проблема возникновения, организационного построения и методов деятельности различных политических партий. В работе "Политические партии" он указывает, что причиной появления партий является возникновение и развитие парламентской системы.
Соперничество политических групп, порождаемое выборами депутатов, в конечном итоге приводит к возникновению партий. Такие партии он называет парламентскими.
Наиболее распространенным способом возникновения партий он считает идеологический способ организации партий. Идеологические партии вначале не ставят своей задачей участие в избирательной кампании и борьбу за власть.
Дюверже делит партии на кадровые и массовые. Кадровые партии состоят из небольшого жала активистов, кооперирующихся в автономные в своей работе комитеты.
Наибольшей активности деятельность таких партий достигает в периоды избирательных компаний. Основным программным документом таких партий являются предвыборные платформы. Массовые партии открыты для новых членов и состоят из секций. В отличие от кадровых партий, они идеологизированы и считают себя выразителями интересов лиц наемного труда. Кадровые и массовые партии строятся по территориальному принципу.
В последующем возникают партии, построенные по территориально-отраслевому принципу и унаследовавшие элементы кадровых и массовых партий. Все эти особенности, полагал Дюверже, характерны для коммунистических партий.
В работе "Политические институты и конституционное право" он дает понятие политического института, совокупность которых определяет политический режим страны, исследует средства обеспечения властью повиновения масс. Принуждение, по Дюверже, осуществляется в следующих формах: физическое, экономическое принуждение, принуждение личным воздействием, принуждение организацией. В качестве средства для убеждения людей подчиниться правительству большое значение придает Дюверже пропаганде, Государственная власть в современных условиях, подчеркивал Дюверже, должна осуществляться в правовых формах, соответствовать концепции права.
Одним из первых к разработке конкретных проблем сущности права и его роли в обществе обратился с новых позиций Ганс Кельзен (1881-1973 гг.) - известный австрийский юрист, основатель позитивистского (правового) нормативизма. В своей работе "Чистая теория права", он выстраивает концепцию позитивного (т.е. действующего) права, которая в целях обеспечения своей "чистоты" отбрасывает все, что чуждо позитивному праву. Это достигается за счет автономизации правоведения от других социальных наук (социологии, политологии, психологии, этики) /39/.
Правоведение Кельзен рассматривает как нормативную социальную науку. Ее цель - описание и познание правовых норм "правил должного" и созданных ими отношений между людьми . Правовой позитивизм Кельзена сводился к исключению "нормы справедливости" из научного рассмотрения права. Он подчеркивал, что "действительность позитивного права не зависит от его соотношения с нормами справедливости" и что в этом состоит важное отличие правового позитивизма от естественно-правовой теории.
Характеризуя естественное право как доктрину, основанную на решении извечной проблемы справедливости, Кельзен подчеркивал, что здесь допускается смешение различий между научно-общепризнанными законами природы, правилами этики и юриспруденции. Оценка "естественности" в поведении человека выстраивается исключительно на субъективном понимании феномена.
Позитивное право определяется Кельзеном как иерархия норм права, в которой наивысшей и последней нормой, обеспечивающей единство всех норм, является основная норма. Понятие основной нормы - ключевое в позитивистской теории права Кельзена. Данная норма не зафиксирована ни в каких юридических текстах, - это "трансцедентально-логический постула", который гласит: "Должно вести себя так, как предписывает конституция". Назначение этой нормы - вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка.
В вопросе о соотношении государства и права, Кельзен допускает отождествление правопорядка и государственной власти. Опираясь на исходное понимание права как "специфического порядка или организации власти", он в определении государства допускает отождествление его с централизованной организацией принуждения. Отсюда напрашивается вывод о появлении права задолго до возникновения государства как социального института (т.е. в первобытную эпоху). Решая проблему соотношения политики и науки, Кельзен исходил из утверждения, что поиск истиный не должен быть подвержен влиянию политических интересов.
Иное отношение к естественному праву у американского юриста Джерома Франка (1889-1957 гг.). Он выступает за познание фундаментальных принципов естественного права, составляющих основу современной цивилизации и справедливости. Правовой реализм Френка в целом представлял собой доктрину, построенную на соединении принципов социологического и психологического подходов к изучению права. Выделяя особенности нового правопонимания, Френк обращает внимание на то, что право получает практическую реализацию в виде специального судебного решения, где оно нацелено на приумножение справедливости в судах. Одной из причин несовершенства современной юридической системы он считает понимание того, что правовые нормы выражают конкретные моральные ценности. Он вносит предложение приблизить существующую юридическую систему к принятым в обществе способам решения проблемы справедливости.
С пересмотром основ естественно-правовой теории выступили также Джон Роулс и Джон Финнис. Джон Роулс в своей работе "Теория справедливости проводит мысль об основополагающей роли принципа справедливости" в естественном праве. Этот принцип конкретизируется в принципах справедливого распределения и равных возможностей.
По сравнению с предшественниками, Роулс привносит новые моменты в истолкование понятия справедливости. Он характеризует ее как "процессуальную справедливость", обеспечиваемую с помощью правовых норм.
Джон Финнис исходил из утверждения, что вся совокупность необходимых человеку благ должна распределиться также в соответствии с принципом справедливости. Реальным воплощением справедливости, по Финнису, является использование позитивного права таким образом, чтобы оно максимально способствовало обеспечению справедливости. В противном случае, несправедливое право утрачивает силу.
В истории политико-правовой мысли ХХ века предпринимались попытки связать правовую и политическую теории с помощью понятия социального института. Конкретное выражение они нашли в теории институционализма Мориса Ориу (1856-1929 г.).
В основе его теории лежит понятие института. Согласно его воззрениям, общество представляет собой не столько взаимодействие индивидов, сколько взаимодействие социальных институтов - партий, государств, армии, церкви, корпораций, торговых обществ и т.д. Все социальные институты являются юридическими организациями.
В системе институтов, указывал Ориу, роль государства неоднозначна. Государство как социальный институт - это нечто целое, включающее в себя и общую идею как направляющую силу ячеек общества, и исторически формирующуюся национальную коллективную общность (народ), и суверенную власть, и правопорядок.
Рассматривая государство как объективно существующий социальный институт, Ориу подчеркивает, что стабильность этого института зависит от динамического равновесия между "установившимся правом" и новым правом, исходящим от публичной власти. В современных государствах это равновесие выражается в подчинении "правительственных источников права" конституции. По Ориу, таким способом осуществляется "правовое самоограничение государства".
Отказавшись от договорной теории и от командно-административной законности социалистов, Ориу в основу своей политической концепции положил понятие равновесия. Всю жизнь современных государств, полагает он, можно представить как бесчисленные социальные равновесия .
Право относится им к одной из таких систем равновесия, в которых уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Система правового равновесия универсальна по своему воздействию. Пронизывая все сферы социальной жизни, правовые отношения регулируют рассеивание власти в системе социальных институтов общества. В этом плане право выступает как действующий порядок отношений в социальных структурах общества.
Современные политологи и социологи используют разработанный Ориу институциональный метод в качестве одного из методов анализа.
В первой половине ХХ в. широкое распространение получило такое политико-правовое учение, как солидаризм, главным представителем которого был Леон Дюги (1859-1928 гг.) - французский социолог и теоретик права.
Центральной и объединяющей всю систему политико-правовых построений Дюги является категория солидарности. Солидарность - это "факт взаимной зависимости членов рода человеческого", обусловленный, с одной стороны, сходством, а с другой - различием потребностей и способностей людей, принадлежащих к одной и той же социальной группе /42/. Он считал, что каждый класс вносит свою лепту в обеспечение солидарности и гармонии общества.
Осознание людьми факта солидарности, которая гласит: "Не только ничего не делать, что противоречит этой солидарности, но и еще делать все, для ее увеличения и развития". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Верхним пластом социальной нормы является юридическая норма. С позиций солидаризма Дюги отрицает субъективное право и право субъекта. Он растворяет субъективное право в социальном долге человека, подчеркивая, что "его права суть лишь последствия его обязанностей"/43/. Поэтому социальную и правовую защиту получают только действия, соответствующие норме права.
С позиции социальной солидарности решает Дюги и вопрос об отношении к частной собственности, интерпретируя ее как социальную обязанность, выполняемую в интересах общего блага.
Дюги выступает против идеи равенства и понятия прав личности, утверждая, что люди от природы не равны, и следовательно, не могут быть уравнены в социальном и юридическом отношениях.
Дюги - противник насилия, всеобщей забастовки, борьбы классов в гражданском обществе. Вместе с тем он всецело разделял и поддерживал насильственное синдикалистское движение, имеющее целью обуздать эгоизм частных предпринимателей.
Крайне отрицательно относился к принципам парламентаризма. Право, согласно учению Дюги, не является делом государства: оно предшествует ему и возвышается над ним, являясь границей государственной силы; государство есть лишь сила, отданная на служение прав.
Наиболее приемлемую форму государственного устройства он усматривает в федерации классов, организованных в синдикаты, отношения между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках.
Хотя Дюги не был сторонником авторитаризма, его концепция солидарности, синдикализма (корпоративности) использовалась идеологами национал-социализма и отчасти фашизмом.
Основателем и бессменным главой фашистской партии и фашистской диктатуры Италии был Бенито Муссолини (1883-1945 гг.). Им сформулированы основные концепции фашизма. Суть фашизма как наиболее реакционной доктрины ХХ века выражена в работе Муссолини "Доктрина фашизма".
Самым главным в учении фашизма считается государство как абсолют: оно включает в себя все ценности и является основным импульсом жизни народа. Вне государства нет ни индивидов, ни классов, ни культурной жизни вообще. Стремление к самопожертвованию, построенное на долге перед государством становится моральным и политическим императивом поведения людей.
В этом отношении фашистское государство - внутренне принятый стандарт, правило и дисциплина человека как целого.
Совершенно новым для истории фактом является провозглашение Муссолини тезиса о верховенстве партии, полностью управляющей обществом.
Фашизм противопоставляет себя всем политическим учениям. Марксизму, исходящему из определяющей роли экономического базиса в историческом развитии, фашизм противопоставляет героизм, основанный на единстве противостоящих друг другу классов.
Учение либерализма отвергается им за его идею приоритета личности над государством.
Демократию фашизм отвергает за ее идею превосходства большинства над меньшинством. Отрекается он и от пацифизма за его веру в возможность и полезность установления вечного мира.
В начале 20-х годов в Германии после поражения в первой мировой войне возникает национал-социализм (немецкий фашизм) во главе с Адольфом Гитлером (1889-1945 гг.). Национал-социализм является логическим завершением фашизма.
Он провозглашает тоталитарную политическую власть, объединяющей нацию в единое целое, устанавливает контроль над всеми сферами жизни.
Главным звеном фашистской системы объявляется нацистская партия, ставшая в итоге единственным обладателем высшей власти в стране.
Всю иерархическую систему власти, состоящую из членов нацистской партии, возглавляет вождь, фюрер, сосредоточивший в своих руках все руководство государством и обществом.
Национал-социалисты отстаивали теорию рассового превосходства немецкой нации, ее право на подчинение других народов как "неполноценных". Война рассматривается как единственное средство подчинения других стран своему влиянию.
Единство нации, полагали национал-социалисты, достигается путем согласия между различными социальными группами.
Существенный вклад в разработку проблем власти, авторитета, управления, классификации политических систем, месте оппозиции в демократическом обществе, внес известный американский политолог Роберт Алан Даль (род. в 1915 г.). Ему принадлежит разработка теории полиархии, которая нашла отражение в его работе "Полиархия, плюрализм и пространство".
В ней он указывает основные признаки отличия полигархии от других режимов как прошлого, так и настоящего. К таковым им относятся: универсальное избирательное право; право участвовать в общественных делах; справедливые выборы; свобода выражения своего мнения вплоть до критики режима, идеологии и правительства; наличие независимых от правительства источников информации; свобода создания автономных и разнообразных организации вплоть до оппозиционных политических партий; достаточно высокая зависимость правительства от результатов выборов.
Олигархия - не антипод демократии. Он не приемлет только монистический вариант демократии, который определился в городах - государствах Древнего мира, ратует за плюрализм демократии.
Очевидным показателем олигархии Даль считает открытое соревнование межу политическими элитами за власть.
Таким образом, олигархия, по Далю, есть лишь более совершенный вариант демократии, позволяющий выразить ее действительную сущность.
Таким образом, если оценивать политико-правовые учения Новейшего времени, то их можно определить как буржуазные и социалистические, отличающиеся неоднородностью составляющих их элементов.
При всем несовпадении многообразных политических и правовых концепций, прослеживается строго определенная цель, связанная с обеспечением исходного равенства и справедливости, прав и свобод личности, которые понимаются создателями концепций не всегда однозначно.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 813;