Учение Фомы Аквинского о государстве и праве. О соотношении церковной и светской властей. Учение о законах (вечные, естественные, божественные и человеческие).

Политические взгляды Фомы Аквинского (Аквината) изложены в работе «Правление владык», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Его основным произведением, одна из глав которого посвящена непосредственно законам, является «Сумма теологии».

Схоластика как догматическое, формализованное учение, ориентирующееся на рациональное доказательство иррациональных истин, сложилась в IX-XII вв. Учение Аквината принадлежит к так называемой зрелой или поздней схоластике. Будучи ортодоксальным теологом, Св. Фома не ограничивался религиозными догмами. Он рационализировал схоластику, связал ее с действительностью. В анализе реальности Фома следует здравому смыслу, широко пользуется реализмом Аристотеля и достижениями римского права.

Являясь религиозным мыслителем, в своих воззрениях он исходит из идей божественного творения мира. Этот постулат пронизывает все его учение о государстве и праве. Представления Фомы Аквинского о государстве были первой попыткой развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской "Политики". Перенимая мысль Аристотеля о том, что человек есть существо "общительное и политическое", он приходит к заключению об изначальной предзаданности у людей стремления к объединению (общности). На базе этой естественной потребности человека и возникает политическая общность - государство. Сам процесс становления государства, по Аквинскому, подобен процедуре сотворения мира Богом. Хотя создание государства у Аквината и является результатом естественной склонности к общественной жизни, тем не менее, оно предопределено волей Бога и опосредовано разумом человека. В качестве способа образования государства Аквинат допускает и общественный договор.

Целью государства, объединяющего людей разных способностей, занятий является, по Аквинату, "общее благо", обеспечение условий для достойной жизни. Основной функцией государственности оказывается при этом сохранение привилегированного положения обеспеченных властью лиц и богатых людей.

Таким образом, признавая государство частью божественного творения, Аквинат допускает возможность рационального анализа его происхождения и сущности. Существование государства, единение людей в политическое сообщество являются у мыслителя естественным законом, велением разума. Он не пренебрегает земными интересами. Будучи реалистом, Аквинат ратует за обеспечение минимума материального благосостояния, добродетельной жизни всех членов общества. Однако, являясь последователем Аристотеля в вопросах государственности, Аквинат полагает, что государство как целое логически предшествует составляющим его индивидам. Благо этого целого следует предпочитать благу любой его составляющей. Большинство членов общества должно заниматься различными видами физического труда, меньшинство - умственным трудом и управлением большинством. Особое предпочтение Аквинат отдает труду духовных пастырей - служителей римско-католической церкви. Обозначенная иерархия занятости людей в системе общественных отношений, согласно Аквинату, установлена в конечном итоге Богом. Неукоснительное следование ей соответственно служит благу общественного целого и составляющих его частей - каждому индивиду. В таком плане решает Фома проблему взаимоотношений государства и церкви.

Папство наделялось светской властью. Аквинат как теоретик католической церкви стремился обосновать духовный характер вмешательства папства в дела императоров и королей. Две власти, полагал Фома, соотносятся как душа и тело. В этом отношении духовная власть как и душа - выше светской, материальной. С точки зрения мыслителя, юрисдикция папы вполне оправдывается необходимостью наказания грешников и их отстранения от власти.

Несмотря на усиление власти папства, в рассматриваемый период исподволь начавшееся формирование национальной государственности заставило теоретика католицизма Фому Аквинского в корне пересмотреть имевшую много сторонников концепцию непосредственной теократии. "Ангельский доктор" делает вывод, что не только церковь, но и государство представляют божественное установление. Государственность необходима, полагал Аквинат, так как вне ее невозможна телесно-чувственная, реальная жизнь человека. В силу подобных ориентаций Фома обосновывает необходимость светских властей. Однако в обозначенной позиции государственная власть носит лишь опосредованный, инструментальный характер. Церковные же институты, имеющие своей целью обеспечение человеку потустороннего блаженства, выражают непосредственное руководство человеческим миром со стороны его творца. Оставаясь верен своим мировоззренческим ориентациям, Фома Аквинский теократизирует светскую власть, опосредуя ее властью духовной.

В целях обоснования превосходства духовной власти над светской Аквинат выделяет три угла зрения на государственную власть: со стороны сущности, происхождения (формы) и использования. Сущность светской власти определяется им как порядок отношений и господства, заданный Богом, т.е. она есть божественное установление.

По вопросу о формах государства Фома почти во всем следует за Аристотелем. Он вводит деление форм государственности на "правильные" (монархия, аристократия, полития) и "неправильные" (тирания, олигархия и демагогия или иначе демократия) формы. "Правильные" формы представляют собой политическую власть, "неправильные" - деспотическую. Первая форма основывается, в соответствии с утверждением Аквината, на праве и обычае, вторая же не ограничена правом и выстраивается на произволе. Допускается мыслителем как вполне приемлемый вариант и смешанная форма правления. Автор "Правления владык" отдает предпочтение монархической форме правления, полагая, что она является реальным воплощением пожеланий Иисуса Христа. Он выделяет две разновидности монархии - абсолютную и политическую. Понимая, что выдержать монархическую форму правления в идеальном варианте весьма сложно, на практике монархической форме общественного устройства он предпочитает смешанную форму правления. Но если Аристотель в качестве идеального варианта смешанного правления предлагает политию как комбинацию из лучших свойств демократии и олигархии, то Аквинат отдает предпочтение в этом единстве монархическому элементу в противовес тирании.

Сущность закона, применительно к человеческой жизни, таким образом, усматривается им в упорядочивании человеческой жизни и деятельности в целях достижения общего блага для всех членов сообщества. Существенным моментом в характеристике закона, согласно позиции мыслителя, является необходимость его обнародования.

Согласно Фоме Аквинскому, все законы находятся друг с другом в определенной субординации. Все законы он подразделяет на четыре основные группы: вечный закон, естественный закон, человеческий закон и божественный закон. На вершине системы права находится вечный закон, заключенный в Боге. Он тождественен сам себе, и от него производны все остальные виды законов

Взгляды Фомы Аквинского о законе не тождественны его воззрениям на право. Закон играет правоустанавливающую роль и является источником права. Концепцию права Аквинат также выстраивает на фундаменте этики. Право для него есть сфера правды, справедливости. В более конкретной интерпретации право понимается им как праведное и справедливое, проявляющееся в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего.

В конкретно-исторических условиях средневекового феодального общества учение Фомы было направлено на укрепление позиций римской католической церкви, на обоснование и усиление господствующего теологического мировоззрения.

 

Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в эпоху Возрождения.-1ч.

1. Общая характеристика политической и правовой мысли эпохи Возрождения и Реформации.

2. Политическое и правовое учение Никколо Макиавелли. «Государь» («Князь»). Макиавелли о науке политической, о задачах и средствах политики. О происхождении и назначении государства. Учение о формах государства, смешенных формах и тирании. « Макиавеллизм».

3. Основные направления политико-правовой идеологии эпохи Реформации в Германии и других странах Западной Европы. Политико-правовые идеи Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина.

4. Учение о государстве и праве Жана Бодена. О государстве, как о правовом явлении. Учение о суверенитете как главном признании государства. Учение о формах государства. Признание тирании.

5. Политические и правовые идеи Томаса Мора «Утопия» и Томазо Кампанеллы «Город Солнца»








Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 3344;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.