Основные черты и особенности политико-правовой мысли в средневековой Западной Европе.
Средние века представляют собой тот длительный отрезок в истории европейской культуры, который непосредственно связан с христианской религией. Фактом, открывающим историю средневековой политико-правовой мысли, является сознательный союз теологии и политики, церкви и государства, христианского мировоззрения и правовых ориентаций. Условно такой союз определяется к V веку. Добившись признания еще при римских императорах, к этому времени христианство становится основой мировоззрения и политического строя. Все европейское средневековье прошло под знаком христианства, в религиозно-теологических рамках.
Средние века открывают новую веху в истории политико-правовой мысли. Это обусловлено рядом специфических особенностей эпохи, растянувшейся более чем на тысячелетие (V-XVI вв.). В отличие от Древнего мира, средневековая цивилизация характеризуется тем, что частнособственнические отношения в сочетании с товарным производством, ориентированным на рынок, стали мощным толчком к ускорению экономического, социально-политического и культурного развития. Одновременно с эволюцией общественного развития развивалась и политико-правовая мысль, формировалось понимание сути государства, права, политики, закона. Возникло как самостоятельная отрасль знания правоведение, оформляются светские национальные правовые системы.
Средневековая цивилизация Запада была полугосударственным образованием. Она скреплялась общей системой ценностей, социальных ориентиров, общей духовной культурой, определяемых христианской религией в ее римско-католической, греко-православной и в конце эпохи - протестантской формах.
Христианская церковь являлась органичной частью экономической и политической структур западноевропейских стран. Она оказывала непосредственное влияние на становление и развитие национальных государств, смену их форм, на формирование правовых институтов, национальных правовых систем, претендуя, в конечном счете, на политическое верховенство в западноевропейском сообществе в целом. Христианские догматы определяли содержание всех без исключения наук.
Для политической истории западноевропейского средневековья отличительной особенностью являлась также непрекращающаяся борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за ведущую роль в обществе. Поэтому одной из основных проблем политической мысли в эту эпоху становится соотношение духовной и светской властей. Убедительной формой аргументации своей правоты у враждующих сторон в Средние века была в основном экзегетика - бесконечные ссылки на текст "Священного Писания", как последнюю истину, или же обращения к писаниям Святых Отцов церкви. В политических дебатах доминировали схоластическая манера обоснования защищаемых тезисов, язык богословия.
Отличительной особенностью политико-правовой мысли рассматриваемого периода является также факт использования в новых исторических условиях идей античности.
Весомый вклад в развитие политико-юридического знания в рамках христианской теологии внес наиболее авторитетный представитель средневековой схоластической традиции, теоретик и практик богословия Фома Аквинский.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1151;