Политические и правовые идеи раннего христианства. Библия. Политическое и правовое учение Августина
Одним из лучших представителей христианской мысли, оказавшем наиболее сильное влияние на интеллектуальную западноевропейскую средневековую традицию, в том числе и на политико-правовые взгляды эпохи является Августин Аврелий (Августин Блаженный). Его авторитет оставался незыблемым до появления в XIII веке адепта теологии Фомы Аквинского.
Августин стоит между античностью и средневековьем. Он - представитель раннего христианства (IV-V вв.) и в то же время - основоположник средневековых традиций культуры. При анализе политико-правовой мысли средневековья для более глубокого понимания сути этого явления целесообразно начать его рассмотрение с исходных начал, истоков, каковыми и являются установки Августина Блаженного на государство, право, власть и другие социально-политические сферы жизни людей.
Политико-правовые воззрения Августина определяются его мировоззрением, которое основано на христианской мистике и мифологии. Бог как исходный и конечный пункт человеческих суждений и действий постоянно проступает во всех его политико-правовых взглядах. Основной работой, где сконцентрированы его социально-политические воззрения, считается труд «О граде божьем». По Августину, сама природа способствует объединению людей сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к «общественному договору», с которым он связывает представления о взаимных обязанностях. Согласно Августину, необходимость объединения в общества и установление властных форм отношений в них являются следствием божественной предопределенности. По Августину, Бог изначально закладывает в объединение людей потребность во власти, а распоряжение ею оставляет за свободной волей людей. Это значит, что форму власти и ее носителей люди устанавливают сами. Цель власти у Августина состоит в обеспечении справедливости, мира и согласия между правителями и подчиненными.
В вопросе о формах государства Августин повторяет традиционное деление их на правильные и неправильные. Критерием их различия выступает категория справедливости. Неправильные формы проявляют себя в условиях нарушения принципа справедливости, правильные определяются там, где соблюдается право. Анализируя формы правления, он не отдает предпочтение ни одной из них, полагая, что соблюдение справедливости и следование принципам божественной жизни делает в итоге все формы приемлемыми.
Деление на два града - земной и божественный, приводится Августином с целью противопоставления двух типов общественного устройства. "Град божий" как идеальный тип сообщества, в котором люди живут по духу, а не по плоти. Основной задачей его является обеспечение условий для вечной жизни в Боге, в то время как земное царство имеет целью управление людьми в жизни земной. Земное царство, состоящее из себялюбцев и эгоистов, у Августина является олицетворением реального государства. В своей критике земного царства он демонстрирует действительные черты классового, эксплуататорского общества и государства, особо выделяет насильственный характер государственной власти.
Испорченная греховная природа государственно-правовой жизни проявляется, по Августину, в существующих отношениях управления и повиновения, господства и рабства. Однако теологическая критика эксплуататорского общества имеет у Августина свои пределы, определяемые высшим назначением власти - поддерживать в обществе определенный порядок, следить за общественным спокойствием и вершить правосудие. Даже самая несовершенная власть, считает Августин, происходит от Бога, являясь провиденческим установлением.
Светское, земное государство со всеми своими пороками тоже божественное установление, хотя и не такое привилегированное, как церковь. Государство как социальный институт, если и оправдывается Августином, то лишь только в целях служения церкви.
Таким образом, оправдание одних и осуждение других государств осуществляется им в зависимости от отношения к авторитету теологии.
В соответствии с подобной установкой Августина, единственным видимым воплощением божьего царства как идеального сообщества людей оказывается церковь, лишь частично в организационном плане совпадающая с ним. Теория разделения двух царств - "Града божьего" и "Града земного", или двух властей была главной проблемой, занимавшей Августина. Настаивая на признании высшего авторитета церкви, он, тем не менее, не допускает подмены светской власти церковной, настаивает на их независимости друг от друга. Нарушение суверенитета каждой из них, полагает Августин, может иметь непредсказуемые последствия. Наряду с этим он допускает возможность их взаимодействия, проявляющуюся в том, что государство защищает церковь от ее врагов, еретиков, а церковь воспитывает народ в духе гражданственности и лояльности. Церковная власть выше государственной только лишь потому, что духовная жизнь выше мирской.
Реальная же практика жизни внесла в теорию разделения властей коррективы. Церковь наделила священство, по сути, светской властью - правом пап смещать королей и императоров, проводить политику прямого подчинения государей церкви.
Особое место в воззрениях Августина занимают вопросы исторической эволюции земных государств. Автор "Града божьего" делает попытку всестороннего анализа этой сложной проблемы, используя аналогию между шестью эпохами, шестью возрастами человеческой жизни и шестью днями творения в полном соответствии с ветхозаветной историей христианства. В своей периодизации истории земных градов-царств Августин выделяет шесть периодов в жизни человечества: младенческий период, детство, юность (зарождение "низшего" морального сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости (постижение Бога душой). Зрелый возраст человечества им ассоциируется с нравственным взрослением человека и хронологически определяется временным интервалом от рождения Христа до его второго пришествия. Августин одним из первых вводит идею прогресса человеческой истории, рассматривая его во всемирно-историческом масштабе. Осуществление его возможно не в конкретных земных условиях, а в рамках божьего царства, способствуя его углублению и расширению.
Божественным установлением, по Августину, является и собственность. Августин полагал, что в естественном состоянии у людей была коллективная собственность. Все произведенное выше индивидуальных потребностей принадлежит обществу и используется в его интересах. Частная собственность способствует удовлетворению личных потребностей. Излишки сверх необходимого, по Августину, являются достоянием всех членов общества в целом. Собственность вводится и отменяется людьми. Правда, учреждение некоторых видов собственности он оставляет за Богом, имея в виду имущество церкви. К владению им допускаются только благодетельные люди.
В правовых вопросах Августин также исходит из своих теологических ориентаций. В его подходе к праву рассуждения о восходящем к богу нерушимом вечном законе являются основополагающими. Вечный закон в его "правовых" воззрениях действует и в сфере человеческих отношений. В суждениях об обязанностях, накладываемых на человека естественными, божественными и человеческими законами, правовая позиция мыслителя обнаруживается особенно отчетливо. Несмотря на то, что основной обязанностью людей является подчинение этим законам, они довольно часто их нарушают. Но нарушить действие вечного, божественного закона человеку не под силу.
Таким образом, и юридическая позиция Августина отличается предельным теоцентризмом. Учение о "естественном праве" как идеальной норме человеческих отношений и одновременно как всеобщем законе согласовывалось с его христианскими представлениями, согласно которым они - есть проявления единого богоустановленного порядка.
В вопросе о законном и преступном Августином используется та же религиозно-этическая мотивировка. В основе "законных" устремлений человека лежит изначальная предопределенность возвышения его до уровня Бога путем строгого следования принципам божественной жизни. Критерием различения преступлений и проступков, по Августину, является направленность "неукротимой страсти" человека. Действие страсти, приводящее к порче духа и тела самого человека, ассоциируется у Аквинского с проступком, если же проявлением страсти становится причинение вреда другому - это уже преступление.
Своеобразно решается им проблема наказания. Справедливое наказание, по Августину, содержится уже в самой вине и вытекает неизбежно из нее, т.е. наказание никогда не является внешним произволом. Неупорядоченная душа, считает он, сама в себе несет наказание.
К положениям трактата "О граде божьем" обращались и средневековые юристы в вопросах разграничения божественных и человеческих законов, по проблемам естественного права.
Современная модернизированная протестантская теология также находится под влиянием августинизма. Некоторые католические теологи используют его и поныне.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 2420;