Аристотель - основоположник науки политики. Классификация форм государства, попытка раскрыть закономерности государственных переворотов. Право - политическая справедливость.
Дальнейшее развитие античной правовой мысли связано с именем Аристотеля, ученика Платона. Смена форм государственного устройства у него не зависит от произвола людей, а оказывается необходимым и закономерным историческим процессом. Понятие справедливости и двух ее видов: распределительного и уравнительного - главное в учении Аристотеля. Распределительный вид справедливости связан с предоставлением благ, пропорционально личному вкладу в дела общества, господствует в области политики, и приемлем лишь для свободных граждан.
Вторая форма справедливости функционирует в области имущественных отношений и в вопросах наказания.
В вопросах происхождения государства Аристотель - представитель патриархальной теории, согласно которой оно возникает естественным путем из разросшейся семьи. Основной функцией государства является обеспечение блага для всех граждан. Несомненной заслугой мыслителя оказывается разработка учения о формах государства, которые он условно подразделяет на два вида: правильные и неправильные. “Правильная” власть одного человека именуется монархией, “неправильна” - тиранией. “Правильная”“ власть немногих” - аристократией, “неправильная” - олигархией. “Правильна” власть большинства именуется политией, а “неправильная” - демократией. Наихудшей из всех форм правления Аристотель считал тиранию. Аристократия, по Аристотелю, в нравственном и интеллектуальном отношении предпочтительнее монархии. Отмечая несправедливость царящего в олигархии неравенства, мыслитель подчеркивал очевидную несправедливость и полного равенства при демократических формах обустройства общества. Совершенной формой правления у Аристотеля является полития, сочетающая в себе лучшие стороны олигархии и демократии.
Основными задачами государства Аристотель считал предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении.
На примере анализа полисной формы организации людей он выделяет основные отличительные признаки государства:
1. единство власти и территории, обеспечивающих целостность государству;
2. власть одного правителя, имеющего единую конституцию;
3. распространение власти на свободных и равных граждан.
Аристотелю принадлежит разработка и самого понятия политики, под которой он понимает идеальный государственный строй, присущий только эллинам. Задача политики - обеспечить существование наилучшей из возможных форм правления, избежать гражданской войны и переворотов, достижение относительного как по размеру, так и по достоинству равенства. Этому должны служить право и законы. По Аристотелю, политическое правление есть правление законов, а не отдельных людей.
Понятие права у Аристотеля тождественно понятию справедливости. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических взаимоотношений между людьми /16/. Незаменимым регулятором политических отношений выступает закон. Закон, по Аристотелю, как явление политическое и часть политики находится в полном соответствии с политической справедливостью и правом.
Таким образом, государство, политическая справедливость, право и закон, согласно Аристотелю, являются высшими проявлениями всего процесса естественного развития людей. Именно в естественно-человеческих формах общения людей следует искать, полагает он, истоки и объективные начала политико-правовых явлений.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1873;