Учение Цицерона о государстве и праве.
Идею о преимуществах смешанной формы власти разделяет и римский политический деятель Марк Тулий Цицерон. Применительно к Риму он допускал в качестве смешанной формы правления единство трех государственных институтов: власти консулов, сената и народного собрания. Предпочтение отдается сенатской форме правления.
Государство, по Цицерону, есть общее дело, достояние народа, “соединение” людей на основе общего интереса. Этому государству присущи основные черты республиканского правления, так как республика - это не только выражение общего интереса всех свободных граждан, но и согласие между ними в вопросах права. Она есть общий порядок.
Таким образом, Цицерон объединил в своем учении социально-политический и юридический подходы в понимании государства.
Из определения государства как соединения народа на основе общности права и всеобщей пользы следует со всей очевидностью, что причиной возникновения государства является врожденная потребность людей жить вместе.
Главную задачу государства он видит в защите частной собственности и господствующего положения оптиматов (верхов). В учении о различных формах государства Цицерон настойчиво проводит идею о взаимосвязи права и государства. В нем праву отводится роль конституирующего признака государства. Политическое учение Цицерона было направлено на оправдание социального неравенства и реакционных форм правления.
В целях обоснования рабства и неравенства между римскими гражданами и покоренными народами римскими юристами осуществляется деление частного права на естественное, право народов и цивильное право. Большинство римских юристов полагало, что рабство противоречит естественному праву. Они обосновывали его вечное существование. К их числу относится и Гай Ульпиан.
Иная позиция во взглядах на сущность государства определяется в учении Эпикура. По его учению, государство создается для обеспечения безопасности людей, преодоления страха и создания условий для разумной, приятной и нравственной жизни. Являясь результатом договора, оно защищает справедливость. Взгляды Эпикура на договорное государство разделяет и Лукреций Кар. Учения и того, и другого отличают крайняя аполитичность.
2.. Римские стоики о природе и системе права. Космополитизм стоиков. Сенека о двух видах государства.
Воспринятая стоиками аполитичность получила свое развитие в воззрениях о духовном равенстве людей независимо от их этнической принадлежности. Луций Анней Сенека и Марк Аврелий в последующем развили идею о государстве с равными для всех законами. Однако это обстоятельство не исключало социального и политического неравенства.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1270;