III. Эпоха Возрождения

Кардинально меняется представление о бытии. Утверждение о греховности уходит на второй план. Человек – это не тварь, а творение божье. Человек подобен Богу. В связи с этим болезнь перестала считаться благом. Так как ценность здоровья возрастает, то стала расти ценность врача и медицины. Представление о загробном существовании изменилось: человек полностью возродится на том свете.

IV. Новое время

Получают оптимистические оценки жизни: Бэкон, Спиноза считали, что главное – это думать о достойной жизни в этом мире, а не о смерти.

Блез Паскаль считал, что «человек должен постоянно думать о смерти, каждый день и час формировать в себе уныние и тоску». Вольтер очень критиковал его: «Страх смерти – это неразумное чувство».

V. XIX – XX вв.

Проблема жизни и смерти изучается всесторонне. Разворачивается диалог между фрейдизмом (З. Фрейд) и неофрейдизмом (Э. Фромм).

Зигмунд Фрейд выделил 2 типа:

1. Инстинкт смерти (Танатос).

2. Эрос.

Танатос может быть направлен на себя (мазохизм) или на других (садизм). Фрейд считал, что это нормально.

Фромм ему возражал: «Страх смерти всегда есть, но стремление к разрушению себя и других – это результат неполноценной жизни. Нормальный импульс у нормально развивающегося человека – это любовь к жизни – биофилия, а некрофилия – это проявление социальной ущербности, неспособности к творчеству». Он в качестве примера приводил А. Гитлера (некрофила).

Медицина взяла позицию Э. Фромма.

Л.Н. Толстой также занимался проблемами жизни и смерти. Эгоизм, изолированность от людей обостряют страх смерти. Люди общительные находят жизнь как благо. Л.Н. Толстой был не согласен с А. Шопенгауэром, который считал, что «Жизнь человека – это трагедия, и особенно трагичен ее финал». «Человеку удается подняться над жизнью и убедиться, что смерть – это смысл жизни».

Особое значение имели труды Франкла, врача, философа. Он считал, что конечность жизни придает человеческому существованию смысл. И смысл может быть в любом участке жизни, даже в самом процессе умирания. Виктор Франкл утверждал, что «никто не имеет права ускорять смерть и лишать человека жизни».

Философия оптимизма И.И. Мечникова. Он был атеистом. Смысл его философии: победить страх может и сама жизнь через ортобиоз – состояние человека до деятельной старости, которая в финале приведет к чувству насыщения жизнью, и возникнет естественное желание умереть, как заснуть.

Идея бессмертия, которая волновала человечество, получила отражение в русском космизме, представителем которого был Федоров. Он считал, что с помощью науки человек решит рад задач:

а) обустроит планету;

б) превратит планету в корабль, чтобы искать место для дальнейшего заселения;

в) победит смерть;

г) воскресит всех умерших.

Таким образом, медицина выбрала биофилию для своих устремлений и дел.








Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 1070;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.