Архитектура эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – целая эпоха в европейском культурном и художественном процессе; в Италии – на родине Возрождения, это период с конца ХШ по конец ХУ1 вв. В Западной Европе («за Альпами») – ХУ1 в. возрождение - переходная по характеру эпоха от Средневековья к Новому времени (современности).
Возрождение (Ренессанс – франц.) – означает возобновление интереса к античному наследию в искусстве и художественной культуры Европы, возрождение античной (древнегреческой и древнеримской) классики
Родиной Возрождения является Италия.
Хронология:
а/В Италии:
· Проторенессанс (Треченто) – 1260-е – 1320-е
· Раннее Возрождение (Кватроченто) – ХУ век (с 1420-х по 1500 гг.)
· Высокое (папский Рим) – 1500-1520/1527
· Позднее(Чинквеченто) или маньеризм – с 1520/1527 – конец ХУ1 в.
б/ на «Севере»:
· ars nova (Новое искусство Севера) – ХУ в.
· собственно Возрождение (интернациональный характер художественной культуры в Европе, обусловленный взаимным влиянием мастеров из Италии и заальпийской Европы (Франции, Германии, Нидерландов) – ХУ1 в.
Возрождение – это европейский историко-художественный феномен, зародившийся в свободных городах-коммунах:
Два самостоятельных центра развития искусства (Италия и «Север» - Нидерланды, герцогство Бургундское);
Идеи:
В Италии: возрождение античных художественных традиций (ордер, статуя);
На Севере: новая религиозность.
Развитие наряду с религиозной также и светской культуры;
Духовная основа культуры в Италии – гуманизм (образованность, благородство духа, светская культура), идея божественной природы человека-творца; в заальпийской Европе – новое благочестие (особый религиозный дух обновления)
Грандиозный размах творений (особенно в папском Риме);
Архитектура Возрождения в Италии – типы зданий:
1. Соборные комплексы: базилика, башня (кампанилле), крещальня (баптистерий) (Орвьето, Пиза, Сьена, Флоренция, Венеция, Рим)
2. Появление светского (общественного и частного) здания: коммунальный дворец (Флоренция, Сьена), библиотека (Св. Марка в Венеции), коллегии, приют для подкидышей (воспитательный дом во Флоренции), городской дворец (палаццо), загородная вилла;
3. Формирование ансамблевых градостроительных структур (площадь, улица)
4. Проекты идеального храма (собор Св. Петра), идеального города
5. Фортификационные сооружения (крепости)
6. Сады (итальянский террасный парк)
Скульптура:
1. Освобождение от власти архитектуры (отделение от стены собора), наличие собственного пространства (статуя в нише, в интерьере, во дворике);
2. Появление свободностоящей круглой статуи и скульптурной группы;
3. Монумент общественного значения (памятник).
Живопись (монументальная и станковая):
1. Монументальные фресковые циклы росписей церквей (Мазаччо, Пьеро делла Франческо, Микельанджело, Корреджо)
2. Появление станковой картины в раме (религиозные и светские сюжеты);
3. Усовершенствование техники масляной живописи и ее распространение (Ян Ван Эйк на Севере);
4. Появление первых жанров в светской живописи (портрет, мифологический жанр, пейзаж);
5. Открытие прямой (линейной перспективы) перспективы;
6. Формирование местных школ живописи (Флоренция, Умбрия, Венеция, Мантуя, Феррара и др.)
Появление нового типа художника (индивидуума, артиста, интеллектуала);
Власть средневекового изобразительного канона сменяется стилевой парадигмой развития искусства (стиль Возрождения);
Универсализм художественного творчества (синтез науки и искусства для открытия законов природы и познания мира – «открытие мира и человека»);
Начало нового образовательного процесса (художественные Академии);
Начало эпохи репродукционного искусства: гравюр (печатная графика).
Ареал: Италия – Север (заальпийские земли), территория великого герцогства Бургундского, франция, Германия, Нидерланды, а также Чехия, Польша и др.
Центры – королевские и княжеские дворы (Неаполь, Париж, Милан, Мантуя, Дижон, Брюссель), морские республики (Венеция, Пиза), торговые города (в Италии – свободные города-коммуны): Флоренция, Сьена, Лукка, Орвьето, Сполето, Брюгге, Гент и др.
Хронология (различается для Италии и Севера ):
Италия:
1. Проторенессанс – сер. ХШ (с 1260)– конец Х1У вв.
· Дученто (ducento - “200)- 1260-1300
· Треченто (trecento - “300) – 1348 - 1400
2. Раннее возрождение (quattrocento) – 1400/1426 – 1500
3. Высокое Возрождение:
· папский Рим (Ватикан)- 1500-1520/1527
· Венеция – 1520-1540-е гг.
4. Позднее Возрождение (маньеризм) – 1520/1527 – 1600 (в Венеции – с 1540-х гг.)
· Ранний маньеризм – 1520-е – 1540-е гг.
· Высокий маньеризм - 1540-е – 1560-е гг.
· Поздний маньеризм – 1560-е – 1580-е гг.
Северное Возрождение:
1. ХУ век – ars nova («новое искусство Севера») –термин из истории нидерландской музыки ввел Э. Панофски применительно к начальной поре северного Возрождения
2. ХУ1 век – интернациональное движение Возрождения в Европе, обусловленное деятельностью и влиянием итальянских художников за пределами Италии.
Идейно-мировоззренческая основа Возрождения в Италии и на Севере различна:
В Италии – обращение к собственному классическому наследию (античному, языческому в своей основе) древнего Рима;
На Севере – отражение религиозно-нравственных исканий и движения за духовное обновление - «devozio moderno» (новое благочестие).
Т.о. итальянское возрождение «питается» собственными классическими корнями и античной культурой, северное – наследием средневековой культуры (готики), религиозной в своей основе.
Девиз итальянского Ренессанса – возрождение античности, общая программа – «открытие мира и человека»
Основа идейная – гуманизм и гуманистически образованная личность, воспитанная на идеях религиозного обновления, античных литературных источниках, идеях антропоцентризма и философии неоплатонизма.
В центре ренессансной «картины мира» - новый (идеальный человек, герой, просвещенный правитель, гуманист) человек, наделенный едва ли не божественной силой, волей и жаждой преобразовательной деятельности.
Новое представление о художника как артисте, демиурге, интеллектуале, творящем из ничего и тем самым почти богоподобному.
Огромное значение и власть знаний о мире, природе, красоте (исследовательский дух, дерзкий пытливый ум, изучение законов природы и стремление применить их к устройству общества и человеческой жизни). Представление о единых законах устроения мира. Основа представлений о мире – гармонический миропорядок, божественный в своей красоте, идеальный.
Синкретизм и универсализм знаний – слитность науки, искусства, веры, образно-символическое восприятие мира, толкований законов природы.
Формирование идеальной картины мира на основе идей антропоцентризма, религиозного обновления и исследования законов природы.
Герои – как христианские святые (Св. Себастьян), персонажи библейской (Давид, Юдифь) и евангельской истории, так и герои античных мифов.
Формирование на основе гуманизма индивидуалистического сознания (буржуазного, аристократического).
Рождение светского образования:
· теоретические интеллектуальные штудии,
· изучение античных источников,
· коллекционирование (книжных собраний, античных памятников искусства, нумизматики),
· наполнение жизни произведениями искусства, поэзией, философией и окружением в лице гуманистически образованных людей.
Огромный толчок в развитии пластических искусств (архитектуры, скульптуры, живописи) и художественной культуры. Данные в эту эпоху мощные импульсы будут развиваться в искусстве на протяжении нескольких веков (ХУП-Х1Х вв.), которые и составят классический период в художественной культуре Европы Нового времени.
Главные художественные завоевания:
· Формирование единой, оптически и пластически убедительной и целостной художественной модели мира через учение о перспективе (линейной, свето-воздушной) и объемно-пластическую моделировку пространсвенных тел;
· Создание наглядной зрительной модели идеального мира (утопической по сути), как бы увиденного непосредственно живым человеческим глазом – «картина как вид из окна», иллюзионистической «картины мира»;
· Появление светской (буржуазной, придворной) культуры и гуманистического мировоззрения;
· Идеальные представления о человеке (богоравный, святой, мученик, герой);
· Универсализм творчества (исследовательский дух, научное и художественно-образное мышлений) – титаны Возрождения (Леонардо, Микельанджело, Рафаэль) – архитекторы, живописцы, скульпторы, поэты, исследователи, археологи;
· Разнообразие локальных «оттенков» Возрождения – появление местных художественных школ (Венеции, Умбрии, Флоренции, Сьены, Феррары, Неаполя и др.);
· Появление архитектурных ансамблей оформления городской площади;
· Появление проектов «идеальных городов»;
· Автономизация (отделение) скульптуры от архитектуры, появление круглой статуи;
· Появление монументальной скульптуры в городском пространстве (конный памятник);
· Возрождение традиций загородного жилища – виллы и садово-паркового ансамбля;
· Возрождение и расцвет портрета, живописного и скульптурного;
· Появление новой формы в живописи – станковой картины в раме;
· Рождение светских жанров в живописи (портрет, пейзаж, мифологическая композиция – флорентийская и венецианская школы),
АРХИТЕКТУРА
Изучения античного теоретического наследия (М. Витрувий «Десять книг об архитектуре») и сохранившихся античных памятников (фиксация, обмеры, археология в Риме).
Появление теоретических изысканий (трактатов, книг) наряду с архитектурной практикой и в связи с разработкой учения о перспективе (Ф. Брунеллески, Л.-Б. Альберти).
Утопичность архитектурного мышления (поиски «идеального» храма, идеального города и т.д.).
Городская и загородная архитектура.
Появление светских гражданских (общественных) и частных сооружений наряду с религиозными постройками.
Ансамблевость мышления (возрождение традиции оформления площади).
Проторенессанс:
1. Соборные комплексы (собор, баптистерий, колокольня) в Пизе, Венеции, Флоренции, Сьене, Орвьето, Сполето.
Тип римской базилики с трансептом в восточной части и куполом на средокрестье, цветная (узорная) мраморная облицовка (тосканский «инкрустационный» стиль), использование геометрически четких членений, гармоничных пропорций, полуциркульных арок, аркад на колоннах, элементов ордерных, наложенных на фасады в качестве декорации.
8-гранный или круглый баптистерий, прямоугольной (квадратной в сечении) формы колокольни.
2. Гражданские ансамбли (Палаццо дела Синьория (Веккьо) во Флоренции, Палаццо Пубблико в Сьене и др.) с площадями.
Тип крепостной архитектуры с колокольней и укреплениями. Система двух городских центров – соборного (религиозного) и гражданского (с дворцом заседаний республиканского правительства).
Во Флоренции две площади (Соборная и Синьории) образуют два центра города: религиозный и гражданский. В Венеции религиозный и гражданский городские центры (Собор св. Марка и Дворец Дожей) образуют единый центр на площади Сан Марко.
3. Строительство и убранство крупных церковных ансамблей в паломнических центрах (двухярусная базилика Сан Франческо в Ассизи) – в традициях поздней готики и местных классицизирующих форм архитектуры.
Раннее возрождение – новые задачи архитектуры на основе синтеза классической традиции и наследия готики:
· Возрождения купольной архитектуры (собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, чей купол возвел архитектор Филиппо Брунеллески в ХУ веке);
· Возрождение классической ордерной системы (колонны коринфского ордера и антаблемент впервые возродил Ф. Брунеллески при постройке Воспитательного дома (приюта для подкидышей) во Флоренции в 1426 году);
· Использование формы триумфальной арки для оформления церковного фасада (по проекту Л.-Б. Альберти церковь Сант Андреа в Мантуе).
· Своеобразие архитектуры раннего Возрождения состоит в соединении традиций готики и античной классики
1. Гражданские сооружения – фасад Воспитательного дома (по проекту Ф. Брунеллески) и ансамбль площади Св. Аннунциаты оформлены протяженными колонными портиками симметрично расположенными на фасадах зданий;
2. Сооружение купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре как возрождение античной традиции купольных форм
3. Палаццо (Строцци, Руччеллаи, Медичи-Риккарди) – строительство городских дворцов как частных резиденций именитых людей города (буржуазии) – Брунеллески, Микелоццо; палаццо – здание 3-4 этажное; имеет форму замкнутого каре с внутренним двором, обнесенным колоннадой.
4. Оформление домовых церквей, сакристий и молелен (Сан Лоренцо – капелла Пацци Брунеллески, Санто Спирито).
Использование накладных ордерных форм, влияние как античности, так и готики в трактовке пропорций колонн (более тонкие, чем ширина интерколумниев), в использовании крестовых сводов.
Синтез архитектуры со скульптурой (накладные рельефные полихромные терракотовые медальоны с изображением Мадонны, евангелистов, пути, орнаментальных композиций работы мастерской Луки дела Роббиа).
Высокое и позднее Возрождение:
1. Гробница Медичи во Флоренции работы Микельанджело-архитектора в ХУ1 веке является воплощением синтеза архитектуры и скульптуры; он выполнил архитектурный проект, внутреннюю настенную ордерную декорацию и статуи для оформления пространства.
2. Постройка собора Св. Петра в Ватикане с конца ХУ по середину ХУП вв. как воплощение исканий центрической купольной архитектуры (влияние традиций крестово-купольного зодчества Византии); автор модели купола собора – Микельанджело. В разработке проекта и строительстве участвовали архитекторы Донато Браманте, Рафаэль санти, Антонио да Сангалло Младший, Микельанджело Буонаротти, Карло Мадерна
3. Частные загородные виллы с садами (вилла Медичи в Поджо-а-Кайяно под Флоренцией, вилла банкира Киджи (Фарнезина) в Риме, палаццо Фарнезе, вилла Ротонда ХУ1 века работы Андреа Палладио, архитектора из Виченцы);
4. Проекты «идеальных» городов (Пальма Нуова, Ливорно-порт и др.);
5. Постройка крупных бюрократически-административных зданий (Палаццо Канчеллерия в Риме (папская канцелярия), Уффицци во Флоренции).
6. Дворцовое строительство в резиденциях правителей (Палаццо Питти во Флоренции, Палаццо дель Те в Мантуе).
Выражение идей маньеризма в архитектуре:
Игра пропорциями, разрушение классической гармонии в архитектуре, громадные размеры зданий, идея величия и грандиозности, выраженная архитектурными средствами. Преувеличенные масштабы, крупные и массивные детали, тяжелая пластика, преувеличенная мощь стен, компромиссные формы («муфтированные» колонны), примыкают крупные садово-парковые комплексы (террасные сады).
Лекция 10
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1936;