Барокко и классицизм в европейском искусстве ХУП века
ХУП век – это эпоха синтеза пространственно-пластических искусств на основе архитектуры двух крупнейших эпохальных стилей (барокко в Риме – первая половина ХУП в. и классицизма в Париже – вторая половина ХУП в. )
Стиль барокко (от португ. причудливый) – это искусство первой половины ХУП столетия.
Ареал распространения: Италия, Фландрия, Испания
В Германии, Чехии, Польше, Австрии – переживает расцвет в ХУШ веке – в декоративном синтезе украшения дворцовых резиденций императора и знати.
Барокко ХУП в. - Искусство Контрреформации и католической церкви
Идея глорификации (прославления), триумфа, величия власти католической церкви
Художественные средства барокко в архитектуре и изобразительных искусствах:
· Контраст как основной художественный принцип
· Тяготение к величию и монументальной форме
· Необычные архитектурные планы (овал, многоугольник)
· Использование кирпича вместо камня (Борромини)
· Искривленная линия фасада
· Ломаная линия фронтонов
· Раскрепованные фронтоны
· Наличие волют на фасаде
· Активная пластика стены
· Наличие сдвоенных колонн на фасаде
· мощная экспрессия,
· крупный масштаб,
· использование разнофактурных материалов и цветовых контрастов
· патетика
· изобилие декоративности
· эмоциональная взволнованность
· активная динамика
· центробежное построение композиции
Архитектурные ансамбли барокко - площади Рима (Св. Петра, Навона, дель Пополо (Народная площадь))
Скульптурный убор интерьера собора в Ватикане
Монументально-декоративная скульптура фонтанов и гротов (на площадях, в садах и парках загородных резиденций)
Живописная квадратура – монументальные росписи плафонов церквей (Иль Джезу, Сант Андреа делла Вале, Сант Иньяцио), а также светских резиденций и вилл (палаццо Фарнезе и Барберини в Риме) – живописцами Андреа дель Поццо, Джованни Ланфранко, Пьетро да Кортона
В ХУП веке складывается система жанров живописи и скульптуры (религиозная композиция (ветхозаветная и новозаветная), мифологическая сцена, портрет, батальный жанр, бытовой жанр, натюрморт)
Живописный алтарный образ (официальное католическое искусство) – сцены призвания, видения, апофеоза (триумфа), мученичества - Рубенс, Рибера
Мифологический жанр – Рубенс, Йорданс, Веласкес («Венера с зеркалом»)
Крупнейшим мастером барочной скульптуры стал Д.-Л. Бернини (Аполлон и Дафна, Давид, похищение Прозерпины –все в галерее палаццо Боргезе), Экстаз Св. Терезы, Табернакль над могилой Св. Петра и кафедра Св. Петра в Ватикане, фонтан Четырех рек и др.
Парадный портрет (в том числе и групповой корпоративный) – Бернини (конный монумент, бюст), Рубенс, Ван Дейк, Шампень, Халс
Батальный жанр – Веласкес («Взятие Бреды»)
Пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр – очень преуспели голландские мастера живописи (Ян Стен, Адриан ван Остаде, А. Браувер, Питер де Хох и др.)
Натюрморт – Франс Снейдерс
Возвеличивание, идеализация реального героя
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1160;