Классицизм ХУП века
Стиль классицизм во Франции второй половины ХУП века стал выражением идеи абсолютной власти короля Людовика Х1У.
Главным центром воплощения этой идеи стал загородный дворцово-парковый комплекс Версаль под Парижем – место пребывания короля и его двора. Строительство Версаля развернулось в 1660-1670-е гг.
Идея главенства королевской власти распространилась и на руководство искусством - в 1649 г. в Париже была открыта Королевская Академия изящных искусств и архитектуры – центр художественного образования и развития искусств под властью короля.
С ХУП ст. по сей день художественные Академии (Лондон, Мадрид, Санкт-Петербург) стали главными центрами профессионального обучения художников
Предтечей художественных Академий ХУП-ХУШ вв. стала основанная в Болонье (Италия) в конце ХУ1 в. (1584 г.) Академия «вступивших на правильный путь» братьев Карраччи, известная также как Болонская Академия. Она просуществовала до начала 1730-х гг.
В живописи сложилась иерархическая система жанров.
Никола Пуссен, Клод Лоррен – создатели «героического» пейзажа в живописи ХУП века.
Натурализм и истоки реализма ХУП века (внестилевая линия)
Начало Нового времени связывают с эпохой географических открытий, изобретением печатного станка и появлением новой религиозной доктрины христианства (протестантизм в различных модификациях от Кальвина до Лютера);
ХУП – начало ХХ вв.
Начальный период ХУП век – эпоха Контрреформации в Европе
В искусстве ХУП век - это:
· Эпоха синтеза пространственных (пластических искусств),
· Создание крупнейших городских (Рим, Париж) и загородных ансамблей: папской (Рим) и королевской дворцовой резиденции (Версаль),
· Формирование развитых градостроительных структур (площади Св. Петра, дель Пополо в Риме, Вандомская в Париже),
· Скульптура – часть пространственного синтеза искусств (открытые пространства городские и загородные, монументальный размах, движение света или воды включает, аллегорические фигуры как олицетворение стихий),
· Скульптура как предмет коллекционирования, собирательства, реставрации (восстановления) античных памятников и создание новых работ на античные сюжеты,
· Расцвет квадратуры – монументально-декоративной живописи, религиозной и светской (Италия) – Пьетро да Кортона, Джованни Ланфранко, Андреа дель Поццо,
· «золотой век живописи»,
· величайший художественный и технический уровень живописи,
· время великих стилей (параллельно развивались несколько стилевых систем: барокко, классицизм и т.н. внестилевая линия (будущий реализм)),
· сложение жанровой системы светской живописи,
· сложение национальных школ искусства (Италия, Фландрия, Голландия, Франция, Испания),
· сложение системы официального искусства как отражение господства религиозной и государственной идеологии,
· официальные Королевские художественные Академии,
· разделение теории и практики искусства,
· система частного меценатства наряду с церковью – крупнейшим заказчиком искусства в католических странах,
· сложение художественного рынка в протестантской Голландии.
Хронология:
1.Первая половина ХУП в. – барокко в католических странах (Италия, Испания, Фландрия)
2.Вторая половина ХУП в. – классицизм во Франции,
В течение всего столетия – внестилевая линия – начало реализма (особенно в Голландии).
Караваджизм – крупнейшее течение в живописи первой половины ХУП в.
Натурализм и барочный пафос, драматизм
Микельанджело Меризи да Караваджо (или Караваджо) –крупнейший европейский художник первой половины ХУП в.:
Писал с натуры в мастерской «живую» мизансцену
Изображение людей в натуральную величину
Реальные типажи в религиозной сцене
Новое прочтение сюжета (сквозь призму театральности)
Направленный поток света (идея духовного)
Контраст освещения (погребное)
Кульминационный момент действия (духовное потрясение)
Скульптура барокко – Д.-Л. Бернини – мастер развитых ансамблевых структур (фонтаны для площадей Рима, церковная капелла, собор Св. Петра, коллекция собирателя искусства Боргезе).
Синтез искусств барокко предполагает включение живых стихий (света и воды) в художественный образ,
Тематика произведений Бернини:
Морские мифические существа (тритоны, аллегории рек)
античные мифы (Давид, Похищение Прозерпины, Эней и Анхиз, Аполлон и Дафна), религиозное потрясение (Экстаз Св. Терезы),
надгробия,
реликварий гигантский над могилой Св. Петра (Табернакль),
кафедра Св. Петра,
статуи святых (Св. Лонгин),
портреты правителей, князей церкви и частных лиц (Сципион Боргезе, Людовик Х1У, Констанция ).
Выразительные средства:
· Композиция построена на центробежных ритмах,
· мощная динамика (контропост фигур)
· эффект непосредственной наглядность реально явленного чуда («необыкновенно живые»)
· театральный эффект, повышенная эмоциональность образов, богатая мимика,
· богатая фактура
· сочетание различных (разного характера) материалов,
· сильный декоративный эффект.
ХУП век называют «золотым веком» в развитии классической европейской живописи Нового времени.
В ХУП веке происходит формирование национальных школ искусства (живописи) следующих стран:
· Италии (Караваджо)
· Фландрии (Рубенс, Снейдерс, ван Дейк, Йорданс)
· Испании (Рибера, Веласкес, Сурбаран)
· Франции (Калло, Шампень, братья Ле Нэн, Пуссен, Лоррен)
· Голландии (Вермер, Халс, Рембрандт)
Середина столетия (1640-60-е гг.) – расцвет искусства, творят самые великие: Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Вермер Делфтский, Халс, Пуссен.
Расцвет живописного портрета в ХУП в.:
1. парадный – стал олицетворением стилистики барокко (в полный рост, официальный костюм, атрибутика символическая, в интерьере, пурпурный занавес, колонна, стол или кресло с парадными аксессуарами),
2. камерный (полуфигура, в домашней обстановке, «простом» платье),
Соединение мифологических и бытовых композиций для воплощения полноты и наглядности жизненного воплощения (Веласкес)
«Нравственные» биографии героев Рембрандта – одухотворяющая живопись,
Импрессионистические приемы в живописи – взаимодействие света, цвета и фактуры (Рубенс, Веласкес, Рембрандт), использование многослойных лессировок, эффект незаконченности (эскизности) – у Рембрандта, в частности.
Метод многослойной живописи (т.н. «старых мастеров»).
Расцвет бытового жанра, интерьера и натюрморта в Голландии,
Тематика крестьянской жизни (братья Ле Нэны)
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1306;