Искусство второй половины ХХ века
Постклассический (отказ от классических традиций в искусстве) период в развитии искусства начинается с конца Х1Х в (с 1890-х гг.).
Модерн – тяготеющий к синтезу искусств стиль декоративно-прикладного искусства и архитектуры рубежа Х1Х – ХХ вв. (1890-1910 гг),
модернизм – разнообразные художественные практики постклассического искусства, особенно во второй половина ХХ века
1. 1890-1910 – стиль модерн в Европе (сецессион (в Австрии, Польше и Чехии), югенд-стиль (в Германии), ар нуво (во Франции))
2. 1907/1910-1924- период классического авангарда (кубизм, экспрессионизм, дадаизм, футуризм, сюрреализм)
3. 1923/1924 – конец 1930-х гг. – сюрреализм в Европе активно развивается, центр – во Франции; духовный лидер и автор главного манифеста – Андре Бретон;
4. 1925-1930-е гг. – стиль ар-деко в европейском декоративном искусстве (Франция);
5. с конца 1920-х – 1930 е гг. - тоталитарное искусство (Германия, СССР (до 1953 г.), Италия).
6. с конца 1950-х – поп-арт в Европе (Англия); позднее он широко распространился в США;
7. для 1960-х - начала 1980-х гг. характерны разнообразные течения абстракционизма; концептуальное искусство
8. с конца 1970-х – постмодернизм как встреча и новый синтез авангарда и классического искусства
Вторая половина ХХ века – модернизм и постмодернизм (авангард начала ХХ века становится классикой).
Центр развития мирового искусства после окончания Второй мировой войны из Европы (Париж в эпоху классического авангарда) перемещается за океан (Нью-Йорк), с конца 1970-х – в Лондон.
Актуальные художественные техники и практики в искусстве ХХ века –
· Классический авангард: коллаж, реди-мейд (готовое изделие; ввел в творческую практику Марсель Дюшан («Фонтан»)), инсталляция (пространственные композиции из готовых изделий), перформанс;
· техники сюрреалистического искусства (гроттаж, фюмаж, декалькомания),
· Пространственные, поведенческие, телесные - хэппенинг, энвайронмент, акционизм, боди-техники, видео-, медио-арт и др.
· Беспредметные (важна сама художественная идея, исключительно «концептуальный жест») – концептуальное искусство.
Главные идеи авангарда и модернизма:
· отказ от следования традиции (от миметичности, или правдоподобия образов),
· творческий эксперимент,
· разрыв и противопоставление себя классическому наследию,
· эстетика парадокса
· обращение к воображению, творческой фантазии, подсознанию зрителя.
· идея автоматизма, или инстинктивного творчества (особенно популярна среди сюрреалистов).
Начало века:
· Модерн 1890-1910 гг.- (ар нуво, сецессион, югенд-штиль - Франция, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Германия, Шотландия)
· Парижская школа – ведущая с эпохи импрессионистов и в первые два десятилетия ХХ века.
· Символизм (группа Наби, фовисты, А. Матисс)
· Постимпрессионизм (пуантилизм Сера и Синьяка, а также Сезанн, Ван Гог, Гоген)
Две мировые войны в Европе (1914-1918 и 1939-1945) – сыграли роль важных рубежей в развитии искусства ХХ века.
Авангард (от франц. – «передовой отряд (армии)») имел две основные волны - 1906-1914; затем 1918-1924 – это периоды революционного становления новейшего искусства ХХ века в Европе:
· эксперименты кубизма П. Пикассо, Ж. Брака (аналитический, синтетический)) - 1906-1910 - до начала Первой мировой войны (1914);
после окончания войны (с 1918 г.):
· Экспрессионизм (основоположник - Норвегия: Э. Мунк; Германия: Шмитт-Ротлуф, Кирхнер, Э.Нольде)
· Футуризм (Италия У. Боччони, Италия), а позднее метафизическая живопись (Дж. де Кирико, К. Кара, А. Савиньо, Дж. Моранди, Л. де Пизис)
· Дада, или дадаизм (Швейцария, Германия)
· Сюрреализм (Франция; лидер – А. Бретон); это самое крупное и продолжительное интернациональное и междисциплинарное (литература, изобразительное искусство, театр, кино) культурное и даже политическое течение классического авангарда.
Общие черты творческой программы различных группировок авангарда:
1. Принцип протеста, «перманентного бунта» по отношению к традиционной (консервативной) культуре – антитрадиционализм;
2. Отказ от классических норм изобразительности, красоты и гармонии; обращение к дисгармонии, визуальному шоку и эстетике парадокса;
3. Преимущественная ориентация на небывалую формальную новизну, примитивные (низовые) формы, самодеятельное искусство;
4. Экспрессивная деформация или аналитическое расчленение изображения, игровые преобразования вплоть до чисто формального построения;
5. Исчезновение изобразительного начала. Произведение искусства – не иллюзия реальности, но самоценный объект реальности, «другой объект» внешнего мира;
6. Тенденция к размыванию границ между искусством и реальностью в новых художественных практиках авангардного искусства;
7. Идеал – открытое произведение искусства, непосредственно включенное в материальную среду, окружающую человека;
8. Отвергают замкнутые в себе, законченные, самодостаточные формы; стремятся открыть их с помощью реальной динамики, движения, или мысленной трансформации, происходящей в сознании (воображении) зрителя;
9. Отказ от завершенности творческого процесса; культивируют приемы спонтанности, случайности, творческой «непреднамеренности», как бы автоматически порождающих форму (акционизм и кинетическое искусство в 1960-е гг.);
10. Художественное произведение предполагает множество различных, зачастую расходящихся интерпретаций – открыто в смысловом истолковании; предполагает также встречную активность зрителя-соучастника в процессе становления художественного смысла;
11. Вовлекают публику в прямые действия как соучастников творческого акта (хэппенинг, кинетическое искусство);
12. Интерес к синтетическим формам творчества (монументальная живопись и скульптура, керамика и ковроделие, садово-парковые композиции, сценография, витраж, оформительское искусство, дизайн).
Основные направления авангарда и модернизма (в художественной практике постоянно взаимно переплетались):
· Примитивизм (М.Ларионов, Н. Гончарова, М. Шагал)
· Абстракционизм: геометрический, лирический (В. Кандинский, П. Клее)
· Сюрреализм (С. Дали, Р. Магритт, П. Дельво, И. Танги)
Общие черты сюрреалистического искусства:
· Освобождение подсознательных импульсов творчества,
· Фантастика абсурда,
· Алогизм, парадоксальные сочетания форм,
· Зрительная неустойчивость восприятия (визуальные метаморфозы),
· Изменчивость образов,
· Экспериментальные техники т.н. «автоматического письма»: фюмаж, гроттаж, декалькомания.
Новые художественные практики в искусстве ХХ века (основываются на принципеигры):
· Коллаж (в традиционной живописи)
· Инсталляция (предметные)
· Рейди-мейд (готовое изделие) – М. Дюшан
· Энвайронмент (пространственно-ландшафтные)
· Боди-арт (телесные)
· Перформанс, акция, хэппенинг (поведенческие)
· Видеоарт (техницизированные)
· Медиоарт (цифровое (виртуальное) пространство)
· Дизайн (создание гармонической предметно-пространственной среды, окружающей человека) – Баухауз – техническая школа в Веймаре – В. Гропиус, Мис Ван де Рое; в России – ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) до конца 1920-х гг.
Рождение концептуального искусства в эпоху авангарда и модернизма - главенство и самодостаточность оригинальной творческой идеи, «концептуальный жест» без дальнейшего воплощения в материальной форме.
Основной творческий метод постмодернизма – эклектика, смешение художественных языков классического и неклассического (авангардного) искусства.
В искусстве постмодернизма происходит возврат к классике, метод цитирования ее фрагментов и их смешения по принципу коллажа (калейдоскопа) в зависимости от индивидуального вкуса и видения автора.
В творческой деятельности важен вызов, нарушение общепринятых правил, скандальное поведение, «оплеуха общественному вкусу», провокация зрителя на интуитивную эмоциональную реакцию.
Зритель становится активным участником творческого процесса, присоединяясь к произведению искусства собственной интерпретацией.
Произведение искусства в ХХ веке – это общественное событие, которое включает, прежде всего, скандальную реакцию зрителей и критики, множество текстов (манифестов) и интерпретаций, слухов и разговоров и самом событии.
Искусство становится индустрией производства, а произведение искусства - товаром – мировой художественный рынок. Основной критерий – коммерческая успешность, востребованность на художественном рынке.
Общих критериев ценности художественного произведения, как в классическом искусстве, в авангарде нет. Художественная критика имеет конвенциональный характер, то есть договорной характер (что считать искусством или не считать им, определяется узкими рамками внутренних договоренностей среди членов определенной группировки)
Утопический характер искусства авангарда и модернизма (идея преобразования мира на началах искусства) – реализуется в творческом манифесте группы или автора
Предмет искусстварасплывчат и сливается с самой жизнью, а жизнь стремится превратиться в спектакль (индустрия моды, кино, шоу-бизнес)
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2185;