Архитектура – главное искусство ХХ века

Европейская, американская и азиатская (японская, корейская) архитектурные школы.

 

Архитектура большого города (мегаполис), ландшафтное проектирование больших открытых пространств и оформление внутреннего городского пространства.

 

Мечты об идеальном городе будущего. Идеи «идеального» города будущего (Ле Корбюзье) – утопии раннего модернизма.

 

Мегаструктуры - небоскребы после 1871 года (пожар в Чикаго, с конца Х1Х века)- вертикально устремленные структуры. 1929-1940- Манхэттен в Н.-Йорке.

 

Интернациональный стиль начала ХХ века = Функционализм (конструктивизм в России) -Утверждает главенство практического назначения, функции, при построении здания, потребность в определенных планах и формах сооружения.

 

Почва возникновения – борьба с эклектикой, т.е. разделением на утилитарное строительное дело и декоративное украшение фасадов.

 

Теоретики – со второй половины Х1Х в: Г. Земпер в Германии, У. Моррис в Англии, Дж. Рескин, Х. Григоу в США.

 

Новый принцип целесообразности – архитектурная форма определяется назначением (функцией) здания. С конца ХХ в. – Луис Салливан в США – «форму здания определяет его функция». Последователи: группа «Де Стайл» в Нидерландах, Ле Корбюзье и его группа «Эспри нуво», В. Гропиус и Баухауз

 

Органическая архитектура (у истоков - Ф.-Л. Райт, США)

– предполагает органичное включение здания в окружающий ландшафт. Уделяет большое внимание изучению окружающей среды. Здание должно составлять единое целое с окружающим пейзажем. Формы здания должны соотноситься с рельефом местности и спецификой геологических пород, а также характером окружающей растительности.

 

Предполагает свободную планировку и соответствующее объемное решение. Здания «стелются» вдоль поверхности земли (Дом над водопадом1936 г. в Пенсильвании – нависает над потоком. Использован ж/бетон и местный камень).

 

Неоклассицизм 1920-30е гг.

 

Постмодернизм – решительное отрицание модернистских утопий архитектурного функционализма.

· Предполагает отказ от формальной красоты функционализма (Центр Ж. Помпиду в Париже – вывернутые наружу «обнаженные» окрашенные в разный цвет утилитарные конструкции, работающие как декор)

· Обнажение внутренней структуры, каркаса, механики здания (Р. Пьяно, К. Роджерс) – функциональность, доведенная до абсурда

· Стремление к созданию более «человеческой окружающей среды». Используя стилистику домодернистской архитектуры (метод ассоциаций).

 

Деконструктивизм– возврат к ранним источникам модернизма.

· Графическое наследие супрематизма в архитектуре использует (на поверхности задания)

· Малое проектирование – города в целом (с комплексом социально-экономических ресурсов) – против бесконтрольного роста городов в ХХ веке

· Здание – каркас с единым протяженным пространством внутри

· Использование конструкций из напряженной стали и бионических форм для создания оболочки здания (влияние идей экологии и природосбережения) – аэропорт в Осаке, здание Линготто в Турине (б. фабрика «Фиат»).

 

Метаболизм (направление архитектуры, возникшее в Японии с 1960-х и во второй половине ХХ века) –

· Архитектура градостроительства, основывающаяся на представлениях о системных процессах развития города как единого био-техно-организма и об изменяющемся пространстве. В основе – идея постоянного обновления социальной системы (человеческого общества) по аналогии с биосистемой, природой и самим человеком.

· Предполагает сочетание двух структур: стабильной конструктивной основы, подобной древесному стволу, и системы взаимозаменяемых или последовательно сменяемых ячеек, способных перемещаться и заменяться в процессе жизнедеятельности и по мере необходимости (план Токио 1960 г., план Всемирной выставки 1976 года – арх. Кэндзо Тангэ; Общественный центр в Мияконадзе 1968 г. - арх. Кикутакэ Киёнари).

 

Новые принципы архитектурной практики ХХ века:

· Практическое назначение здания определяет его план и конструкцию, в соответствии с которыми определяется его внешний облик

· Возведение крупных жилых комплексов на свободных территориях

· Функциональное зонирование территории с выделением отдельного пространства для каждой функции (жилье, транспорт, промышленность, торгово-развлекательные центры и др.). Автор – Ш.-Э. Жаннере (Ле Корбюзье)

· Типизация и индустриализация строительства

· Создание малометражных (минимальных) квартир.

 

Последствия модернизма в архитектуре:

· Однообразная невыразительная застройка,

· Внешние признаки интернационального стиля: контраст железобетона и стекла, ленточные окна, сочетания гладких геометрических объемов,

· Игнорирование местных традиций зодчества и природно-климатических условий,

· Критика модернистской архитектуры в 1930-е гг. и после П мировой войны.

 


[1] Бычков В. В. Эстетика / Учебник. Изд. 2. – М.: Гардарики, 2006. – С. 255

[2] Знать наизусть к экзамену








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1182;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.