В России вплоть до второй половины ХУШ в. не существовало системного подхода к обучению молодого поколения.
История домонгольской Руси овеяна преданиями о великой культуре этого государства. Существуют косвенные доказательства того, что еще до введения христианства на Руси существовала письменность, Молодое раннефеодальное государство уже тогда нуждалось в письменной фиксации важнейших актов государственной политики. "Повесть временных лет” свидетельствует, что уже в перовой половине Х века заключались письменные договоры Руси с Византией, что в обычаях русских купцов было составление письменных завещаний на случай смерти, отписывались посыльные и гостевые грамоты купцам, отправлявшимся в дальний путь и т.д. Исследователи предполагают, что Русь, будучи тесно связанной со славянским миром, рано начала осваивать славянскую азбуку – кириллицу. Славянскую письменность на Русь принесли братья Кирилл и Мефодий, в середине Х в., пришедшие на Русскую равнину через территории южных славян из Византии. Они выполняли великую просветительскую миссию по заданию византийского императора и патриарха.
Мощный толчок в развитии письменной культуры на Руси дало принятие христианства. С этого времени начинается освоение христианского наследия, прежде всего Священного писания и всего круга православной литературы, создаются очень благоприятные политические и экономические условия для развития просвещения и образования на Руси. Политическая и культурная ориентация на Византию, которая в раннем средневековье была признанным европейским лидером, заставляла Русь усердно знакомиться с традициями античной цивилизации. Так, например, переводились с греческого сборники законодательных актов – Кормчие книги. Ранние летописцы Руси обнаруживают знание античной истории, в частности “Истории Иудейской войны” Иосифа Флавия и т.д. Еще до принятия христианства северные соседи Руси – скандинавы, называли ее страной городов. Действительно, уже в ХI в. на Руси было 89 городов, а в последующие годы их число стремительно росло (к концу ХП в. – 224, к началу татарского нашествия – ок.300). Население городов, занимавшееся ремеслом, торговлей, испытывало жизненную потребность в овладении грамотностью. Актуальность развития школьного дела становилась тем более очевидной со вступлением Руси в христианский мир Европы. Домонгольская христианская Русь была открытым, богатым, активным государством, развивавшимся в едином общеевропейском русле.
Уровень изучения проблемы в настоящее время позволяет утверждать, что в домонгольской Руси достаточно широко была распространена грамотность населения. Берестяные грамоты, которые впервые были найдены в Новгороде в 1951 г. ленинградским археологом А.В.Арциховским, а затем и в других древнерусских центрах (например, Тверь, Псков и др.) являются важным аргументом в доказательстве тезиса о распространении грамотности на бытовом уровне в Древней Руси. Среди грамот – и хозяйственные записи, и частные письма, и долговые расписки, и ученические тетради.
Получать образование на Руси можно было в школах и дома. В многочисленных Житиях Святых часто указывается, что, как правило, на седьмом году начиналось обучение грамоте, и это начальное образование длилось до 12 лет, после чего можно было уходить в монастырь. Основными предметами начального обучения являлись чтение, письмо, счет, основы христианского вероучения. Находки в Новгороде показывают, что обучение грамоте начиналось со знакомства с алфавитом. Возможно, специальные деревянные дощечки с вырезанным алфавитом изготавливались на продажу и являлись первым учебным пособием Древней Руси. Благодаря найденным в том же Новгороде берестяным тетрадям мальчика Онфима, мы имеем представление о методах обучения чтению и письму. В основу этого метода был положен слоговой принцип, существующий и в современном обучении (кто из нас в детстве не складывал слоги в слова?).
Женщины в домонгольской Руси имели доступ к получению образования – об этом свидетельствуют и берестяные грамоты, и историческая память о высокообразованных, пишущих книги, владевших иностранными языками россиянках, таких, как, например, княжна Ефросинья из Чернигова или Анна Ярославна (дочь Ярослава Мудрого).
В связи с достаточно широко распространенной грамотностью в древнерусском государстве рано формируется книжная культура. По данным сотрудника Государственного Эрмитажа Б.В.Сапунова в Х1-ХШ вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий, причем по цене эти книги были не так дороги, как принято думать – “несколько гривен” (хорошая шапка в ХШ в. стоила 13 гривен, хороший крест в Х1 в. – 4,5 гривны, золотой колт в ХП в. – полгривны).Характерной особенностью бытовой культуры россиян являлось то, что на Руси существовала книжная торговля и был даже такой род занятия как продавец книг – офеня. Русские летописи свидетельствуют, что в домонгольские времена в церквях “клети исполнены книгами”, в кельях монастырей “ничто не видно кроме икон и книг”, а в каждом боярском тереме есть “крестовая палата”, а в ней под образами – книги. Летописи сохранили память и о первых русских библиотеках (их принято называть книжные собрания). Самые известные из них – собрание Киево-Печерского монастыря, которой пользовался летописец Нестор, и библиотека Ярославва Мудрого, бесследно исчезнувшая во время разграбления Киева татаро-монголами в 1240 г. Таким образом, уже на заре нашей государственности образованность была в перечне приоритетных качеств человека. Даже фольклор запечатлел уважение к ней: “именье книг паче злата”, “аще бо поищещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великую пользу души своей”.
Безусловно, центрами книжности Древней Руси были монастыри, они, вероятно, и выполняли некие функции высшей школы. При монастырях шла подготовка государственных и духовных деятелей. Учебные программы такой подготовки включали в себя изучение философии, риторики, грамматики, истории, географии, естествознания, чтение античных авторов.
Стремительное и плодотворное развитие христианской Руси было трагически прервано татаро-монгольским нашествием. Несмотря на некоторые новые тенденции в исторической литературе последних лет, рассматривающие татаро-монгол как определенное благо, в том числе и для культуры нашей страны, все-таки конкретные факты и все течение истории в последующие века показывают, что прав был А.И.Герцен, говоривший об иге, как о самом злосчастном времени, когда Россия дала обогнать себя Европе, а А.С.Пушкин с горечью замечал, что татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля.
Эпоха Московского царства часто ассоциируется со временем возрождения России. С точки зрения социально-политической это верно, однако, называя ХУ-ХУ1 вв. “золотым веком” русской культуры следует быть более осторожным. Да, мы не можем не гордиться достижениями художественной русской культуры того времени. Мы, безусловно, с интересом узнаем о страстных мыслителях России и их гуманистических поисках. В конце концов, окончательно не погибли и не исчезли традиции древнерусской книжности в Московской Руси. Тем не менее, «злосчастное время татар» выбросило Русь из общего европейского русла. В послемонгольское время Русь из страны городов превратилась в аграрное феодальное государство. Но даже с оживлением жизни русских городов с ХУ в. образ жизни в них принципиально отличался от жизни западных свободных коммун. В европейских городах, формировавшееся третье буржуазное сословие оказывалось катализатором всех процессов связанных с развитием новой интеллектуальной культуры, и в первую очередь с образованием. Тем временем русский город приобрел и долго сохранял лицо бюрократического центра с сельскохозяйственным зависимым населением. Характер замкнутого феодального хозяйства не стимулировал рост грамотности населения. Традиция доступного народного образования, которая существовала в домонгольской Руси, была утеряна. Важнейший идеологический тезис “Москва – третий Рим”, который объективно мог бы обернуть Россию к изучению и возрождению великих традиций европейской античности, парадоксально оборачивался тенденцией к самоизоляции и консерватизму.
Во второй половине ХУ в. археологи отмечают исчезновение берестяных грамот. Бумага, появившаяся на Руси в ХIV веке, не заменила доступную бересту. Низкий уровень образования россиян начинает тревожить даже власти. Стоглавый Собор 1551 г. отмечает, что в Московском государстве некому учиться, да и “учителя, каких есть, сами мало знают”. Невежество русского народа отмечают практически все иностранные путешественники того времени. Следует иметь в виду, что именно в это время идет процесс формирования русского национального государства, русской народности с ее характерным менталитетом. Православная Русь, громко возвестившая миру о наследовании традиций Рима, оказалась, по выражению В.О.Ключевского, крещена, но не просвещена. Страна “многочисленных церквей и неумолкаемого колокольного звона, страна длинных церковных стояний, строгих постов и усердных земных поклонов” (П.Н.Милюков) в силу своей непросвещенности не воспринимала отвлеченные истины христианского вероучения, называя знание греческой мудрости - Афинею (от Афин) – попросту ахинеей.
Длительной прелюдией к петровским преобразованиям в области культуры явился ХУП век. Смута, раскол, кризис международной политики, отсталая экономика заставляли Россию постепенно уходить от самоизоляции, внимательно присматриваться к опыту своих соседей. Это был век изнуряющей борьбы сторонников традиционной греческой премудрости с “латинянами”, закончившийся своеобразным компромиссом – созданием в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Это учебное заведение, выпускавшее государственных чиновников, учителей и церковнослужителей, в основу обучения положило античную двухступенчатую систему – тривиум и квадривиум, то есть изучение семи свободных искусств. Академия являлась далеким прообразом университета европейского образца. В числе сторонников и активных проводников западной образованности в России второй половины ХУП в. были сам царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, авторитетные фамилии князей Одоевских, Голицыных, бояре Ордин-Нащокины, Матвеевы и др. Постепенный процесс латинизации России создал необходимую базу для преобразований Петра Первого.
С начала ХУШ в. вопросы просвещения и образования россиян впервые в истории были поставлены в ранг государственной политики. Прагматичные взгляды Петра определили смысл преобразований в школьном деле. Для победы в Северной войне Россия, прежде всего, нуждалась в профессиональных военных кадрах. В 1701 году в Москве Петр I открывает школу математических и навигацких наук, в дальнейшем, с основанием Петербурга эта школа переедет в новую столицу. Вслед за навигацкой школой были созданы артиллерийская, инженерная, горнозаводская, медицинская школы. Прикладной характер образования, отказ от церковной схоластики, освобождение учебных заведений от монополии духовенства, открытие дверей для всех талантливых людей разных сословий, обязательное обучение для дворянских недорослей, вплоть до запрета жениться без начального образования – с этого начинает Петр формирование новых ценностей жизни россиян. Одновременно под пристальным контролем государя складывался механизм, который способствовал распространению этих ценностей – вместо скорописи ХУП в. появляется упрощенный гражданский шрифт, формируется новый литературный язык, развивается книгопечатание, появляются первые в России газеты, журналы, типографии занимаются изданием учебников, на смену старому русскому “сливовому счету” приходят арабские цифры и новая упрощенная система счета. Наконец, “Табель о рангах”, поставивший карьерный рост в прямую зависимость от образования, определил новые приоритеты в новое время.
Однако следует иметь в виду, что в первой четверти ХУШ в. еще рано говорить о сложившейся системе образования в России. В это время страна спешно удовлетворяла свои потребности в специалистах-профессионалах. Петровские учебные заведения – навигацкая, артиллерийская, медицинская и т.п. школы – представляли собой необычный симбиоз начального и высшего профессионального образования. Постигать учебную премудрость можно было неограниченное время, так как сроки обучения не фиксировались, практически отсутствовал национальный учительский корпус. Первый русский университет, который Петр учредил в 1724 году в Петербурге, не смог продуктивно работать по причине неукомплектованности как педагогами, так и русскими студентами. К сожалению, петровские преобразования затронули лишь вершину айсберга, российская провинция так и оставалась непросвещенной.
Новый значительный шаг в развитии просвещения и формировании подходов к систематическому образованию россиян был сделан в годы правления Екатерины П. Политика, проводимая двором в этом направлении, удачно сочеталась с изменениями, произошедшими в послепетровской России в мировоззрении передовой части общества. Пришло понимание ключевого значения проблем развития образования для будущего страны. По приглашению императрицы в Россию приезжает серб по происхождению, представитель передовой педагогической мысли Австрии Янкович де Мириево, который предложил Екатерине проект общероссийской сети образовательных учреждений. Становление и практическая работа по организации школьного дела в России связаны также с именем известного деятеля культуры ХУШ века И.И.Бецкого. Бецкой был близок к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины П.[1] В 1782-17686 годах в России начинает проводиться реформа народного образования. По всей стране формировалась система народных училищ, устав которых был опубликован. Система предполагала преемственное обучение в школах двух ступеней: уездные училища – два года начального образования и губернские училища, дававшие среднее образование в течение четырех лет. Выпускники училищ могли продолжить обучение в гимназиях, существовавших при Московском университете (основан в 1755 г.) или в Казани, а далее в самом университете.[2] В ходе реформы разрабатывались согласованные учебные программы училищ разных ступеней, вводилась классная и поурочная методика школьной работы. Впервые в истории России специальная комиссия по проведению школьной реформы утвердила программы преподавания русского языка, истории, географии, физики, архитектуры, иностранного языка.
Особое внимание Екатерина П уделяла гражданскому, патриотическому воспитанию молодежи. С ее непосредственным участием был написан учебник “О должностях человека и гражданина”. Можно сказать, что это был первый учебник обществоведения в России.
Устав народных училищ явился стержнем, вокруг которого стала оформляться система народного образования.
Наряду с системой народных училищ, в России существовали и закрытые сословные учебные заведения. Наиболее знаменитыми из них были Сухопутный шляхетский корпус, готовивший офицерский состав российской армии, и Пажеский корпус, готовивший молодых людей для службы при дворе. Домашнее обучение или закрытые сословные учебные заведения, не противоречили заложенным принципам системы образования, так как в основе ее лежал принцип преемственности и согласованности программ.
В екатерининское время в поле внимания государства оказался практический вопрос об одинаковом качестве обучения мальчиков и девочек. Стараниями И.И.Бецкого, при активной поддержке императрицы, в 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц. Выпускницы института готовились к служению фрейлинами при дворе, они также могли учительствовать по окончании обучения.Институт был задуман как закрытое сословное учебное заведение с богатой учебной и воспитательной программой, но, к сожалению, впоследствии обнаружилось, что многое из планируемого осталось лишь на бумаге. И, тем не менее,публичное внимание к проблемам женского образования в России коренным образом изменило менталитет русского общества. Грамотная дворянская женщина, жившая не только в столичных городах, но и в “глуши, деревне”, женщина, увлеченная чтением, с развитым понятием чести, долга, с тонким художественным вкусом станет воспитательницей поколения, вступившего в жизнь на гране ХУШ и Х1Х вв., поколения патриотов, отстоявших Россию от Наполеона, поколения, вышедшего на площадь в 1825 г.
Помимо упомянутых форм учебных заведений в ХУШ века в России родились и такие школы, которые давали художественное образование. С 1738 года в Петербурге существовала танцевальная школа, преобразованная в 1779 году в театральную. В стенах этого учебного заведения закладывались великие традиции русского балета и театрального мастерства. В 1757 году в России была создана Академия художеств. В состав Академии вошло воспитательное училище, существовавшее с 1764 года и готовившее художников, скульпторов, архитекторов.
Итак, ХУШ век постепенно менял ментальность русского человека. Наконец, образование людей стало влиять на их социальный статус, появилось уважение к наукам и обучению. Поистине ХУШ век можно назвать веком ученичества России.
Завершение оформления системы образования выпало на долю внука Екатерины П – Александра 1. В 1802 г. было создано первое в России министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Уже первые годы работы министерства продемонстрировали заботу попечителей учебных округов об открытии новых российских университетов. В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский университеты, в 1819 г. – Петербургский, в результате изменения границ страны в начале Х1Х века на территории Российской империи работали старые средневековые европейские университеты – Дерптский(Эстония) и Виленский(Литва). Университеты вели не только подготовку научных кадров, но в их ведении было формирование национального педагогического корпуса и развитие педагогической науки.
Заметим, что у «колыбели» российских школ и университетов никогда не стояли монастыри. В собственно российских университетах (без Дерпта и Вильно) отсутствовали богословские факультеты. Это в определенной степени объясняет отсутствие в российской системе права университетской автономии в его европейском понимании. В России царь мог жаловать и отбирать это право в зависимости от общеполитической ситуации. Важно то, что даже в благоприятные периоды условного либерализма в России, молодежные, студенческие организации находились под запретом.
Теперь уже все три полноценные ступени образования составляли единую российскую систему образования. Внутри каждой ступени предполагались альтернативные подходы к получению конечного результата. Например, чтобы поступить в гимназию для получения среднего образования, необходимо было сдать экзамен за начальную школу, а вот где ребенок получал эти знания – в казенном уездном училище или с домашним учителем было дело свободного выбора семьи. Таким образом, согласованность учебных программ являлась важнейшим условием работы системы. Допускалось и освоение учебных курсов экстерном.
Так как проблемы образования в России всегда были под неусыпным контролем государства в отличие от автономии, практикуемой западными системами, то государство достаточно легко манипулировало системой. Достаточно, например, было изменить учебные программы одной из ступеней, чтобы отрегулировать приток в учебные заведения выходцев тех или иных социальных слоев.
Парадоксальность сложившейся системы народного образования в России состоит в том, что государство, взяв на себя инициативу создания образовательных учреждений, не спешило выделить на эти цели необходимые средства. На протяжении всего Х1Х в. расходы на образование и просвещение не превышали 2,5% российского бюджета, в то время как Англия в конце века выделяла 10%, Франция – 6,4%, Пруссия – 6%. Основная тяжесть расходов на школьное и университетское дело в нашей стране ложилась на частных лиц и благотворительных фондов.
Подведем итоги изложенного:
1. Система народного просвещения и образования сложилась в России относительно недавно – к началу Х1Х века.
2. На формирование этой системы в большей степени повлияли военно-политические (Северная война, европеизация страны), а не экономические (зарождение буржуазных отношений) факторы. В этом состоит корневое отличие российского процесса от европейского.
3. Инициатива формирования системы образования в России исходила сверху от власти, а не от народа, снизу как это наблюдалось в Европе.
4. Сформированная система имела ярковыраженный прикладной, светский характер.
5. Отсутствие прочных традиций университетской автономии в России явилось одной из причин сформировавшейся в стране косной, механистической системы образования.
6. . Хотя формально в истории российского просвещения были периоды, когда двери учебных заведений были открыты всем сословиям и социальным группам, кроме крепостных, фактически на протяжении ХУШ-Х1Х вв. существовал сословный подход к получению образования. Так как время формирования системы совпало со временем больших социальных потрясений России, то государство часто приводило в действие рычаг, имевшийся в его руках: пересматривались и разъединялись учебные программы, изменялись уставы учебных заведений, издавались ограничительные указы.
Сохраняя сословный подход к просвещению и образованию, власти так и не смогли придать по-настоящему народный характер этому процессу. Россия вплоть до ХХ в. представляла собой пример “верхушечной цивилизации”. Российской монархии второй половины Х1Х в. так и не хватило прозорливости своих великих предков, которые видели в государственной заботе о просвещении народа залог процветания империи и ее стабильности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
- -Как вы понимаете, что такое система образования?
- -Когда в России в основном сложилась система образования?
- -Какие традиции в просвещении и образовании унаследовала петровская Россия от средневековья?
- -Можно ли назвать Киевскую Русь просвещенным европейским государством?
- -Что такое берестяные грамоты? О чем свидетельствуют их находки?
- -Как выглядела послемонгольская Русь на фоне европейских государств, с точки зрения просвещения и образования?
- -Когда впервые в истории России просвещение и образование было поставлено в ранг государственной политики?
- -Что предпринимает Петр 1, чтобы заставить дворян учиться?
- - В чем заключалась школьная реформа Екатерины П ?
- - Какие учебные заведения существовали в России в ХУШ веке?
- - Что Вы знаете о создании первых российских университетов?
- - Правильно ли утверждение, что в России была сформирована светская система образования? Обоснуйте свой ответ.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1695;