Скульптура эпохи Возрождения
Небывалый со времен античности расцвет скульптуры во всех формах (монументальной, станковой и декоративной, круглой и рельефа). Пластическое по характеру мышление Ренессанса.
Антропоцентричность художественного мышления Возрождения, человек мыслится центром мироздания.
Завоевания живописи эпохи Возрождения и, в частности, разработка правил прямой, или линейной перспективы, отразились в появлении особого типа рельефа, живописного, или перспективного, в котором плоскость фона пластически разрабатывается как иллюзионистическое пространство (архитектурное или пейзажное).
Мастера ХУ века, работавшие в таком рельефе – Лоренцо Гиберти (бронзовые врата для флорентийского Баптистерия) и Донателло.
Автономизация скульптурного объема и отделение его от архитектурного «тела» здания.
Появление особого пространства (оформленного в виде ниши на фасадной стене), предназначенного для размещения в ней скульптуры (статуи или статуарной группы).
Появление круглой статуи, предназначенной для осмотра и восприятия с разных сторон (в том числе и в движении вокруг нее) - Донателло.
Возрождение героического идеала античной скульптуры в образах обнаженных мужских статуй (первая – «Давид» Донателло 1430 г.)
Появление скульптурных монументов для оформления городских пространств (площадей). Это конные статуи, возродившие древнеримскую традицию конного памятника императора-триумфатора (завоевателя).
Единственная сохранившаяся античная конная статуя Марка Арелия была поставлена Микельанджело на постамент в центре Капитолийской площади в 1547 году. Первый скульптор, обратившийся к данной теме в ХУ веке, был Донателло (конный памятник кондотьеру Эразмо ди Нарни по прозвищу «Гаттамелата»).
Посмертный монумент этому полководцу был поставлен на площади перед Собором Иль Санто (Св. Антония) в городе Падуе за его заслуги на службе Падуанской республике. К теме конного монумента обращались в своем творчестве различные мастера Возрождения (Донателло, Верроккьо, Леонардо).
Сохранение от эпохи Средневековья жанра скульптурного надгробия в церковном интерьере, а также превращение пристенного ярусного надгробия в отдельный пространственно-пластический ансамбль погребальной капеллы как воплощение синтеза скульптуры с архитектурой (гробница кардинала Португальского, капелла Медичи, гробница папы Иоанна ХШ).
Появление нового жанра скульптуры – портрета – в разнообразных формах (в виде бюста, рельефного профиля на медали и конной статуи). Материалами скульптурного портрета стали бронза, мрамор, майолика.
Проторенессанс - синкретизм скульптуры с архитектурой:
1. Рельефы бронзовых дверей церквей и баптистериев (А. дела Роббиа, Л. Гиберти)
2. Оформление скульптурой (статуи и рельефы) церковных фасадов и входных пространств (порталов) – Я. Дела Кверча в Сьене, Дж. Пизано
3. Оформление рельефами и круглой скульптурой церковных кафедр – отец и сын Н. и Дж. Пизано в Пизанском соборе и в баптистерии.
Раннее Возрождение – автономизация статуарного тела от арзитектурного фасада и завоевание скульптурой (статуей, статуарной группой) собственного пространства:
Статуи размещались на фасадах церквей, на колокольне соборов, а также во двориках палаццо («Давид» Донателло во дворике палаццо Медичи-Риккарди)
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1298;