Архитектура эпохи рассвета (480 - 400 гг. до н.э.)
Рассматриваемый период, который в истории греческой культуры и искусств называют классическим, ознаменовался вначале борьбой объединившихся греческих полисов с внешними врагами, угрожавшими их независимости (могучая персидская держава - на Востоке, Карфаген – на западном Средиземноморье), а затем соперничеством двух наиболее противоположных по развитию и общественному строю городов-государств - передовых Афин и отсталой земледельческой Спарты.
В первой четверти V в. до н.э. могучая персидская держава, под властью которой находились вся Передняя Азия и Египет, стремясь к господству в Эгейском море, неоднократно обрушивалась на Грецию. Особенно грозными для Афин были наступления персов в 490 и 480 - 479 гг. до н.э. Эти войны были успешно выиграны эллинами. Наиболее трудной была вторая война, когда одновременно с вторжением персидских войск в Среднюю Грецию греческие колонии в Сицилии подвергались нападению карфагенян. В 480 г. до н.э. Афины были захвачены и разрушены персами; однако, несмотря на разрушение своего города, афиняне, обладавшие большим флотом, продолжали деятельно участвовать в войне. В ходе войны Афинам удалось возглавить силы морских греческих государств. Это объединение получило название Афинского морского союза. Победа греков над персами знаменовала торжество более передовых рабовладельческих республик Греции над более отсталой персидской монархией.
Развитие рабовладельческой демократии создало исключительно благоприятные условия для культурного рассвета Афин. Огромные средства тратились на украшение Афин, которые стали «школой всей Эллады».
В 431 г. до н.э. произошло столкновение Афинского морского союза с находившимся под гегемонией Спарты Пелопоннесским союзом. Эта война, продолжавшаяся с перерывами до 404 г. до н.э., известна под названием Пелопоннесской. Война охватила почти всю Грецию. Помимо политических противоречий между Спартой и Афинами, в основе конфликта лежали экономические противоречия: борьба за рынки в Пелопоннесе, Южной Италии и Черноморье.
Пелопоннесская война была неудачна для Афин. Понеся ряд поражений, афиняне потеряли часть союзников, отпавших от них. В 404 г. до н.э. Афины были принуждены сдаться, признав гегемонию Спарты.
В результате разрушений, причиненных персидскими войнами малоазийским греческим городам, родине ионического ордера, в начале и середине рассматриваемого периода доминирует строительство храмов в дорическом ордере. Лишь со второй половины V в. до н.э. в интерьерах построек все чаще применяются другие ордера.
Строительная техника эпохи классики являлась продолжением и развитием тех приемов, которые были выработаны в предшествующий период. По-прежнему доминировала столь характерная для эллинского зодчества стоечно-балочная конструкция. Материалы применялись в основном те же, что и в позднеархаичное время. Однако мрамор, прежде преимущественно для главных элементов декора, становится теперь важнейшим строительным материалом для надземных частей монументальных сооружений. Мрамор лучших пород - паросский и пентелийский - широко применяется в постройках не только ионического, но также дорического ордера. Мрамор позволил достигнуть великолепной игры света и тени, обогатил архитектуру своими цветовыми свойствами и способностью просвечиваться в краях блоков и прежде всего в ребрах каннелюр. Колонны приближались к скульптуре, изображавшей живое, просвечивающееся на солнце тело.
Как и в предыдущую эпоху, кладка стен производилась насухо. Блоки скреплялись металлическими скобами, пиронами и штырями, которые после укладки заливались свинцом. Стены, сложенные из мраморных квадров, не требовали облицовки.
В классическую эпоху стволы колонн выполнялись, как правило, из отдельных барабанов. Архитрав обычно сооружался из каменных или мраморных блоков, поставленных на ребро. Фриз состоял из блоков, расположенных в два ряда. Антаблемент, так же, как стена, выкладывали насухо и связывали железными скрепами, залитыми свинцом. Кровля покрывалась терракотовыми черепицами, формы которых были выработаны еще в предшествующую эпоху.
Редкость применения арки и свода до III в. до н.э., по-видимому, следует объяснять несоответствием этих конструкций эстетическим задачам эллинистического зодчества классической эпохи.
Сооружения общественных построек в классическое время обычно поручалось особым строительным комиссиям, в ведение которых поступали соответствующие средства. Составленные этими комиссиями отчеты о расходах нередко высекались на мраморных плитах. Такие надписи позволяют судить и о сроках строительства, и о числе рабочих.
Храм Зевса в Олимпии(рисунок 019), сооружен вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н.э.) и на средства взятой при этом добычи, завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новому периоду индивидуальной трактовки каждого сооружения.
рисунок 019
Храм был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 460 и 450 гг. до н.э. и являлся одним из лучших примеров строго и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хрисоэлефантинной (из золота и слоновой кости) статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. В настоящее время храм лежит в развалинах. Это - дорический периптер размером 27.68 х 64.12 м по стилобату с числом колонн 6x13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих храмов подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Высота колонн - 10.43 м. Вопрос о существовании энтазиса у заметно утончавшихся колонн и курватур остается, вследствие разрушений от землетрясений, неясным.
Широкий 5-метровый проем, закрывавшийся массивной бронзовой дверью, вел из пронаоса в наос, разделенной двумя двухъярусными колоннадами на три нефа. Над боковыми нефами олимпийского храма шли галереи, по которым, можно было, приблизится к статуи Зевса, установленной в глубине наоса.
Храм с течением времени обогащался новыми приношениями. Так, в 456 г. до н.э. его фронтон был украшен золотым щитом. Подобным же приношением являлся и огромный, расшитый и покрашенный финикийским пурпуром занавес, отделявший первые два пролета наоса. Подвешенный на шнурах, он опускался на пол за первый барьер, открывая взгляду молящегося колоссальную фигуру сидящего в глубине целы Зевса, сверкающую золотом и слоновой костью. Фидиев Зевс представлял собой одно из самых значительных и прославленных в древности произведений монументальной скульптуры, посвященных образам греческой мифологии. Статуя была так велика, что Зевс, будь он живым, не мог бы подняться со своего трона, не разрушив крыши.
Олимпия с ее знаменитыми играми служила воплощением идеи национального единства всего эллинистического мира, и храм Зевса, построенный в период большого политического подъема Греции, как бы скреплял это единство художественным показом величия и мощи главного общеэллинского божества.
Храм Геры (Посейдона) в Посейдонии(рисунок 020)- наиболее величественный и наилучшим образом сохранившийся памятник второй четверти V в. до н.э., а по сути дела - единственный греческий периптер, в наосе которого еще стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад. На трехступенчатом основании (размер стилобата 24.3 ´ 59.99 м) возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь несколько блоков. Храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки; согласно традиции некоторые части сооружения покрашены.
рисунок 020
План и общая композиция храма, без сомнения, были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Надо полагать, что архитектор Посейдонии изучал его, что особенно вероятно в связи с усилившимися культурными влияниями материковой Греции после того, как в 468 г. до н.э. город принимал участие и вышел победителем в олимпийских играх.
Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера.
Нижние колонны имеют 20 каннелюр, верхние - по 16; соотношение их диаметров друг к другу - 9 : 7; по высоте они относятся друг к другу, как 16:9 (6.06 и 3.41 м).
Необходимо отметить особенности масштабной характеристики II храма Геры. Издали (как и на чертеже) он кажется меньше, чем в действительности, и тем сильнее воздействует на зрителя, когда тот, подойдя к сооружению вплотную, уяснит себе его истинные размеры. Этому способствуют массивность антаблемента, относящегося к высоте колонн как 1 : 2.3, тяжелые пропорции колонн (Н = 4.23 или 4.33D), состоящих всего из 5 - 6 больших барабанов, их тесная расстановка, крупность блоков архитрава, достигающих 4.5 м в длину и 1.5 м в высоту, иными словами, как бы преувеличенная массивность всех основных частей сооружения, которой противопоставляются относительно небольшие размеры и рельеф деталей. В этом противопоставлении размеров и пластики основных архитектурных форм второстепенным, несомненно, участвуют светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения.
Ансамбль Афинского акрополя.Афины во второй половине V в. до н.э. явились политическим и культурным центром Греции и достигли особенного блеска. Это - время деятельности трагических поэтов Софокла и Еврипида, автора комедий Аристофана, знаменитого скульптора Фидия и блестящей плеяды архитекторов Калликрата, Иктина и Мнесилка. Наивысшим достижением зодчества этой эпохи был ансамбль Афинского акрополя (рисунок 021).
рисунок 021
Скала Афинского акрополя возвышается по середине долины, которая с трех сторон окружена холмами, а четвертой, южной, примыкает к морю. Это - массив сиреневато-серого известняка с крутыми извилистыми склонами, делающими доступ возможным только с западной стороны. Вершина как бы срезана и образует вытянутую с запада на восток площадку. Ее длина 300 м и наибольшая ширина около 130 м. Отметка наиболее высокой точки Акрополя над уровнем моря составляет 156.2 м, а над прилегающей котловиной и раскинувшимся у его подножья городом Акрополь возвышается на 70 - 80 м. В древнейшую эпоху Акрополь был крепостью, в которой при опасности укрывались окрестные жители; построенные здесь в эпоху архаики общественные здания были разрушены персами в 480 - 479 гг. до н.э.
После изгнания персов афиняне принялись за восстановление Акрополя. Комплекс архитектурных сооружений Акрополя должен был занять господствующее над городом и долиной положение, сохраняя при этом в своем облике черты древней крепости.
При Перикле были возведены все важнейшие памятники ансамбля. Из них Парфенон - главный храм Афины Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился 447 - 438 гг. до н.э., заканчивался отделкой до 432 г. до н.э.), пропилеи - парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437 - 432 гг. до н.э.) и грандиозная статуя Афины Воительницы (Промахос), произведение гениального Фидия, возвышающаяся на высоком пьедестале лицом к входу и господствующая над всей западной частью ансамбля высотой 17 м из бронзы. Выполнение широко задуманной композиции осуществлялось с большой энергией и быстротой под руководством Фидия.
Пропилеи(рисунок 022) - не менее важное сооружение в композиции ансамбля, чем его главный храм, Парфенон - были возведены архитектором Мнесиклом. Пропилеи построены на месте старого торжественного входа на Акрополь. Работа архитектора была чрезвычайно затруднена тем, что границы священных участков Артемиды и Ники Аптерос с юга и юга-запада нельзя было нарушить. Это наиболее богатый и развитый пример монументальных входов, которые с давних пор сооружались в святилищах Греции. Такие входы представляли собой сквозные портики в антах, обращенные внутрь святилища и врезанные в ограду теменоса. Вместо одного входа в пропилеях сделано пять проемов, средний из которых, рассчитанный для проезда верхом и провода жертвенных животных, был значительно больше остальных (интерколумний составляет 3.88 м). В нем вместо ступеней устроен пандус. Это один из наиболее ярких примеров совмещения двух ордеров в одной постройке.
рисунок 022
Храм Ники Аптерос(Бескрылой Победы) был сооружен Калликратом в честь богини Победы (рисунок 023). Это небольшой ионический четырехколонный амфипростиль размером 5.4 ´ 8.14 м по стилобату. Площадка вокруг храма была окружена мраморным парапетом, украшенным прекрасными скульптурными рельефами. Здесь же, перед храмом, находился алтарь Ники. Целла храма не имеет ни пронаоса, ни опистодома. Торцы ее продольных стен обработаны в виде антов. С восточной стороны находились два узких каменных столба, поставленных между антами, к которым крепились металлические решетки, закрывавшие вход в неглубокую целлу. Интересна история храма Ники. Он простоял до конца XVIII века, когда турки, укрепляя акрополь, разобрали его и употребили камни на устройство насыпи для батареи. После освобождения Греции части здания, и рельефы были извлечены из земли, а в 1835 - 1836 гг. храм был вновь сложен и получил нынешний облик. Зимой 1935/36 года, когда кладка стала грозить падением, пришлось еще раз разобрать храм и его постамент, после чего все камни были снова сложены, и храм Ники был вновь реставрирован самым тщательным образом.
рисунок 023
Парфенон(рисунок 024) - одно из самых совершенных и заслуженно прославленных произведений мирового зодчества. Он возведен на месте большого храма, к строительству которого афиняне приступили на рубеже V в. до н.э. Была выбрана самая высокая часть скалы, и размеры строительной площадки увеличены к югу, где вдоль крутого обрыва была возведена подпорная стена, а также мощное основание и стереобат храма. Приступили к установке барабанов колонн, но при нашествии Ксеркса в 480 г. до н.э. все начатые работы, как и прочие сооружения, были разорены. Новый храм Афины был начат в 447 г. до н.э., а при праздновании Панафиней в 438 г. до н.э. состоялось освещение храма. Скульптурные работы продолжались до 432 г. до н.э.
рисунок 024
Перед зодчим Парфенона Иктином и Калликратом стояла необычная, сложная и величественная задача: создать не только главный храм полиса, посвященный его божественной покровительнице Афине, но и главное сооружение всего ансамбля Акрополя, который, по мысли Перикла, должен был стать всеэллинским святилищем.
Для того чтобы разрешить стоявшие перед ними идейные и архитектурно-художественные задачи, строители Парфенона творчески переработали композицию дорического периптера, отступив во многом от установившегося типа, в частности прибегнув к свободному совмещению дорических и ионических архитектурных традиций.
Парфенон является самым крупным дорическим храмом в греческой метрополии (размер по стилобату 30.86 ´ 69.51 м), и его внешняя колоннада - 8 х 17 - превышала обычное для дорических периптеров число колонн. Оба торца целлы завершались шестиколонными простильными портиками.
В соответствии с назначением Парфенона его план включал не только обширную целлу для культовой статуи, но и самостоятельное, обращенное на запад помещение, которое служило сокровищницей и носило название «Парфенон», т.е. «помещение для девушек». По одной из гипотез именно здесь избранные афинские девушки ткали покрывало для богини.
Главное помещение Парфенона существенно отличалось от других храмов с тремя нефами: его продольные двухъярусные колоннады соединялись вдоль задней стены целлы третьей, поперечной колоннадой, образуя вокруг культовой статуи П-образный в плане проход. Такой прием, впервые примененный Иктином и подчеркивающий значение целлы как кульминационного пункта всей композиции, являлся важным шагом в развитии монументальной архитектуры интерьера, интерес к которому с течением времени возрастал.
Двухъярусная внутренняя колоннада должна была выполнять важную роль в масштабной характеристике Парфенона. Она не только подчеркивала необычайные размеры центрального пространства целлы (ее ширина превышала 19 м, пролет между колоннами около 10 м), но на ее фоне грандиозная статуя Афины Парфенос (Девы), выполненная самим Фидием и достигавшая высоту 12 м, должна была казаться еще больше. О перекрытии центральной целлы сведений не дошло. Не исключено, что в нем имелось большое световое отверстие и что целла была открыта небу. Статуя Афины была выполнена из золота и слоновой кости на деревянном каркасе. Свыше сорока талантов (более тонны) золота ушло на одежду и вооружение богини.
Ордер Парфенона значительно отличается от ордера предшествующих ему дорических храмов. Колонны, равные по высоте колоннам храма Зевса в Олимпии, т.е. 10.43 м при диаметре 1.905 м (в угловых 1.948 м), обладают значительно более легкими пропорциями. Утонение колонн было не сильным, энтазис невелик - максимальное отклонение от прямой 17 мм.
3.4. Архитектура эпохи эллинизма (323 г. до н.э.-1 в. н.э.)
Эпохе эллинизма предшествовал период (400 - 323 гг. до н.э.), характерной чертой которого была смена установившегося в конце IV в. до н.э. господства Спарты кратковременной гегемонией Фив. Новое возобновление междоусобных войн знаменует собой начало кризиса рабовладельческого строя в целом.
Если во 2-й половине V в. до н.э. первенствующее место в эллинском зодчестве принадлежало Аттике, то в следующем столетии эта роль перешла Пелопоннесу и Малой Азии.
Изменился общий характер монументального строительства, в котором храмы уже не занимали прежнего исключительного положения. Сильно возросло архитектурное значение открытых театров. Булевтерии20, одеоны21 превращаются в большие закрытые помещения для общественных собраний. Своеобразным и развитым типом сооружений становятся гимнасии, палестры и стадионы.
Возникновение театральных зданий в древней Греции тесно связано с культом бога виноделия - Диониса. Еще в эпоху архаики в честь его совершались сельские празднества, сопровождающиеся хороводами, песнопениями и игрищами, посвященными мифу о страстях этого бога, умирающего и вновь воскресающего. Эти игрища явились тем зерном, из которого выросла греческая драма, потребовавшая потом специальных театральных сооружений.
Театр в Эпидавре(рисунок 025) был построен в середине IV в. до н.э. (или несколько позднее) архитектором Поликлетом Младшим. Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытых греческих театральных сооружений. Это касается не только общих свойств его композиции, но и от дельных деталей обработки скены, ордера проскения, пародов и театрона. Орхестра, как во всех театрах классической эпохи представляла собой окружность.
рисунок 025
Театр Диониса в Афинах(рисунок 026) возник еще в VI в. до н.э., но получил монументальное оформление лишь в IV в до н.э. Расположенный на неровных скалах южного склона Акрополя театрон, вмещающий около 17 тыс. человек, имел неправильную общую форму плана, хотя ряды зрителей - всего 78 рядов - были расположены по окружности. Театрон имел два кольцевых прохода, верхний из которых находился на 22.5 м выше уровня орхестры. Высота ступенчатых мест для зрителей была невелика - всего 33 см, поскольку сиденья были рассчитаны на укладку подушек. В подступеньке имелось углубление для ног. Первый ряд мест, предназначавшийся для почетных граждан, состоял из мраморных кресел. Диаметр орхестры составлял 19.61 м. За нею помещалась скена длиною 46.5 м и шириной 6.4 м. Театр Диониса, особенно его сценическая часть, был сильно переделан в эллинистическую и римскую эпоху.
рисунок 026
Интенсивное строительство было развернуто в конце 1-й половины IV в. до н.э. и в Галикарнасе. Правитель Карий Мавсол сделал этот город своей резиденцией. Среди сооружений Галикарнаса особого внимания заслуживает гробница Мавсола (мавзолей),одно из «семи чудес света» (рисунок 027). Постройка была начата этим правителем и завершена после его смерти вдовой - Артемисией. Строителями Мавзолея были архитекторы Пифей и Сатир. Богатые скульптурные украшения исполнили лучшие скульпторы того времени: Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар.
рисунок 027
Галикарнасский Мавзолей представлял в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66 ´ 77.5 м. Первый, цокольный этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Над первым этажом возвышалась колоннада второго яруса. Число колонн на различных реконструкциях не совпадает. Обычно принято считать, что на коротких сторонах было по девяти, а на более длинных - по одиннадцати колонн ионического ордера. В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами. Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Вверху находились колоссальные мраморные статуи Мавсола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней. За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для заупокойного культа обожествленных правителей.
Мавзолей, стоявший еще во всем великолепии в XII в., был разрушен рыцарями-иоаннитами в начале XV в.
Процесс разложения греческих городов-государств был ускорен завоеванием Греции македонским царем Филиппом в 338 г. до н.э. После завоеваний сына Александра Македонского и распада созданного им огромного государства, охватившего территорию от Черного моря до Египта и от Дуная до Инда, возникает ряд эллинистических государств. Это были: царство Селевкидов, включающее почти всю Переднюю Азию, царство Птоломеев, объединившее Египет с Киренаикой и южной Сирией, Македонское, Пергамское, Вифинское, Понтийское и Бактрийское царства в Малой Азии на побережьях Эгейского, Черного и Каспийского морей.
В соединение греческих и восточных экономических и общественных отношений сама греческая культура приобретает новые качества с того момента, как она, преодолев узкие рамки отдельных полисов, сделалась достоянием народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Кругозор грека времени эллинизма чрезвычайно расширился; развитие античной науки и техники пошли быстрыми шагами вперед. Для эпохи эллинизма характерен также рассвет прикладных и декоративных искусств, связанный с возросшей потребностью к роскоши среди зажиточных слоев населения.
Среди городов эллинистической эпохи наиболее впечатляющим был Александрия Египетская.Город основан Александром Македонским в 332 - 331 гг. до н.э. Погребенный под развалинами римского города, на которых возник современный город, за исключением небольших фрагментов и общего представления о его планировке он нам неизвестен.
По описанию Диодора (конец I в до н.э.), город был разделен двумя широкими пересекающимися под прямым углом улицами шириной около 30 м на четыре района. Эти главные улицы были обрамлены колоннадами на всем их протяжении и застроены великолепными общественными зданиями, дворцами и храмами. Длинный мол соединял город с островом Фаросом, где находился знаменитый маяк (одно из «семи чудес света») у входа в гавань (рисунок 028).
рисунок 028
Наиболее знаменитым районом Александрии был район Бэта, застроенный дворцами и наиболее значительными общественными зданиями. Здесь находился знаменитый Александрийский мусейон, библиотека, театр, храмы, административные здания, спортивные и торговые сооружения.
Если планировка города, связываемая с именем архитектора Динократа Родосского и послужившая образцом для строительства многих эллинистических городов после смерти Александра, была типично греческой, то, как показывают раскопки, архитектура отдельных сооружений отличается типичным для многих эллинистических провинций синкретизмом местных и греческих элементов. Это сказалось в применении египетских типов колонн, в пальмовидных капителях, характере орнамента. С чисто восточной роскошью отделывались и украшались при династии Птолемеев дворцы правителей и вельмож. Богатая утварь, ковры и мебель, инкрустированная перламутром, слоновой костью, стеклянной пастой, дополняли богатство интерьера.
Построенный в III в. до н.э. Фаросский маяк (одно из «семи чудес света»), известный нам по изображениям на монетах и описаниям античных (Страбон, Плиний) и средневековых (Ибн-аль-Сайх) авторов, был самым крупным высотным сооружением античной Греции и по описанию Ибн-аль-Сайха (XI в.) его высота была 130 - 140 м. Маяк имел высокий подиум и состоял из трех поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. На этом основании высилась восьмигранная мраморная башня. Купол башни венчало бронзовое изваяние царя морей - Посейдона. На башне постоянно горел огонь видимый с моря на расстоянии около 100 миль. Фаросский маяк был не только утилитарно необходимым для ориентации кораблей, но и имел также важное градостроительное значение. Его многоярусная башенная композиция, отмечавшая вход в гавань - морские ворота эллинистического Египта, отличалась торжественностью, подобно триумфальному сооружению. Надпись на его стене гласила: «Состроат Книдский, сын Дексифана, богам-спасителям на благо мореплавателям». В XIV в н.э. землетрясение разрушило это грандиозное сооружение.
Другим «чудом света» была скульптура созданная скульптором Харесом для острова Родос. Это была бронзовая фигура бога солнца - Гелиоса, высотой в 32 м (рисунок 029). Сильное землетрясение в 224 году н.э. также разрушило статую. Только в VII в. н.э. ее обломки были проданы на переплавку. Для их перевозки понадобилось 900 верблюдов.
рисунок 029
Замечательные достижения античной Греции в архитектуре, как и в других областях культуры и искусства, стали возможны благодаря особым условиям ее исторического развития, резко отличавшимся от развития рабовладельческих деспотий Востока.
В основе рассвета градостроительства и архитектуры Греции (так же, как и ее философии и искусств) лежит развитие общественной жизни в греческих полисах в форме так называемой античной рабовладельческой демократии. Правда, демократия существовала только для свободных граждан греческих городов-государств, и покоилась в большей мере на труде рабов, лишенных не только гражданских, но и элементарных человеческих прав. Тем не менее, и эта ограниченная демократия имела по сравнению с Востоком огромное прогрессивное значение.
Лекции № 6, 7 (4 часа)
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 2103;