Этрусская архитектура (VIII - IV вв. до н.э.).
Архитектура Римской Республики (IV в. до н.э. - 27 г. до н.э.)
Культура древней Италии развивалась на территории, расположенной к югу от Альпийских гор, включавшей Ломбардскую низменность, Апеннинский полуостров и многочисленные острова Средиземного моря (рисунок 001).
рисунок 001
Древнейшие памятники материальной культуры на территории Италии относятся к эпохи палеолита, это жилище древнего человека - пещеры, с наскальными изображениями охоты и животных. От эпохи энеолита (2-я половина III - 1-я половина II тысячелетия до н.э.), осталась окрашенная керамика с геометрическим орнаментом. В конце бронзового века (2-я половина II тысячелетия до н.э.) появились свайные поселения - террамары, состоящие из небольших хижин, круглых и прямоугольных в плане, построенных на искусственной земляной насыпи и на деревянных сваях.
К VIII в. до н.э. из многочисленных племен Италии (умбры,латины, сабины, самниты), на северо-западе выделились этруски. Древняя Этрурия простиралась вдоль берегов Тирренского моря, между реками Тибр и Арно, и занимала территорию немного больше современной Тосканы.
С VIII в. до н.э. Этрурия становится одним из важных центров культурного развития на Средиземноморье. Этруски соперничают с греками и финикийцами как в области мореплавания и торговли, так и ремесел - этрусские товары шли не только в города Средиземноморского бассейна, но и в отдаленные районы Северной Европы и Скандинавии. В это время появилась этрусская письменность (пока еще не расшифрованная). VII - VI вв. до н.э. - период наибольшего рассвета Этрурии. По-видимому, в этот период у этрусков совершался переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и возникновению этрусской федерации, состоящей из 12 самостоятельных городов. Эти города, близкие по общественной организации к греческим полисам архаичной эпохи, были связаны между собой религиозными, экономическими и политическими отношениями, однако каждый город сохранял свою автономию.
Этруски поклонялись множеству богов, изображаемых в человеческом образе. Большое место занимал культ мертвых. В VII - V вв. до н.э. у этрусков было принято трупоположение, а с IV в. до н. э. - трупосожжение. Они верили в загробную жизнь и с умершими клали оружие, украшения, пищу. Этруски строили свои гробницы из камня или высекали их в скалах, придавая им форму и вид жилища.
Строительными материалами этрусков было дерево и камень, а также глина и вулканический песок - пуццоланы, который применялся как связующее. На севере использовали известняк, твердый песчаник и травертин (известковый туф), а на юге - различные породы туфа.Мрамор этруски не применяли.
Дерево служило для перекрытия мостовых пролетов и кровли, для кладки стен использовали глину и кирпич.
Этруски знали ложные своды и купола (пролетом до 10 м), образуемые напуском рядов кладки стен и применявшиеся для перекрытия гробниц.
Римские историки высоко ценили искусство этрусских инженеров, построивших дороги, каналы и мосты. Известна целая сеть дорог, соединявшая города Этрурии.
Ничто не дает такого представления о мощи народа, как стены его городов, простоявшие века. Стены начали возводиться этрусками с конца VI в. до н.э. Сначала стены выкладывали из грубоотесанных глыб, не скрепленных раствором, толщиной около 3 м, а в Волат-тере (современный Вольтерра) двойная стена с забутовкой достигает даже 5 м. Большей частью стены строились без башен. Стены завершались зубцами, в кладке оставляли щели для стока дождевых вод.
Наиболее значительный (частично перестроенный) фортификационный комплекс - стены, башни и ворота - сохранился в Перузии, современный Перуджа (рисунок 002). Здесь северный въезд в город - арка Августа (II - I вв. до н.э.) - зажат между двумя башнями, которые сужаются кверху постепенным отступом рядов. Арка имеет пролет 4.35 м, сложена из двух несущих рядов клинчатых камней; третий ряд является декоративным архивольтом. Фриз, отделяющий арку ворот от верхней, декоративной арки, изображает карликовую колоннаду, скомпонованную наподобие триглифного фриза. Между каннелированными пилястрами с ионическими капителями, как бы в метопах, вставлены круглые щиты. Верхняя арка обрамлена гладкими большими пилястрами с упрощенными ионическими капителями. Она легче нижней, сложена из одного ряда клиньев, а ее архивольт уже, чем у нижней.
рисунок 002
Древнейшие этрусские храмы, строившиеся из сырцового кирпича (стены) и дерева(колонны портиков и перекрытия), естественно, не дошли до нашего времени, и мы можем судить о них лишь по сохранившимся фундаментам и подиям (постаментам), сложенным насухо из камня, по многочисленным терракотовым облицовкам и украшениям, по вотивным моделям и письменным свидетельствам, прежде всего по описанию Витрувия.
Уже в начале первого периода (VII в до н.э.) наряду с открытыми святилищами у этрусков появились и простейшие храмы, напоминавшие греческие простили с двухколонными портиками перед единственным неглубоким помещением - целлой. В конце VII - начале VI в до н.э. сложились и основные типы одноцеллового и трехцеллового храмов с более развитыми многоколонными портиками, сохранившие ведущую роль в культовом зодчестве (рисунок 003). Возникновение трехцеллового типа храма связано с характерным для этрусского культа выделением важнейших триад небесных и подземных богов.
рисунок 003
По форме плана эти храмы приближались к квадрату. Это увеличивало значение главного фасада, ярко выявленное уже в том, что только с его стороны имелась широкая лестница, торжественно поднимавшаяся на высокий подий. Деревянные, широко расставленные колонны, по высоте равные лишь трети ширины фасада, располагались строго по осям стен, образуя по середине более широкий интерколумний. Передний ряд колонн перекрывался двумя параллельными деревянными балками, на которые были уложены такие же балки, несшие перекрытия портика. Крутая двускатная кровля храма с большими свесами по сторонам, защищавшими сырцовые глиняные стены, крылась черепицей.
В целом фасад этрусского храма с его широкой лестницей относительно невысокими колоннами и перегруженными терракотой верхними частями имел приземистый, тяжелый облик, что наталкивает на их сопоставление с дерево-сырцовыми храмами греческой метрополии.
Сопоставляя этрусское зодчество с римским, необходимо признать, что хотя этруски в широком историческом масштабе и не оставили выдающихся по своим художественным качествам сооружений (такие качества бесспорно принадлежат их фресковой живописи), все же они определили многие важные черты раннеиталииской и позднейшей римской архитектуры - черты, которые получили дальнейшее развитие на протяжении последовавших столетий и блистательно раскрылись во времена поздней Римской республики и ранней империи. От этрусков римляне получили и высокую строительную технику, и исходные типы жилища, культовые сооружения и надгробия.
К этрускам восходят и такие важнейшие особенности римской архитектуры, как тенденции к четкой геометричности и симметрии плана (будь то отдельное сооружение, храмовый комплекс или ансамбль общественного центра - форум) и четкое выделение главной глубинной оси, завершение которой грандиозными апсидами (в храмах или термах более позднего времени) также могло быть подсказано ложными полусводами, замыкающими пространство многих этрусских гробниц.
История Римской Республики охватывает период от конца VI в. до н.э. до 27 г. н.э., т.е. от изгнания царей этрусской династии в 509 г. до н.э. до возникновения Римской империи.
Рим - город, основанный по преданию Ромулом и его братом Ремом (согласно исчислению Варрона - в 753 г. до н.э.) в нижнем течении р. Тибр, приблизительно в 25 км от устья. Раскопки обнаружили остатки древнейших поселений латинян и сабинян (10 - 9 вв. до н.э.) преимущественно на холмах Палатин и Квиринал. Эти поселения в 7 в. до н.э. слились в один город. Традиция относит свержение этрусского владычества и установления Республики к 510 - 509 гг. до н.э. Военно-политическая власть царя перешла к консулам. Консулами именовались два высших должностных лица Римской республики, которых народное собрание избирало сроком на один год. Высшим органом власти был сенат.
Первоначально Рим являлся обычным городом-государством, входившим в союз городов Нация. Успешные войны и искусная дипломатия сделали Рим главой федеративного государства, власть которого к 265 г. до н.э. распространилась на территории всей Италии. Затем под властью Рима оказываются Греция, Македония, Испания, Малая Азия, Галлия, часть Северной Африки, Сирия. В конце периода республики все Средиземноморье подчинено Риму.
В создании римской культуры республиканской эпохи участвовали не только римляне, но и многие покоренные им народы, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Особенно велик был вклад греков южной Италии, Сицилии и этрусков.
Римская культура не имела столь яркого творческого начала, которое было присуще культуре Греции. Но отличительной способностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами.
Камень был основным строительным материалом в гористой, богатой разными его сортами и вулканическими породами стране. Наиболее удобным для обработки были разновидности мягкого туфа - серого, желтоватого или коричневого цвета. Очень ценился твердый известняк - травертин, применявшийся крайне экономно в течение всего периода республики. Он использовался архитекторами лишь в местах наибольшей нагрузки здания в угловых частях и тех деталях, где нецелесообразен был пористый туф, легко подвергавшийся выветриванию. Снаружи каменные здания нередко покрывались легким слоем стука. Из камня возводились преимущественно культовые и общественные и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца. С конца II в. до н.э. в употребление вошел обожженный кирпич разных форм. К концу I в. до н.э. в стенах терм применялись пустотелые кирпичные блоки для устройства обогревательной системы, в которой циркулировал горячий воздух.
В конце периода республики для отделки храмов, общественных зданий и богатых жилищ стал употребляться белый мрамор, как местный, так и привозимый из Греции.
Помимо стоечно-балочной системы в конструкциях употреблялась ложная арка и ложный свод. К концу III в. до н.э. относится появление римского бетона, открывшего огромные возможности в строительстве.
Развитие римского бетона началось с применения известкового раствора в бутовой кладке. Подобный строительный прием в эллинистическое время был широко распространен. Отличие римского бетона от обычных известковых растворов заключается в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы - вулканические пески, названные по месту добычи (городу Поццуоли - древние Путеолы). Применение пуццолан вместо песка вызвано отсутствием хороших сортов песка в этой части Италии. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали ему водонепроницаемость, прочность и способствовали его быстрому схватыванию. Первоначально бетон использовался только для заполнения пространства между стенами из тесанного камня.
Образцы ранней бетонной техники дошли до нас в небольшом числе. Это объясняется тем, что первоначально бетон использовался главным образом не в монументальных постройках, а в жилищах и мелких сооружениях, для которых был нужен быстро получаемый и недорогой стеновой материал.
Параллельно шло развитие арочно-сводчатых конструкций, которые применялись еще в архитектуре древнего Востока, иногда встречались в Греции. Вопрос о том, привнесены ли арочно-сводчатые конструкции в архитектуру Рима извне или самостоятельно изобретены римскими архитекторами, нельзя в настоящее время считать окончательно решенным.
Первое появление клинчатой арки в Риме относится к IV в. до н.э. В Ш - II в. до н.э. число арочно-сводчатых конструкций возрастает, особенно увеличивается оно с конца II в. до н.э.
Соединение бетонной техники и арочно-сводчатых конструкций, давшее невиданныевозможности, оказало огромное влияние на развитие римского зодчества. Только с помощью подобной строительной техники можно было создать такие выдающиеся архитектурные сооружения, как римские акведуки, Колизей и Пантеон.
В республиканский период все многообразные стороны общественной жизни города сосредотачивались на форуме (форум – лат. рыночная площадь). Здесь находились храмы главных богов - покровителей города, перед которыми совершались религиозные церемонии. Форум был центром политической жизни горожан, местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут же хранилась казна, велась оживленная торговля, заключались сделки. В праздничные дни форум превращался в зрительный зал – в центре площади происходили гладиаторские игры. Такое многообразие функций форума определило состав окружающих его зданий.
Центр столицы Римского государства складывался на протяжении почти всей истории Рима, так как каждая эпоха реставрировала или перестраивала старые сооружения форума и добавляла новые. Поэтому Римскому форуму трудно было придать строгую форму, и живописная нерегулярность его планировки так и не была преодолена с течением времени (рисунок 004).
Как место торговли и народных собраний форум возник еще в VI в. до н.э. в долине у подножия Капитолийского холма, где перед храмом Весты происходили религиозные церемонии. Для осушения этого заболоченного места вскоре была проведена клоака Максима, впадавшая в Тибр. Затем на форуме появилась Регия (жилище царя) и Курия (здание заседаний Сената) близ Комиция (площадки народных собраний). В дальнейшем к ним прибавились прислоненный к обрыву Капитолия храм Конкордии, хранилище казны - храм Сатурна, базилики и другие сооружения. Первоначально здесь же торговали продовольствием, но затем эта торговля была выведена за пределы главной площади Рима. Так образовался ряд рынков - Бычий, Овощной, Рыбный (форумы Боариум, Голиториум, Пискариум) и др.
Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V - II вв. до н.э. Первоначально религия италиков, поклонявшимся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культы Весты - одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага - было простым круглым навесом над неугасаемым огнем. Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласия, мир, добродетель и т.п.), выделилась группа верховных богов - Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона.
рисунок 004
В V - IV вв. до н.э. в Риме и других городах Нация было построено множество этрус-ско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным рельефным терракотовым декором фронтонов.
О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представления немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина.
Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных свободно и ориентированных на восток. Названия их неизвестны, поэтому они обозначены буквами (рисунок 005). Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) - италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в Ш в. до н.э. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный - храм В (II в. до н.э.) - круглый периптер на подии. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развивавшегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты.
рисунок 00 5
Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196 - 192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии, (рисунок 006). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14 х 18 м). От эпохи республики дошел только один храм этого типа.
Построенный в самом конце республике круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рисунок 007), был выполнен не в туфе и травертине, а сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки. Этот храм имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени как в греческих храмах.
рисунок 00
6
рисунок 00
7
Одним из необходимых сооружений италийского форума, особенно в небольших го-родах c одним общественным центром, была базилика. В ней происходило и оглашение постановлений городских властей, и судопроизводство, она была биржей, местом деловых и приятельских встреч, торговли и праздного времяпрепровождения. Ранние базилики не дошли до нас, поэтому трудно судить о генезисе этого сугубо римского типа здания и о том в какой мере на его сложение воздействовала эллинистическая стоя (рисунок 008).
рисунок 008
От эпохи республики дошло немного разновидностей торговых зданий. Кроме небольших лавок - таберн помещавшиеся в нижних этажах городских домов и вдоль стен форумов, существовали более обширные торговые сооружения. Более монументальными сооружениями являлись мацеллумы - продовольственные рынки, о которых дают представления их изображения в росписях. Это были прямоугольные в плане перистильные дворы, окруженные табернами, одни из которых открывались внутрь рынка, а другие - наружу. Нередко они содержали храмик или эдикулу со статуей божества. Середину двора обычно занимал круглый бассейн, служивший рыбным садком и окруженный колоннадой (рисунок 009).
рисунок 009
Долгое время общественные бани (термы) римлян были небольшими, недостаточно освещенными и скромно отделанными сводчатыми помещениями. Вплоть до I в. до н.э. в нагреваемых жаровнями термах использовалась колодезная вода, накапливаемая в резервуарах. Позже, изменение уклада жизни римлян и повышения степени комфорта привели к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. Термы начинались с раздевальни - аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий - холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик - парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседеры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики (рисунок 010).
рисунок 010
Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания колесниц и т.п. В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях (рисунок 011), примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III - II вв. до н.э., он был реконструирован в 75 г. до н.э. В 80 - 75 гг. до н.э. здесь же был построен Малый театр (Одеон). Прямоугольный в плане (27 х 27 м) он был перекрыт крышей и украшен настенными росписями.
Другой разновидностью зрелищных сооружений римлян были амфитеатры, где происходили гладиаторские игры и битвы с животными. Это был чисто римский тип зрелищных сооружений, возникший вокруг удлиненной арены. От конца республики дошли только остатки амфитеатров в Сутри и Помпеях (рисунок 012).
В инженерных сооружениях раньше всего проявилось своеобразие римского строительного искусства. Дороги, мосты, акведуки, гавани, крепости, военные лагеря и т.п., быличем-то вроде испытательного полигона, где вырабатывались новые технические, а иногда икомпозиционные приемы. Здесь впервые применялась техника римского бетона, осваивалисьарочно-сводчатые конструкции, вырабатывались новые методы строительных работ.
рисунок 011
рисунок 012
Развитие сети римских дорог (некоторые из них сохранились и служат до сих пор) было тесно связано с военной политикой Рима. Освоение захваченных территорий вызывало создание капитальной дорожной сети. Большую роль в римском дорожном строительстве сыграл известный политический деятель Гай Гракх (II в. до н.э.). Гай размерил каждую дорогу от начала до конца по милям и отметил расстояния каменными столбами. Там, где путь пересекали ручьи или овраги, перебрасывались мосты.
В Риме первый каменный мост (мост Эмилия) был построен в 179 г. до н.э. Развитие римского мостостроения самым непосредственным образом связано с освоением круговых арок и цилиндрических сводов. Римские мосты конца II - I вв. до н.э. почти всегда имели подчеркнутую ось симметрии по центральной арке или по центральному устою, при этом пролеты арок к концам моста уменьшались. Таким был мост Мульвия, возведенный в 109 г. до н.э. (рисунок 013). Центральную часть моста составляли четыре большие арки - две средние по 18. 5 м и по одной арке по 17. 9 м с каждой стороны. У самых берегов - две малые арки по 9.28 м и 7.25 м.
рисунок 013
Подобные же задачи возникали и при возведении акведуков. Основной конструкцией в обоих случаях была многократно повторенная арка. Исключительно большое значение имело возведение акведука Марция (рисунок 014), послуживший вообще грандиозной школой для римских строителей, которые смело пошли на сооружения аркад многокилометровой длины. Он был одновременно и техническим (91.3 км) и архитектурным шедевром. Вода в нем предназначалась только для питья. Акведук возводился руками армии рабов, вывезенных из двух только что разрушенных городов - Коринфа и Карфагена. Канал акведука Марция, выходя из-под земли на расстоянии 10 км от Рима, был поставлен на каменную аркаду, в некоторых местах превышающую по высоте 10 м. Если мосты как тип дорожных сооружений развиваются вместе с развитием транспорта дальше во всех странах, то акведуки являются типично римским, притом исключительным явлением. Подземные водопроводы в каналах в трубах из камня или керамики употреблялись как в древней Греции и в странах древнего Востока, так и в более позднее время. Однако водопроводные каналы из бетона и камня, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками, появились только у римлян и, в сущности, были типичны только для античного Рима. В Республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука. Каждый акведук состоял из системы водозабора, канала (спекуса), по которому шла вода от источника к городу, отстойников и системы распределения воды внутри Рима, наконец, водопроводной сети из свинцовых труб, подводящих воду непосредственно в дома, к потребителям.
рисунок 014
Римское общество было в основе своей обществом землевладельцев. Центром поместья (фундуса), в котором сосредотачивалось управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и ее хранения, была вилла. Для постройки виллы выбирали преимущественно высокое место на южном склоне холма, богатого ручьями. Площадка основания виллы выравнивалась, укреплялась и расширялась искусственными террасами на сводчатых субструкциях. Основу виллы составлял жилой дом. Богатая вилла содержала целый комплекс помещений: термы, плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок. При расположении помещений дома и садовых построек учитывался микроклимат, направление господствующих ветров и инсоляция летом и зимой.
Самая ранняя из сохранившихся городских вилл восходит к III в. до н.э. Это вилла Мистерия близ Помпеи, известная замечательными росписями середины I в. до н.э. со сценами мистериального культа (рисунок 015). Она была выстроена на пологом склоне холма, частично на почти квадратной террасе, которую поддерживали арочные субструкции.
Ордер. Архитектурный язык римского зодчества сложился под влиянием эллинистической культуры. Римские зодчие восприняли от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров.
Тосканский ордер являлся первоначально этрусским вариантом дорического и отличается от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Часто он характеризуется развитием базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом (сочетания валика с полочкой).
рисунок 015
К концу республики в основном закончился процесс формирования римской архитектуры. К этому времени были выработаны римская схема города и главные типы общественных, жилых, инженерных и погребальных сооружений, сформулированы свои композиционные принципы, создан свой архитектурный язык и декоративная система, а освоение бетонаи разработка сводчатых конструкций открыли перед зодчими большие возможности.
В I в. до н.э. наметился переход к более крупному масштабу сооружений, к монументальности архитектурного образа и к большому пространственному размаху ансамблей.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 2178;