АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, МУЗЫКА, ЖИВОПИСЬ
Патриотический подъем в России начала XIX века, дальнейшее развитие капиталистического уклада вызвало небывалый рост градостроительства.
Классицизм в градостроительстве проявляется в творчестве Л.Н.Воронихина (1759-1814), А.Д.Захарова (1761-1811), Росси (1794-1881), К.Тона (1794-1881).
Наиболее выдающимися постройками А.Н.Воронихина, занимающими видное место в истории русской архитектуры и представляющими собой замечательные памятники мирового зодчества, являются Казанский собор и Горный институт в Петербурге. Казанский собор, созданный в 1801-1811 годах, непосредственно перед войной с Наполеоном, отражает в своем строгом, сдержанном и вместе с тем триумфальном облике идею мощи русского народа. Собор замечателен также своей скульптурой, к выполнению которой были привлечены такие известные мастера как И.П.Мартос, И.П.Прокофьев, С.С.Пименов. После войны 1812 года собор стал музеем русской славы. Здесь был погребен великий полководец М.И.Кутузов, помещены знамена, взятые в боях у наполеоновской армии.
Главное адмиралтейство, символ морской мощи России, построенное в Петербурге (1806-1823) архитектором А.Д.Захаровым, является выдающимся памятником русского ампира.
Архитектором К.И.Росси был построен Михайловский дворец — ныне Русский музей. Его огромной заслугой является завершение строительства центральных площадей Петербурга: Дворцовой и Петровской. Напротив Зимнего дворца он выстроил два грандиозных здания Главного штаба и министерств. Здания объединены в центре необычайно величественной монументальной аркой. Арку украшают колонны и скульптуры русских воинов. Он проектирует и строит Александровский театр, здание Публичной библиотеки. Ансамбли Росси знаменуют одну из вершин русского градостроительного искусства и архитектуры XIX века.
В 30-е годы были поставлены превосходные памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли (работы скульптора Орловского), Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор-монументалист Мартос).
В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове и Д.И.Жилярди.
Бове была реконструирована Красная площадь с Торговыми рядами, создана Театральная площадь с Большим театром, манеж. Большой театр (Петровский) — выдающийся по красоте и внутреннему устройству памятник русского ампира и по сути дела представляет собой вместе с Красной площадью визитную карточку современной Москвы. По его проекту разбит Александровский сад, устроен грот, фонтан и спуск у Троицких ворот.
В архитектуре проявляется «русско-византийский стиль», создателем которого был К.А.Тон (1794-1881). Тон — автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.
В первой половине XIX века Россия дала мировому искусству замечательных гениев в области музыкального искусства и, прежде всего, музыкальный гений России связан с именем М.И.Глинки (1804-1857). Он родился в Смоленской губернии, в связи с военными событиями 1812 года семья уехала из родового имения. Детские впечатления Отечественной войны, рассказы матери, местных жителей о героизме народа сыграли большую роль в создании образа великого патриота Родины — Ивана Сусанина. Глинка начал работать над оперой «Иван Сусанин» в 1834 году (первоначальное ее название. «Жизнь за царя»). Премьера постановки оперы состоялось в Петербурге 27 ноября 1836 года. Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский сразу оценили глубокую историческую и художественную ценность гениального глинкинского произведения. Одоевский писал «С оперы Глинки начинается в истории Европы период русской музыки». Такое произведение есть дело не только таланта, но и гения». В 1837 году проявляется вторая опера — «Руслан и Людмила». Он пишет целый ряд «пушкинских» романсов: «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья» и т.д. В 1844 году он уехал в Париж, дал несколько блестящих концертов, устанавливает дружбу с Берлиозом. Пробыл два года в Испании, где написал знаменитую «Арагонскую хоту». Это блестящее каприччио на тему арагонской хоты, в основу которого положена мелодия испанского танца.
Глинка — первый русский композитор, поднявший русскую музыку до уровня величайших достижений национальной культуры, утвердивший ее ведущую мировую роль. Он положил начало классическому периоду русской музыки. В 1847 году Глинка пишет гениальные фантазии на темы двух русских песен, свадебной и плясовой, называемой обычно «Камаринской». К числу лучших вокальных сочинений относится вокальное сочинение на слова Пушкина «Не пой, красавица, при мне...». Неизменно присуще музыке Глинки — ясность, стройность, уравновешенность. Но форма не имеет самодовлеющего значения, она всегда органически слита с внутренней сущностью художественного образа. Глинка считал мелодию главным, ведущим началом музыки, которому должны быть подчинены, все остальные средства музыкальной выразительности.
Наряду с принципами реализма и народности в творчестве А.С.Даргомыжского (1813-1869) на первом плане — социальная и драматическая напряженность (опера «Русалки»). Даргомыжский вносит в музыку новое средство музыкальной выразительности, — мелодичный речитатив (опера «Каменный гость»). Этот прием исполнения пения оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской классической оперы.
Наиболее ярким представителем классицизма в живописи России первой половины XIX века был К.П.Брюллов (1799-1852). Выпускник Петербургской академии художеств, Брюллов более 10 лет прожил в Италии как стипендиат академии.
Итальянский период жизни Брюллова был очень плодотворным и закончился подлинным триумфом. В 1832 году он написал знаменитую «Всадницу», грациозно сидящую на великоленном скакуне. Эта блестящая картина сразу поставила Брюллова в ряд крупнейших живописцев Европы. В 1833 году он создает монументальное полотно «Последний день Помпеи». Это было триумфальное рождение славы Брюллова. Десятки тысяч римлян и жителей других городов Италии приходили в мастерскую полюбоваться шедевром. Великий английский писатель Вальтер Скотт, рассматривая «Последний день Помпеи», сказал с восторгом: «Это не картина, это целая поэма». Полотно привезли в Милан. И снова, как и в Риме, в залах Милана с утра до вечера теснились толпы любителей живописи. Картина неторопливо шествовала по Европе и, побывав в Париже, летом 1834 года была привезена в Россию. Для современников ее появление было настоящим событием. Восторженное отношение к Брюллову разделяло все передовое русское общество. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Гениальным художником и первым живописцем Европы называл Брюллова Белинский.
Брюллов — величайший мастер портретной живописи. Портреты Брюллова — это живые люди, воссозданные и закрепленные художником с непревзойденным мастерством, во всем многообразии их характеров. Наиболее известные портреты — светской красавицы графини Ю.П.Самойловой, княгини Е.П.Салтыковой, скульптора И.П.Витали, поэта А.К.Толстого. Вершиной портретной живописи является автопортрет (1848).
Рождение бытового жанра связано с творчеством А.Г.Венецианова (1780-1847). Его картины 20-х годов («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» и др.) изображали повседневную жизнь крестьян, их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианова называли «отцом» русского жанра, он создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в культуре 20-х – 40-х годов.
Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А.Федотов (1815-1852). Его картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» сначала в Петербурге, а затем в Москве имели огромный успех. Всенародное признание картин, присвоение звания академика — это наиболее светлые страницы его биографии.
А.А.Иванов (1806-1858) — один из величайших русских художников XIX века, в творчестве которого гармонично соединились прогрессивные гуманистические идеи и философское религиозно-нравственное начало. Перечитывая евангелие, Иванов нашел сюжет, до него никем из художников не бравшийся: первое появление Мессии (Христа) перед народом, ожидающим свершения своих надежд, предсказанных Иоанном Крестителем. Нахождение этой темы определило все дальнейшее течение его творческой жизни, — работа над картиной продолжалась более 20 лет. Нравственное совершенствование человека — вот глазное содержание картины «Явление Христа народу». Она очень скоро сделалась тем, к чему более всего предназначал ее сам художник — «школой для молодых живописцев русских». Чистяков, Крамской, Ге, Репин, Суриков, Врубель испытали благотворное влияние этого великого творения Иванова.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 3527;