Живопись, архитектура, скульптура
В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России можно выделить два основных направления новый традиционализм, или неотрадициоиализм, т. е. применение уже апробированных стилистических приемов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества.
К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество президента Академии художеств Российской Федерации З.К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции в Москве и других городах России внесли новые черты в городской ландшафт и вызвали в середине 1990-х гг. ожесточенную дискуссию. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивали И.С. Глазунов — автор исторических композиций и портретов и A.М. Шилов, создатель портретной галереи современников. В близкой к реализму манере работали скульпторы О.К. Комов, B.М. Клыков, А.И. Рукавишников и др.
В живописи и скульптуре развивается постмодернистское направление. В 1990-е гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые формы творчества. Среди них: инсталляции - художественные объекты, сконструированные из самых разных материалов, в том числе и предметов быта; перформансы — формы общения художника и зрителя при помощи различных художественных средств (элементы театрального действия, музыка, организация пространства).
Используя эти средства, художник пытается донести свой замысел до аудитории. Искусство художников-постмодернистов рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Их художественная среда создавалась с помощью электронной музыки, света, элементов живой природы (деревья, кусты, вода и др.) и различных предметов быта (мебель, бумага, газеты и др.).
Громко заявило о себе технотронное искусство, превращавшее в объекты изображения новейшие технические достижения - калькулятор, компьютер, микросхему и др. Сами произведения искусства создавались с помощью современнейших технических средств, которые, в свою очередь, дали начало видеоарту (видеоискусству), компьютерной графике и анимации. Таким образом, техника выступала и как объект изображения, и как средство его создания.
Архитектурное творчество развивалось по двум основным направлениям. Первое было связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. Символом воссоздания архитектурной среды стал храм Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого до деталей воспроизводили облик разрушенного храма - памятника победы России в Отечественной войне 1812 г.
Строительство в Москве и других крупных городах постепенно отходило от безликой типовой застройки последних советских десятилетий. Важным его импульсом стало частное финансирование. Широкую известность приобрели, например, работы А.Е. Харитонова и Е.Н. Пестова в Нижнем Новгороде, воспроизводившие архитектурные образы эпохи модерна (здание банка «Гарантия» и др.).
Другое направление архитектурного творчества, напротив, искало пути для создания городской среды, созвучной эпохе высоких технологий. Целый ряд новаторских проектов был осуществлен в столице. Например, жилой дом и Малом Левшинском переулке (арх. М.Э. Лабанов и Л.Л. Савин) и жилой дом в Молочном переулке (арх. Ю.Л. Григорин). Здание Московской межбанковской валютной биржи (арх. Л.Л. Скоков) получило признание как одна из лучших отечественных построек последнего десятилетия XX в.
Процессы, происходящие в культурной жизни нашей страны, отражают трудности и противоречия эпохи радикальных перемен в политике и экономике, в социальной структуре и массовом сознании современного российского общества.
К концу 1990-х гг. объемы государственных расходов па поддержание известнейших объектов культуры - ведущих музеев, выдающихся оркестров, крупнейших книгохранилищ и реставрационных фондов увеличились. Финансирование осуществлялось также за счет местных бюджетов и целевых программ (грантов).
Так, за истекшее десятилетие были реконструированы Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей А.С. Пушкина в Москве и Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге, значительно расширены площади Государственного Эрмитажа. Продолжались воссоздание и реставрация дворцово-парковых ансамблей под Петербургом, ускорившиеся в связи с приближением 300-летия города. Особый размах реставрационные работы получили в Стрельне, где восстанавливался Константиновский дворец, а также; в Павловске, Петергофе и Царском Селе.
Были разработаны и начали проводиться в жизнь государственные программы, призванные укрепить материальную базу культурных и образовательных учреждении. В 1997 г. усилиями творческой интеллигенции, и в первую очередь академика Д.С. Лихачева, выдающегося историка древнерусской литературы и неутомимого общественного деятели, был создан государственный телеканал «Культура». Его программы знакомят россиян с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры. Это единственный общенациональный канал, существующий без коммерческой рекламы.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 3396;