Изменения в духовной жизни
Переход страны к рыночной экономике и радикальные перемены в политической и социальной жизни происходили в условиях информационной открытости. Исчез идеологический диктат государства и с ним цензура. Быстрыми темпами насыщался рынок информационных услуг. Граждане получили свободный доступ к глобальной сети коммуникаций Интернету. Число его пользователей составило в 2003 г. около 11,5 млн человек.
В начале 1990-х гг. резко сократились Государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно-художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории.
В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера.
На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания «Макдоналдс», как продукция известных торговых марок «Кока-кола» и «Рибок» и др.
В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры.
Так, толкиенисты (поклонники романов Дж. Р. Толкиена) с нетерпением ждали появления на экране новых фильмов с приключениями своих кумиров. Айкидоки пропагандировали стиль жизни поклонников восточных единоборств. Панков отличали особые приметы в одежде и в общении друг с другом. Металлисты, рокеры и рэперы отстаивали свою приверженность различным направлениям в современной популярной музыке. Их манера одеваться копировала пристрастия в одежде их музыкальных кумиров.
Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты. Тенденция вестернизации (заимствования западных образцов) молодежной культуры рельефно отражала те процессы, которые происходили в массовой культуре в условиях ее быстрого распространения.
Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. В результате ориентированная на потребителя индустрия развлечений превратилась в один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу-бизнес, строительство новых и переоборудование старых объектов культуры оказались в центре внимания отечественного бизнеса. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.
Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре' и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.
В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко-культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия историко-культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий - Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя.
Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников.
Особенности духовной жизни страны во многом определились динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе в постсоветский период.
Возросло многообразие форм творчества. Разные направления, стили, школы и художественные индивидуальности получили возможность выразить собственные взгляды и реализовать свой потенциал. Многие из них не только вступали в творческие споры и конфликты друг с другом, но и вызывали ожесточенные дискуссии в обществе. Продолжался процесс духовного переосмыслении прошлого и поисков своего места в глобализирующемся мире. Культурная жизнь открывалась навстречу влияниям и заимствованиям из иных культур и одновременно искала пути обновления собственных традиций. Первоочередной задачей становилось накопление интеллектуального капитала - главного ресурса развития современного мира, совершенствования качества и уровня образования. По мере углубления социального расслоения главным источником удовлетворения культурных потребностей у значительной части населения стало телевидение (средняя продолжительность просмотра телепередач составляла около 3-3,5 ч в день). Часть россиян, имевшая высокий уровень доходов, напротив, ориентировалась на элитарную индустрию досуга - платные телеканалы, доступ к Интернету, дорогие клубы и зарубежный туризм.
В первое послеперестроечное десятилетие возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры была ограниченной. Это объяснялось многими обстоятельствами, в том числе недоступными ценами на билеты, неудовлетворенностью состоянием культурной сферы, неприятием новых тенденций в современном искусстве.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 2511;