Театр, музыка, кино
Переход на коммерческие принципы деятельности, уменьшение государственной поддержки и обострение конкуренции с шоу-бизнесом сократили аудиторию популярнейших в советский период театра и кинематографа. Тенденция к преодолению кризисных явлений наметилась к середине 1990-х гг. Возникли независимые театры и антрепризы (временные коллективы актеров), только в Москве выходило ежегодно около 1000 премьерных спектаклей.
В театральных работах сочетались традиции прошлого и эксперимент с новейшими формами. Режиссерский театр выдвинул целую плеяду замечательных мастеров - П.Н. Фоменко, Л.А. Додина, А.А. Житинкина и др.
Известнейшие режиссеры Ю.М. Соломин (Малый театр), М.А. Ульянов (Театр им. Евг. Вахтангова), К.Ю. Лавров (Санкт-Петербургский АБДТ им. Г.А. Товстоногова), Т.Е. Волчек («Современник»), М.А. Захаров («Ленком»), О.П. Табаков (МХАТ и театр-студия «Табакерка») ориентировались не только на классический репертуар, но и на современную драматургию. Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г.И. Горина, Н.В. Коляды, Е. Гришковца. Незабываемые сценические образы создали популярные актеры Е.П. Леонов, ИМ. Чурикова, А.Г. Абдулов, А.Б. Фрейндлих, Л.М. Гурченко, О.Е. Меньшиков, Г.С. Жженов, П.Г. Гундарева, В.С. Лановой и другие.
Драматический театр экспериментировал со сценическим дизайном, проектированием пространства с помощью новейших технических средств. Другим направлением поисков стал сценический минимализм, выразившийся в полном отсутствии декораций и оформления.
Этот прием позволял сосредоточить внимание зрителей на актерском исполнении, особенностях текста и сценической речи. Складывался облик нового поколения режиссеров и драматургов, ориентированного на театр с ярким индивидуальным сценическим почерком.
Лидером в освоении оперного и балетного репертуара стал Мариинский театр Санкт-Петербурга. Под руководством главного дирижера и художественного руководителя театра В.А. Гергиева был поставлен цикл опер С.С. Прокофьева и оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелуигов». Ежегодный фестиваль «Белые ночи», проходящий на сцене Мариинского театра и других концертных площадках северной столицы, неизменно привлекал лучших отечественных и зарубежных исполнителей.
Первые премьеры прошли на сцене открытого в 2002 г филиала Большого театра. Новые здания появились у Новой оперы» (художественный руководитель Е.В. Колобов), Камерного музыкального театра Б.А. Покровского. Заметшими событиями стали музыкальные постановки в российских городах Нижнем Новгороде (опера С.М. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», дирижер М.Л. Растропович), Саратове, Самаре. Перми, Казани, Новосибирске.
Для современной отечественной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создает основы для развития сугубо индивидуальной манеры ее исполнения. Высший уровень творчества музыкальная общественность по-прежнему связывает с именами А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова, С.А. Губайдулиной, Г.А. Канчели и др.
Во второй половине 1990-х гг. вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Традиции отечественного пианизма продолжали М.В. Плетнев, А.Б. Любимов, Е.И. Кисин, Д. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрируют Н.Г. Гутман (виолончель), Ю.А. Башмет (альт), Г.М. Кремер и В.В. Третьяков (скрипка).
Лучшие отечественные дирижеры - Е.Ф. Светланов, Г.Н. Рождественский, В.А. Гер/нее. Ю.Х. Темирканов, ВМ. Федосеев - работали и в России, и за рубежом.
Ключевыми проблемами отечественного кинематографа кроме скудного финансирования оказались потеря обратной связи со зрителем из-за развала системы кинопроката, трудностей взаимодействия кинематографа и телевидения, а также медленных темпов внедрения новых технологий в кинопроизводство.
Кинематограф в последние годы стал возвращаться к системе государственных дотаций. Удалось преодолеть тенденцию к сокращению национального кинопроизводства. Среди заметных черт в развитии отечественного кино можно выделить поиски нового героя, будь то в современности («Брат» и «Брат-2», в главной роли С.С. Бодров-мл.) или в героических эпизодах истории («Звезда» Н. Лебедева). Появилось направление в киноискусстве, переосмысливающее историческое прошлое («Хрусталев, машину!» А.Г. Германа и «Русский ковчег» А.Н. Сокурова, «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н.С. Михалкова).
Известнейшие литературные произведения были экранизированы в новой манере, развивающем традиции реалистического кино («Муму» К).И. Грымова, «Русский бунт» А.А. Прошкина). Постмодернистские искания в кино пользовались приемами игры, фантасмагории, гротеска и нашли отражение в фильме «Макаров» В.И. Хотиненко. Популярным, как и в литературе, оставался жанр иронического фильма-притчи («Свадьба» II.С. Лунева). Известность получили такие разные по жанрам работы режиссера А.В. Рогожкина, как «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка». Появились популярные телесериалы российского производства, поставленные молодыми режиссерами («Бригада» А. Сидорова).
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1235;