МУЗЫКА, АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Серьезный шаг по сравнению с эпохой Возрождения был следан в эпоху Просвещения в области музыкального искусства. Именно с этого времени музыка стала искусством в полном смысле этого слова. Ее появление в XVIII веке связано с именами Баха, Моцарта, Гайдна.

Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) — мастер контра­пункта. Контрапункт — это столкновение двух мелодий, смена одной мелодии на другую. Это позволило сделать музыку диалогичной, дало ей не только движение, но и превратило в средство выражения мыслей и чувств. Бах написал около 300 духовных кантат. Кантаты Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Страсти по Марку» и т.д.) — пока­зывают великое страдание и нравственную стойкость чело­века. Они состоят из арий, хоров, инструментальных номеров. Излюбленный Бахом прием объединяет полярные по своей выразительности части: свободную импровизацию, фантазию или прелюдию и строгую, многоголосую фугу. В историю ор­кестровой музыки Бах внес шесть знаменитых «Бранденбургских концертов».

С именем великого австрийского композитора Моцарта Вольфганга (1756—1791) обычно связывают появление моду­ляции. Модуляция — это переход мелодии из одной тональ­ности в другую, что позволяет добиться гораздо большей вы­разительности мелодии, сделать ее разнообразнее и глубже.

История культуры не знает столь мощного расцвета музы­кального гения в раннем возрасте. Еще шестилетним ребен­ком Моцарт пользовался мировой славой. В 14 лет он дири­жировал свою оперу «Митридат, Царь Понта» в Милане. В том же году он был избран в члены прославленной академии в Болонье. Наиболее известные оперы были написаны им в 80-е годы: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта». Сам Бетховен взял несколько уроков у Моцарта. Последняя работа Моцарта — знаменитый «Реквием», над кото­рым он работал уже больным. Умер в возрасте 36 лет в Вене и был похоронен, как бедняк, в общей могиле.

Наконец, утверждение принципа симфонизма в инструмен­тальной музыке связано с именем другого великого австрий­ского композитора эпохи Просвещения Иосифа Гайдна.

Симфонизм как результат сочетания модуляции, представ­ляет собой принцип переплетения различных мелодий, их со­четания настолько сложного, что в нем, кажется, способен отразиться весь земной и небесный мир, весь внутренний мир человека.

Начав во второй половине 50-х годов XVIII века с обобще­ния музыкального опыта австрийских и итальянских компози­торов, Гайдн уже в 60-е годы стал ведущим европейским ком­позитором-симфонистом. Им написано огромное количество симфоний, которые отличаются яркой образностью и конкрет­ностью музыкального языка, содержат иногда элементы программности. В некоторых случаях Гайдн давал симфониям характеризующие эту программу заголовки (например, цикл из трех симфоний: «Утро», «Полдень», «Вечер»). Большинст­во же симфоний Гайдна не имеют специальных обозначений программы и закрепившиеся за ними названия («Часы», «Охота», «Детская» и др.) были даны слушателями на основании тех или иных характерных моментов музыки.

Именно в симфониях Гайдна определились характерные стилистические черты венского классического симфонизма народность мелодий, контрастное тематическое развитие, закрепление 4-частотного сонатно-симфонического цикла, свободное использование всех групп оркестра и отдельных паргий камерного ансамбля.

Венчает творчество Гайдна оратория «Времена года» (для хора, солистов и оркестра). Оратория завершается торжественным гимном труду и природе — что полностью соответствовало духу эпохи Просвещения. Изобразительное искусство и архитектура абсолютизма и эпохи Просвещения прошли не­сколько этапов в своем развитии. Первоначально главенствующее место в искусстве этого времени занимал стиль барокко. Он, как мы об этом уже говорили, возник в Италии в конце XVI века (позднее Возрождение) и просуществовал до середины XVIII века. Искусство барокко прославляло могущество и богатство феодальной аристократии. Это необычное искусство воплотило в себе яркость чувств, порывистость, страстность, преувеличения, излишества. Стиль барокко показывает человека как сложную многоплановую, с присущими страстями и конфликтами личность. Ее отличает грандиозность, а порой — склонность к зрелищным эффектам. Парадные интерьеры зданий украшались изумительными скульптурами, лепкой и резьбой. Украшения как бы передавали бесконечную игру света и тени, содержали многочисленные архитектурные излишества и потому строительство зданий в стиле барокко требовало больших материальных затрат. Внутри здания украшались дорогими породами цветного мрамора и сложнейшими росписями. Вокруг дворцов разбивались парки с прямыми зданиями и подстриженными деревьями. Шедеврами того стиля стали дворец Бельведер в Вене, Цвингер — в Дрездене. Но особую известность искусству барокко придала живопись. В ней наряду с религиозными и мифологическими темами большое внимание уделялось отображению окружаю­щего мира. Наивысшие достижения церковной живописи ба­рокко принадлежат Испании, а картины фламандских мастеров принадлежат к лучшим образцам искусства. Всемирно известными художниками этого времени являются такие яр­кие представители этого стиля, как Караваджо, Эль Греко, Веласкес, А. ван Дейк, Рембрандт и др.

В первой половине XVIII века на смену барокко приходит стиль рококо. Такое название он получил за вычурность, ма­нерность, нарочитую «несхожесть» выполненных в этом стиле произведений искусства с грубой натурой. Декоративная теат­ральность, хрупкость и условность образов — это полная про­тивоположность «легкомысленного» рококо торжественности барокко. Искусство рококо широко использовало в декоратив­ных украшениях разные узоры. Нередко создавался орнамент в виде стилизованной раковины, причудливо извилистых очер­таний.

В эпоху зрелого рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания для одной семьи. В художественном оформлении нередко применялись все возможные украшения, мебель и другие предметы домашней обстановки, фигурностью форм они порой напоминали игрушки. Стиль рококо в одежде состоял в использовании напудренных париков, шелковых одежд нежных тонов с кружевами. Он как бы отражал празд­ность и беззаботность жизни их хозяев.

Живописцы этого направления также использовали мягкие, светлые тона. Их картины полны идиллистических изображе­ний амура, ангелов, пастухов и пастушек и порой весьма лег­ковесны по содержанию, приторно-слащавы (работы Ф. Буше, Ж. Шардена).

В последней трети XVIII века на смену рококо пришел классицизм. Как стиль художественного творчества класси­цизм характеризуется двумя основными чертами: стремлени­ем изображать события и повышенным вниманием к изобра­жению деталей. Стремление изображать события, ориентация на внешний мир приводит к возникновению новых жанров изобразительного искусства. Если для Возрождения и стиля барокко главным и основным жанром был портрет, то для классицизма наиболее характерен пейзаж, натюрморт, жанровая сцена. При этом на первый план выступает не эмоцио­нальная окраска произведения искусства, а его понятийное содержание.

Стремление воплотить завершенные формы искусства Древнего Рима рождает такую характерную черту живописи классицизма, как неподвижность. Если художники Возрожде­ния стремились запечатлеть момент движения, то художники-классицисты ориентировались на застывшие фигуры, даже тех случаях, когда они изображали какие-либо события в форме жанровых сцен. Стремление классицистов к установлению приоритета деталей над целым ярко проявилось в их отношению к колориту. Достаточно взглянуть на натюрморт голландцев второй половины XVIII века, чтобы понять, на­сколько тщательно прорабатывался этими художниками ко­лорит — сочетание цветов на полотне. Иногда это станови­лось даже самоцелью. Картина в этом случае была великолепным сочетанием цветов, за которым, однако, не стояло никакого целостного образа.

С другой стороны, для живописи эпохи классицизма характерно точное соблюдение всех физических и анатомических правил изображения человека и природы. Никакие нарушения не допускались. Абсолютно правильные изображения так и остаются изображениями — холодными и не вызывающими эмоционального отклика в душе зрителя.

Весьма характерна и тематика картин эпохи классицизма в тех случаях, когда изображаются люди, то это, во-первых, люди, являющиеся участниками какого-либо события, а во-вторых, это событие является, как правило, чем-то необыкно­венным, торжественным и парадным. В этом проявляется та черта классицизма как стиля художественного творчества, о которой мы уже говорили выше — стремление изображать возвышенное и тем самым облагораживать души людей.

Можно сказать, что по сравнению с ренессансом, эпоха классицизма, потеряв в глубине, выиграла в объеме. Упустив эмоциональное воздействие, она расширила возможности и количество жанров изобразительного искусства.

Если обобщить наиболее характерные черты эпохи Просвещения, то можно сказать, что от прочих исторических эпох ее отличает определенная рассудочность, строгость общих форм, основанная на использовании параллелепипедов. При изысканности и богатстве деталей она все же рассчитана на земное величие. Эта архитектура не является мостом между землей и небом, а целиком принадлежит первой, что и делает ее несколько тяжеловесной в отличие от эпохи Возрождения.








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 2549;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.