КОНЦЕПЦИЯ «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА» И «ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ» ЧЕЛОВЕКА

Рассмотрим теперь, как объясняли просветители человече­ское общество. Для них характерна концепция, согласно ко­торой природа создает человека, а он, в свою очередь, созда­ет общество.

Происходит, по их мнению, это следующим образом. Воз­никновение общества является результатом столкновения сил природы и сил общества. Первые неизмеримо больше вторых. Человек — существо слабое, у него нет ни когтей, ни клы­ков, ни панциря, в то время как силы природы по отноше­нию к нему неизмермо большие: голод, холод, стихийные бедствия и т.д. Все это заставляет человека искать защиты от жестоких законов природы. Такой защитой и является обще­ство. Люди объединяются, чтобы противостоять силам при­роды, поскольку общество намного сильнее, чем все его чле­ны, взятые по отдельности.

Однако возникновение общества еще не гарантирует чело­веку спокойной жизни. Дело в том, что, как только общество возникает, в нем начинается деление на сильных и слабых. Сильные начинают притеснять слабых, слабые злоумышляют против сильных, сталкивая их между собой. Эту ступень раз­вития общества просветители называют дикостью. Ее главный признак — «война всех против всех». Эта «война всех против всех» имеет крайне неприятные последствия, самое неприят­ное из которых — тот факт, что в результате ее общество крайне ослабевает, и люди вновь попадают под действия жес­токих природных законов. Выход из этого положения — в пе­реходе ко второму этапу развития общества. Таким этапом является цивилизация. Главный признак цивилизации — су­ществование государства. Оно возникает следующим образом. Когда люди убеждаются, что стремление к полному осущест­влению своих желаний и своей воли не приводит ни к чему хорошему, то они решают основать институт, который, огра­ничивая их излишние права, обеспечивал бы неприкосновенность прав необходимых. Таким институтом и является государство. В рамках этой концепции члены общества как бы договариваются между собой о создании стоящего под ними государственного договора.

Как распределяются в случае возникновения государства права? Какие из них являются излишними, а какие необходи­мыми? Руссо все виды прав подразделил на три категории:

1. Права, даруемые государем своим подданным.

2. Права, даруемые народами своим правительствам.

3. Естественные права.

Итак, при возникновении государства, народ передает го­сударю права второго вида, самое главное из которых — при­нимать законы и требовать их безусловного исполнения. Для этой цели государство создает определенный аппарат, кото­рому передаст права первого вида, то есть право контролиро­вать исполнение законов и карать за их нарушение. Но ра­зумным и справедливым государство является только в том случае, если этот процесс направлен на охрану прав третьего вида - естественных прав человека, которые никто не имеет право нарушать, так как человек получает их от природы. К этим «естественным правам человека» относятся:

1. Право на жизнь.

2. Право на свободу.

3. Право на высказывание своего мнения.

4. Право на мастную собственность.

Совокупность этих прав в их реальном осуществлении, по мнению просветителей, составляет основу нормального существования человека и всего общества. Именно эти представле­ния о «естественных правах» человека сыграли большую роль во время Великой французской буржуазной революции 1789—1793 годов.








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1423;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.