Ф. БЭКОН КАК ОСНОВАТЕЛЬ «ЕСТЕСТВЕННОЙ»ФИЛОСОФИИ И СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Социально-политические и философские взгляды эпохи Просвещения нашли, свое отражение в трудах Ф. Бэкона, Дидро, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Монтескье и др. Уже одно перечисление этих имен, имеющих мировую известность, показывает, что мы имеем дело с весьма мощным культурным направлением, которое и получило название Просвещение, а его представителей стали называть просветителями.
Такое наименование они получили потому, что были уверены в возможности беспредельного прогресса человечества, и главной силой прогресса считали науку, разум, просвещение, а все беды человечества проистекают от затемненности разума, от предрассудков и дело ученых его «просвещать».
Родоначальником всей современной экспериментальной науки по праву является Ф. Бэкон. Ф. Бэкон родился в 1561 году в Лондоне в семье одного из высших лиц английского лорда, хранителя большой королевской печати. Сам он с 1618— 1621 года был верховным канцлером Англии. Основные работы — Новый Оргонон, Великое Восстановление наук, Новая Атлантида.
Материя вечна, ее нельзя уничтожить. «Никакая сила и продолжительность во времени не могут обратить в ничто какую-либо, хотя бы мельчайшую частицу материи... В какое бы безвыходное положение она ни была поставлена, она освобождается, изменив либо форму, либо место...» (Ф. Бэкон Соч. Ч. 1. С. 186). Цель познания — открывать законы природы, которые скрыты от человека. В науку следует идти не ради забавного времяпрепровождения, не ради того, чтобы высокомерно смотреть на других, не из-за корыстных интересов, не для того, чтобы прославить свое имя. Наука не должна быть знанием ради знания, мудростью ради мудрости, Конечная цель науки — изобретения и открытия. Цель же изобретений — человеческая польза, улучшение жизни людей, Истинное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира. Два человеческих стремления — к знанию и могуществу в науке находят свое решение. В этом состоит одна из руководящих идей бэконовской философии, и в этом же коренится одна из причин столь продолжительной популярности его взглядов. «Знание — сила» — хорошо известный афоризм Ф. Бэкона весьма популярен и в наше время.
В науке самое главное — выработать правильный метод познания, метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий постепенно проникать в сущность явлений. Не менее популярен и следующий афоризм Ф. Бэкона: «Хромой, идущий по дороге, опередит того, кто бежит без дороги. Очевидно и то, что, чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания».
Наука, считает Ф. Бэкон, должна взять на вооружение метод индукции. Но индукция Ф. Бэкона отличается от индукции, предложенной Аристотелем. Не следует допускать, пишет Ф. Бэкон, чтобы разум перескакивал от деталей к почти самым общим аксиомам. Необходимо ставить опыт, потом выводить аксиому, потом на основе этой «средней» аксиомы ставить новый опыт и выводить более общую аксиому. И так подниматься все выше и выше, ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от «голого» опыта. Высшие же аксиомы — абстрактны. Средние же аксиомы — истинны, тверды, от них зависят человеческие дела. Индукция, которая совершается путем простого перечисления, есть детская вещь: она дает шаткое заключение. Индукция же, которая будет полезна для науки, должна переходить от одних аксиом к опытам, затем к средним аксиомам и т. д. «Мы не хватаем по-детски золотых яблок, а ждем своевременной жатвы» (Там же. С. 451). И далее следует афоризм Ф. Бэкона: «Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет» (там же, с. 63). Истинный метод науки (индукция) позволяет проникать в тайну природы. На этом пути человечество поджидают «идолы» (заблуждения). Ф. Бэкон выделяет четыре вида «идолов», которые присущи людям: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади», «идолы театра». (Подробно об этих заблуждениях в курсе «философия»), Подводя итог анализа заблуждений, Ф. Бэкон делает вывод: «Истина — дочь времени, а не авторитета».
Ф. Бэкон — пионер «естественной» философии, был одним из тех, кто положил в эпохе Просвещения начало формированию «естественной» морали. Эта мораль строилась исходя из рациональных понятий жизненных устремлений человека. Он мало интересуется рассуждениями о том, добрый или злой человек по природе. Он перед собой ставит другую задачу: обращается к реальной жизни, пытается разобраться в путях, средствах и стимулах человеческих поступков, которые подлежат той или иной моральной оценке.
Ф. Бэкон утверждает примат общего блага перед индивидуальным, — общественного престижа перед личным удовлетворением. В его понимании общее благо строится волей, умом, и поступками отдельных лиц. Общественное благо складывается из совокупного стремления каждого к благополучию. Поэтому Ф. Бэкон развивает тезис: «человек сам кузнец своего счастья». Надо только уметь разумно определять значение и ценность тех вещей и обстоятельств, которые способствуют достижению наших целей — душевного и физического здоровья, богатства, общественного положения и престижа. Внимание Ф. Бэкона направлено на выяснение того, как достигнуть высокой должности и как вести себя, чтобы на ней удержаться. Его рассуждения очень трезвы и практичны. Он убежден, что человек, который достиг власти, считает естественным держаться за нее и бывает счастлив, когда пресекает домогательства у других. Люди не в силах уйти на покой, когда хотели бы; не уходят они и тогда, когда следует» (Ф. Бэкон. Т. 2. С. 373). Потеря высокого положения, падение или закат для человека — ситуация поистине трагическая.
Процветание страны и благосостояние народа Ф. Бэкон связывал с развитием коммерческой деятельности, сокращением численности непроизводительных классов, с искоренением лености. Он дает такой совет правителям о предотвращении недовольства людей: ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежды к другой. Это есть одно из лучших противоядий против недовольства народа. Поистине мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды.
А вот его рекомендации по борьбе с недовольными: следует привлекать на свою сторону их лидеров, разделять и раскалывать враждебные правительству группы и партии, стравливать (ссорить) их между собой и создавать в их среде и среди их лидеров взаимное недоверие. Ф. Бэкон, вслед за Макиавелли, считал, что в политической борьбе допустимы любые средства. Во имя великой цели можно пренебрегать законами морали и применять жестокость, вероломство, насилие.
С другой стороны, Ф. Бэкон считал, что религия есть высшее сдерживающее начало. Религия есть нравственная, связующая сила общества, она совершенно необходима, так как предохраняет общество от «всепожирающего адского пламени» человеческой ненависти.
На закате своей жизни Ф. Бэкон снова возвращается к основной своей теме — пропаганде научно-технического прогресса. Он усматривает в научно-техническом прогрессе залог будущей власти человека над природой и самим собой. Это своего рода «технократическая утопия» эпохи Просвещения.
Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1519;