ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Искусство Средневековья принято (конечно, условно) де­лить на раннее Средневековье — романский стиль (X—XII вв.) и готический стиль (XII—XIV вв.).

Романский стиль господствовал в Западной Европе в пе­риод сильной феодальной раздробленности и обилия местных художественных школ. Основную роль в искусстве раннего Средневековья играла архитектура. Она отличалась тяжело­весностью форм: мощные стены замков, толщину которых под­черкивали узкие оконные проемы, массивные столбы и колон­ны, башни. Все это придавало замкам суровый, крепостной характер. Наиболее характерные памятники романского сти­ля находятся во Франции. Значительное развитие в раннем Средневековье получила скульптура из металла, бронзовые из­делия и т.п. Многие здания были закончены уже в готичес­ком стиле.

Сам термин готика возник в эпоху Возрождения как отри­цательная характеристика всего Средневековья. Стиль готики в эпоху Возрождения представлялся полностью варварским. Произошел он от названия племени готов, которые разрушили Рим. Лишь в конце XVIII в. передовые ученые, писатели (Вольтер, Гете) стали выше оценивать искусство Средневе­ковья.

Появление готики связано с новым этапом развития Ев­ропы, с развитием городов, которые изменили ее облик. Имен­но в городах, обладавших большими материальными средст­вами, достигла наивысшего расцвета культура готики.

Основным видом искусства готики являлась также архи­тектура. Вначале во Франции, потом в Германии, Англии, Ис­пании строились грандиозные соборы, ратуши, здания.

Архитектура готического собора отличалась смелой, раци­ональной и прочной конструкцией. Для нее были характерны стремительно возносящиеся формы, необозримое внутреннее пространство, богатейшая каменная декорация. Архитектура готики давала несравненно больше простора человеческой мы­сли, чем романское зодчество, с его господством грузных и не­подвижных каменных масс.

Готические соборы по замыслу его творцов должны были выражать стремление человека к небу, Богу. В отличие от гре­ческого храма, который был пронизан чувством светлой ра­дости, весь открыт природе и человеку, готический собор стро­ился по принципам иной идеологической основы. Для него, прежде всего, характерно различие между интерьером (внут­ренним видом храма) и его внешним обликом. Внутри — сумрак, мерцание свечей, богатый иконостас, все, наводящее на размышления об идейности земной жизни. Снаружи — не­удержимый, стремительный полет к небу.

Соборы готики имели не только культовое, по и общест­венное назначение. В Париже, например, там собирали парламент, устраивали университетские лекции, театральные представления. Такой собор, как Нотр Дам, построенный в Париже в XII в., вмещал до 10 тыс. посетителей; внутренняя высота собора достигала 48 м, высота башни — 150 м (выше пирамиды Хеопса).

В пластике Нотр Дама, как в раскрытой книге, содержит­ся рассказ о Новом Завете. На главном фасаде создан образ Девы Марии. На фронтоне северного портала Святая Мария изображена в образе молодой красивой женщины — ровес­ницы Христа.

Французская готика отличается особой логичностью, вну­тренней гармонией, высоким качеством живописи витражей (окон) и скульптуры. В Англии готические соборы отличались большой протяженностью в глубину и меньшей высотой. Боль­шое развитие в декоративном оформлении зданий получил ор­намент, каменная резьба. В основном декоративное убранст­во зданий было сосредоточено на фасаде. В центре фасада по­мещалось огромное круглое окно, роза, с каменным перепле­том и цветными стеклами.

Шедевры готической архитектуры — Миланский и Кельн­ский соборы, Карлов мост в Праге, собор в Аменье, собор Святого Вита и др. Эти архитектурные памятники называли «безмолвной музыкой» (Гете), «застывшей музыкой» (Шел­линг). Готический храм — это призыв к бессмертию, устрем­ленность в высь, где звучит музыка:

Слейся, душа, с вечным покоем,

Забудь мирские невзгоды,

Не ропщи и покорись воле всевышнего.

В XI—XII вв. в Западной Европе возникает рыцарская ли­тература и литература героического эпоса, до этого сущест­вовавшая только в устной форме. Героями народных сказа­ний были обычно рыцари, защищавшие свою страну и свой народ. В эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, верность, воинская доблесть.

Величайший памятник французского рыцарского эпоса — «Песнь о Роланде». В основе ее лежит действительное событие— поход Карла Великого в Испанию, где арьергард его войска под предводительством Роланда был уничтожен басками.

Памятник немецкого героического эпоса — «Песнь о Нибелунгах» (1200г.). В основе эпоса лежат древние герман­ские сказания времен «великого переселения». Историческая основа произведения — гибель Бургундского королевства, раз­рушенного гуннами в 437 г.

Рыцарская поэзия возникла на юге Франции, где в XI— XII вв. сложился очаг светской культуры. При дворах фео­далов появилась поэзия, прославлявшая интимные чувства и культ служения «прекрасной даме». Этот культ занимал цен­тральное место в творчестве трубадуров — придворных поэ­тов. Поэзия трубадуров имела много самых разнообразных жанров. Любовные песни, лирические песни, песни, посвящен­ные тематике, плясовые песий и т. п. Особое место в рыцар­ской литературе принадлежит стихотворной повести на лю­бовно-приключенческий сюжет, заимствованный из кельтских преданий и легенд.

Наиболее известная из них история короля бриттов Ар­тура и его рыцарей, живших в V—VI вв. и нередко собирав­шихся за круглым столом. Из этих легенд составился целый цикл романов.

Большую роль в развитии средневековой литературы сы­грал французский поэт Кретьен де Труа. В его произведениях открывается новый мир глубоких человеческих чувств. Преж­де всего известен роман о Тристане и Изольде. Популярность этого романа в европейской литературе XII—XIII вв. объясняется тем, что центральное место в нем отводится теме зем­ной, человеческой любви.

По, конечно, особое место в Средневековой литературе при­надлежит Данте. Алигьери Данте — великий итальянский по­эт, происходил из старинного дворянского рода, родился во Флоренции в 1265 г. Он был одним из образованных людей своего времени и свой творческий путь начал с лирических стихотворений на итальянском языке, в которых воспевал любовь к молодой девушке Беатриче. Эти стихи составили пер­вую в западноевропейской литературе романизированную би­ографию, написанную прекрасным стилем с глубоким проник­новением в живые чувства.

Данте — создатель литературного итальянского языка, как Пушкин — русского. В его романе «Новая жизнь» любовь подвергается высокой идеализации — это возвышенное, об­лагораживающее чувство, имеющее большую нравственную силу. Женщина — «мадонна» рисуется как небесный ангел, не знающий ничего земного; реальные черты едва прогляды­вают сквозь оболочку таинственного сияния. И в ней нет ни­чего гордого и властного, она кротка и скромна, один ее вид .влечет к добродетели и благу.

Вы меж подруг смеялись надо мною, Но знали ль вы, мадонна, отчего Нельзя узнать обличья моего, Когда стою пред вашей красотою? Ах, знали б вы — с привычной добротой Вы не сдержали б чувства своего: Ведь то Любовь, пленив меня всего, Тиранствует с жестокостью такою.

Вершина творчества Данте — поэма «Божественная коме­дия». Поэма писалась почти четырнадцать лет. Слово «божест­венная» прибавлено после смерти Данте его почитателями. Для него же это была «комедия» (понимаемая вне связи с дра­матическим каноном — как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, священная поэма, трак­тующая об откровениях неземного бытия.

В поэме изображается странствие поэта по загробному миру и состоит она из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Герой поэмы (сам Данте), руководимый Вергилием, спуска­ется в ад - подземную воронку, разделенную на 9 кругов (отсюда пошло выражение «пройти девять кругов ада»). Затем герой поднимается на гору чистилища (мир искупления) и очищенный от грехов в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай. Центральное место в поэме занимают Вергилий, величественная и нежная Беатриче и сам Данте — человек гордый, страстный, с пониманием относящийся к человеческим слабостям и страданию.

Обозревая мысленно «Божественную комедию», трудно из­бавиться от мысли, что поэтическое дарование Данте ближе дарованию гениального зодчего. Но сравнение «Божественной комедии» с готическим собором стало бы реальным в том случае, если мы могли бы указать прекрасный собор, в котором все работы, общий замысел и детали были бы выполнены од­ним человеком, совместившим в себе архитектора, каменотеса, скульптора и художника.

Умер великий флорентинец в изгнании в Равенне в 1321 г. Прошло два века, и его земляки обратились с просьбой к равеннцам вернуть им прах изгнанника. Они хотели захоронить его с почестями в Пантеоне великих граждан Флоренции. Флорентийцы скоро получили ответ: «Вы не ценили его при жиз­ни. Вы не получите его после смерти». Но послы не успокои­лись, они пожаловались папе Льву X, и тот, очевидно, забыв все крамольные вирши поэта, велел привезти останки Данте на родину. Когда саркофаг вскрыли, то увидели, что он пуст. Но это было уже в 1519 г. В этом же году в далеком фран­цузском замке, вдали от родины умирает в одиночестве другой великий флорентинец Леонардо да Винчи. Воистину люди ред­ко ценили гениев.

Прах Данте покоится в Равенне и теперь, несмотря на все попытки флорентинцев вернуть прах того, кого они не сумели охранить при жизни.

Культура Византии и средневековой Руси будет рассматри­ваться на семинарских занятиях. Следует выделить следую­щие вопросы:

1. Культура Византии IV—XII вв.

2. Образ жизни и быт славян, их мироощущение в шедев­рах деревянного и белокаменного зодчества.

3. Древнерусский стиль. Художественный идеал и понима­ние красоты.

4. Шедевры древнерусской литературы и живописи.

Рассматривая второй вопрос семинарского занятия, необ­ходимо обратить внимание на то, что в истории славянской ар­хитектуры выделяют два этапа. Первый, XI—XII вв., деревян­ное зодчество, в основе которого лежит крестокупольная си­стема. Второй, XIII—XIV вв., белокаменное зодчество — шат­ровая форма. Их роль и влияние на мироощущение славян было несколько различным. При рассмотрении четвертого вопроса семинарского занятия следует дать анализ литератур­ным памятникам русского средневековья: «Повесть временных лет», «Поучение» «Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о гибели русской земли», «Житие Александ­ра Невского».

Эти литературные памятники древней Руси наполнены высоким гражданским патриотическим звучанием. В центре— образ Русской земли, «светло-светлой», «украсно-украшенной». Авторы слагают гимн родине. Они говорят о природных красотах и богатствах родной земли. Неотъемлемой ее частью, ее гордостью являются города великие, села дивные, сады мо­настырские, дома церковные (храмы). Славу Руси составля­ют князья грозные, гордый, трудолюбивый и великодушный русский народ.

 

 

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием.

Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов» Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд - обязанность всех, а распределение происходит по потребности.

Создателем первой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном, прямо-таки идиллическом обществе (дословно “утопия значит нигдея», т.е. место, которого нет), был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалистического строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращенный заголовок главного произведения Мора – «Утопия» – дал название всему домарксистскому периоду социалистических и коммунистических исканий и мечтаний.

Карьера Томаса Мора складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил хорошее образование, стал просветленнейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме написал Эразм Ротердамский свою знаменитую «Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительным авторитетом как юрист. В 1529 год Мор стал лордом-канцлером и надеялся таким образом, используя высокий пост, влиять на политику короля.

Мог неплохо писал и его произведения оказали большое влияние не только на современников. Достаточно сказать, что его «История Ричарда III» явилась одним из источников известной драмы Шекспира.

Но, как говорится, Мор сам себя погубил. Еще в 1516 году вышла в свет за границей «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» или попросту «Утопия». Напечатана была эта книга в бельгийском городе Лувене и за какие-нибудь два-три года выдержала несколько изданий.

Но в 1532 году это произведение стало известно королю Генриху VII, и карьере Мора наступил конец, а через 3 года Мора казнили. Причем его обвинили в государственной измене и приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: «…влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли пока он еще не умер, отрезать половые органы вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту».

В день казни Мору сообщили о королевской милости: приговор заменялся обыкновенным отсечением головы, на что Мор заметил: “Избави Боже моих друзей от такой милости».

Не менее известным мыслителем того же направления эпохи Возрождения был Томмазо Кампанелла и его произведение «Город Солнца». Его настоящее имя было Джован Доменико. Позже, когда он принял монашество ему в честь святого Фомы Аквинского дали имя Фома Томмазо. А еще с детства у него было прозвание в память одного из прадедов - Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем он и вошел в историю.

Кампанелла был итальянцем по происхождению, уроженцем Калабрии - области Италии, которая находилась под властью испанцев. Он был сыном сапожника, но ему в детстве повезло, и он смог овладеть грамотой. Ему хотелось учиться дальше, но для бедных дорога к знаниям шла только одна, через монастырь. И он в 14 лет уходит в монастырь ордена св. Доминика. В 23 года вышла его первая книга – «Философия, основанная на ощущениях». Именно тогда инквизиция впервые арестовала его.

Когда ему было 31 год Кампанелла начал готовить восстание, чтобы освободить родную Калабрию от испанской тирании. Все было очень хорошо спланировано и подготовлено. Но планы восстания стали известны испанцам. Начались аресты, и 6 сентября 1599 года Кампанелла был арестован. Он провел в тюрьме почти 27 лет.

Ему пришлось пережить все – и пытки инквизиции и одиночество заключения, и ненависть своих близких – отца и брата, осужденных из-за него. Но страдания не сломили его, он продолжал мыслить и творить даже в тюрьме. В 1601 году он начинает свой знаменитый трактат «Город Солнца» о справедливом и разумном государстве, пишет лежа изуродованными пыткой пальцами. «В оковах, но все же свободный, один, но все же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов» – даже его мучители удивлялись спокойности Кампанеллы. А он считал своим долгом выжить, чтобы поведать о пути к всеобщему счастью и благоденствию, который он, как ему казалось, открыл.

И даже выйдя из тюрьмы через почти четверть века, он продолжает писать трактат за трактатом, находясь под надзором в монастыре. И опять участвует в заговоре – ведь родная его Калабрия под пятой все тех же испанцев! И опять провал, и бегство во Францию, где и проходят последние годы гражданина Города Солнца - в нужде и изгнании.

Что же за книги эти были – «Утопия» и «Город Солнца», одна из которых привела своего автора на плаху, а другого заставила провести жизнь в нужде и неволе?

Сюжет этих книг довольно прост: в них описываются порядки на острове Утопия и в Городе Солнца и образ жизни их жителей. Томас Мор и Кампанелла пытались создать облик общества, в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся и нет тунеядцев, и никто не знает, что такое деньги. У Мора – это остров Утопия, у Кампанеллы – отдельно взятый город. Обе книги написаны в форме диалога и от имени некоего путешественника, случайно открывшего неведомую страну.

В обществе, созданным Мором и Камланеллой доктрины должны быть все равны. Однако в «Утопии» Мора встречается такой класс людей как рабы, «которые не только постоянно пребывают в работе, но и находятся в цепях».

И в «Утопии» Мора и в «Городе Солнца» Кампанеллы существует социальная иерархия, где некие начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан, а власть верховного правителя очень напоминает диктатуру, что явно противоречит подлинному равенству. А наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство (по Кампанелле) вообще смахивает на нацизм.

Сами люди как «перекати-поле», не имеют ни корней, ни привязанности, ни друг к другу, ни к своим детям. Каждые два года (по Мору) их перемещают из города в деревню и наоборот. (Очень напоминает, как совсем недавно направляли из городов в колхозы на уборочные работы). Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами. И вообще у них все регламентировано все делается по звонку – ложатся спать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы (когда особенно хорошо спится нормальным людям) устраивают публичные чтения, причем участвуют в них только те, кто были кем-то отобраны для науки (поневоле захочется быть дураком, чтобы выспаться).

Люди одеты у обоих авторов совершенно одинаково – «одежды носят они белого цвета и стирается она ежемесячно(!)», а поскольку люди заняты в основном сельским хозяйством можно себе представить эти сомнительные «белые одежды». Но выбор одежды это мелочи по сравнению с тем, что те же начальники подбирают мужчин и женщин для продолжения рода, как скот: «Женщины статные и красивые соединяются только с статными и крепкими мужчинами; полные же – с худыми, а худые – с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга» (по Кампанелле).

«Вскормленный грудью младенец передается на попечение» неких старцев, которые обучают их говорить, а впоследствии «эти старцы занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска» и т.д.

«Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое», (надо думать и зубные щетки тоже) как пишет Кампанелла у жителей города Солнца общие. Из этого следует, что и болезни у них тоже общие и весьма часты всевозможные эпидемии.

«Должностные лица получают большие и лучшие порции, и из своих порций они всегда уделяют что-нибудь на стол детям, выказавшим утром больше прилежания на лекциях, в ученых беседах и на военных занятиях». Угощение объедками – «считается одной из величайших почестей».

Итак, и у Мора и у Кампанеллы – «производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц – лишь постольку, поскольку они являются частями государства». Из этого следует, что человек – не индивид, а лишь маленький винтик большой машины называемой государство.

Прочтя обе работы можно сделать вывод, что в них изображен идеал тоталитарного государства, где верховный правитель избирается пожизненно и имеет неограниченную власть, где все регламентировано, начиная с причесок и кончая воспитанием детей, где человек никогда не принадлежит себе, но всегда находится под наблюдением начальников. Остается одна малость – где найти такого правителя и столько умных и «совершенно чуждых скаредного корыстолюбия (как писал о самом Море Эразм Роттердамский)» начальников, чтобы они могли справедливо и разумно управлять людьми.

Кампанелла будучи в изгнании во Франции на одной из своих книг, изданных в Париже сделал посвящение кардиналу Ришелье: «И Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим светом». Остается только надеяться, чтобы это пожелание никогда не сбылось.

Николай Кузанский

Николай Кузанский один из крупнейших философов Эпохи Возрождения.

Николай родился в селении Куза в Южной Германии в 1401г. В 1423г. Николай получает звание доктора канонического права. Через несколько лет он стал священником, настоятелем церкви. В 39 лет он пишет свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме. В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и одновременно везде. И интересно показывал это в работе «О возможности бытия». В начале примера он берег волчок. Если поставить на краю точку и раскрутить ее до максимальной скорости так, что время полного оборота точки равнялась бесконечно малой величине. И таким образом видим, что в любой момент времени точка находится в каждой точке описываемого ею круга.

Использование Кузанским математики при анализе философских проблем неслучайно: он серьезно занимался этой наукой. Известно несколько его математических сочинений: «О квадратуре круга», «О геометрических преобразованиях», «Математические дополнения».

Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай приходил к выводу, что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь до бесконечности они отождествляются с бесконечной прямой. Если в мире конечных геометрических фигур круг противоположен прямой, то бесконечное увеличение радиуса круга приведет к совпадению окрружности с касательной. Кроме того, если круг увеличить до бесконечности, «разве тогда его диаметр не станет бесконечной линией?»; а «окружность максимального круга, больше которого не может быть, минимально крива, а стало быть максимально пряма» (Об ученом незнании). Так что, делает вывод Николай, — бесконечно минимальная кривизна совпадает с бесконечно максимальной прямизной. То же наблюдается при бесконечном приближении хорды к дуге — бесконечно малая хорда совпадает с дугой.

Совпадения противоположностей он демонстрирует также на волчке. Он берет 2 противоположности: покой и движение и показывает их совпадение в движущемся волчке. Чек быстрее крутится, тем ровнее и спокойнее он себя ведет. Поясняя принцип совпадения, Николай пишет, что минимум и максимум представляют собой превосходную степень. Максимальное количество есть максимально великое количество, минимальное — максимально малое количество. И если убрать количество, максимум и минимум совпадут. Таким образом, понятие количества неприменимо к абсолютному максимуму и минимуму, которые являются чисто качественными понятиями.

В одной из своих работ, за 100 лет до Коперника, Кузанский пишет: «Вселенная есть сфера, центр которой всюду, а окружность нигде». Поскольку Кузанский подверг сомнению идею неподвижного центра Вселенной, Земля неизбежно должна была лишиться своего центрального положения. В трактате «Об ученом незнании» Николай без всяких оговорок пишет «...наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем». Так же, по его мнению, движется и Солнце. Все движется во Вселенной. Он пишет это в то время, когда идея плоской Земли как центре Вселенной не вызывает сомнений.

Движение во Вселенной, согласно Николаю, универсально, вся она, буквально пронизана переходами из одного состояния в другое. Здесь же была заложена еще одна интересная идея. Движение есть развертывание покоя: «единство есть покой, поскольку в нем свернуто движение, которое, если пристально рассмотреть, есть расположенный в ряд покой».

«Вечно движущаяся Вселенная не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы».

Он пошел дальше и предположил обитаемость других миров: ни одна из звездных областей, по его мнению, не лишена обитателей. Через полтора века за провозглашение этой идеи поплатился жизнью Джордано Бруно, поскольку она подрывала христианское учение об искуплении, совершившемся единственный раз на Земле.

Для Николая это прошло без последствий из-за его сана. Он предложил реформу юлианского календаря, давно нуждавшегося в улучшении (правда она была проведена только полтора столетия спустя).

В 1448г. он получил звание кардинала. Николай очень любил путешествовать и первым составил географическую карту Европы. Но одновременно с этим успешно делал себе карьеру. В 1450г. он становится епископом Бриксена. А через три года заканчивает книгу «О согласии веры – где проводит мысль о единстве веры для разумных существ. В 1464г. «Опровержение Корана» — Николай указывает связь между исламом и христианством.

Постепенно он приходит к идее о развитии от низшего к вьсшему. Гармония по его идее состоит из взаимно пропорциональных высокого и низшего.

Он очень высоко ставил человека: Человек — есть второй бог. Он способен творить.

 

 








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1166;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.