ИСТОРИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Настоящей лекцией мы начинаем рассмотрение культуры эпохи Просвещения. Эта эпоха занимает временной промежу­ток в полтора века. Она начинается с середины XVII века — с окончания религиозных войн в Европе, вызванных Рефор­мацией, и заканчивается в конце XVIII века. Конец этой эпохи знаменует Великая французская революция.

В каждой культурной эпохе есть конкретная страна, в которой в наибольшей степени воплощаются парадигма и особенности. Для эпохи Возрождения, как мы уже знаем из прош­лых лекций, такой страной была Италия. Для эпохи Просве­щения такой страной является Франция.

Мы уже говорили, что деление истории культуры на опре­деленные эпохи связано не только с событиями политической истории, но прежде всего с тем, как изменяется содержание самой культуры, какая идея становится в ее центре, в связи с тем, что является идеалом в данную эпоху.

Для культуры греческой античности таким идеалом была идея всеохватывающего космоса. Космос - «порядок», «гармо­ния». Порядок, гармония едины и для мира в целом, и для человеческого общества, и для человека. Из идеи космоса вытекала идея целого. Если в мире господствует порядок, то он является единым целым. Дилемма физического и духовно­го в человеке вообще отсутствует в культуре эллинской ан­тичности. Духовное для нее есть продолжение физического и наоборот. При переходе с греко-римского мира к Средневековью произошла смена парадигмы: с природного космоса — на сверхприродное бытие, с рационального логоса — на ир­рациональную веру. Для эпохи Возрождения главный идеал — идея эстетическая. Культура эпохи Просвещения также име­ет свою центральную идею, свой идеал, который определяет ее содержание. Таким идеалом для нее является идея науч­ного знания.

Именно научное знание стоит в центре культуры, как ду­ховной, так и материальной в эту эпоху. Возникновение раци­оналистической науки многократно усилило как разум чело­века, так и его материальные возможности. Поэтому филосо­фия этой науки, ее искусство, литература были философией, искусством, литературой разума (а не веры или чувства). Точно также возникновение науки дало мощнейший толчок развитию производства и производственной техники — поя­вились первые механические устройства. Конец эпохи абсолю­тизма и Просвещения был ознаменован не только обществен­но-политической революцией во Франции, но и Великой промышленной революцией в Англии, заключавшейся в станов­лении фабричной системы производства и переходе к машин­ной системе труда. Именно в эту эпоху появился первый па­ровоз и первый пароход, началось промышленное использова­ние парового двигателя.

Эпоха абсолютизма и Просвещения, хотя и будучи в опре­деленном смысле оторванной от эпохи Возрождения события­ми Реформации и почти столетних религиозных войн, в куль­турном плане продолжила ее тенденции. Та линия, которая была представлена в философии и естествознании эпохи Воз­рождения Леонардо да Винчи — линия обоснования экспери­ментального и математизированного знания о природе, быв­шая в самом Ренессансе отнюдь не самой популярной, — эта линия в середине XVII века вышла на первый план и стала играть ведущую роль. Если героями эпохи Возрождения были Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боккаччо, Рабле, то есть люди преимущественно художест­венного склада мышления, то олицетворением Просвещения: стали Декарт, Галилей, Лейбниц, Ньютон, Кеплер — люди не просто научного, но ярко выраженного рационального, мате­матизированного склада ума. Такова, собственно, и сама куль­тура этой эпохи — она несколько дидактична, иногда даже излишне рациональна, не обладает яркой эмоциональностью, свойственной эпохе Ренессанса. Однако именно эта эпоха соз­дала два культурных феномена, окончательно выделивших европейскую культуру из ряда других культур и поставивших ее в превосходящее положение — европейскую науку и евро­пейскую систему производства.

Начало эпохи Просвещения связано с окончанием почти столетних религиозных междоусобных общеевропейских войн, вызванных движением Реформации. Итогом этих войн явилось формирование достаточно устойчивой политической кар­тины Европы, просуществовавшей, с определенными измене­ниями, до нашего века.

Окончилось формирование ряда национальных государств ставших центрами политической картины Европы. К ним, прежде всего, необходимо отнести Англию и Францию, сопер­ничество между которыми, как в Европе, так и в колониях, продолжалось на всем протяжении этой эпохи, да и после ее окончания.

Англия, а точнее Великобритания, несколько раньше за­вершила этот процесс. При королеве Елизавете она превратилась в мощнейшее государство Европы. В этот же период бы­ло осуществлено фактическое, а при наследнике Елизаветы — Якове I — и юридическое объединение Англии и Шотландии. По сути дела, абсолютизм, в Англии имел недолгую жизнь — в 1640 году произошла английская революция, которая установила республику. Несмотря на последовавшую, затем рес­таврацию королевской власти, в 1688 году Великобритания окончательно установила для себя конституционно-монархи­ческий строй. В религиозной борьбе здесь одержала верх англиканская церковь — национально-государственная разновидность протестантизма, однако уже с середины века были достигнут религиозный мир между ними и сторонниками католицизма.

Наоборот, во Франции в результате религиозных войн, примирение католиков и гугенотов произошло на основе установления сильной централизованной власти короля Генри­ха IV. Наивысшего развития абсолютизм здесь достиг в пе­риод царствования короля Людовика ХIV, во второй половине XVII — начале XVIII века. Франция осталась страной со сме­шанным вероисповеданием — и католики, и гугеноты получи­ли равные права.

Испания, бывшая в XVI веке гегемоном в Европе, постепенно утратила свои позиции. Подавление Реформации, прошедшее здесь чрезвычайно жестоко, привело в конечном счете к ослаблению всего государства. Начался процесс распада обширной Испанской империи — потери заморских колоний и владений в Европе.

В ходе этого процесса образовалось первое устойчивое республиканское государство в Европе — Нидерланды, приобретшее громадное значение благодаря развитию торговли и мореплавания, производства и банковского дела.

Германия, практически наполовину опустошенная в ходе тридцатилетней воины, продолжала находиться в состоянии феодальной раздробленности. Наибольшее значение в герман­ском мире приобрели Бранденбургское княжество (после при­соединения Пруссии) и многонациональная католическая Австрия; включавшая в себя как немецкие земли, так и Венгрию, Чехию, часть Италии, земли южных славян.

Италия продолжала пребывать в состояний раздробленности, углубленной иноземным владычеством на части ее территории. На севере Европы сформировались централизованные на­циональные государства протестантской конфессии — Дания, Швеция, Норвегия. К этому же периоду относится короткий отрезок гегемонии Швеции в европейских делах.

Польша, раскинувшаяся к этому времени на громадной территории от Балтийского до Черного моря, уже начинала клониться к упадку, который к концу рассматриваемой нами эпохи завершился ее разделом между Пруссией, Австрией и Россией.

Наконец, к этой же эпохе относится полновесное и уверен­ное появление на европейской сцене нового (для нее) действу­ющего лица — Российской империи.

Мы уже говорили, что главным событием этой эпохи в культурном плане стало возникновение науки в современном смысле этого слова. Идея научного знания стала регулятив­ной идеей культуры, ее основным формообразующим стерж­нем, а само научное знание — главной культурной ценностью._

Однако здесь возникают определенные затруднения. Дей­ствительно, почему мы говорим о возникновении науки имен­но в XVII веке, а не гораздо раньше? Ведь существовала ма­тематика и астрономия еще у древних вавилонян и древних египтян, не говоря уже о системе Коперника. Точно также задолго до XVII века существовали уже определенные зна­ния в области биологии, химии, медицины и т. д.

Чтобы ответить на этот вопрос и снять указанное затруд­нение, мы должны рассмотреть возникновение науки в XVII веке в как можно в более широком контексте — не просто в контексте содержания самого научного знания, но и в обще­культурном и даже шире — в общесоциальном контексте; это означает, что надо рассмотреть, какую роль играет возник­шая в XVII веке наука в обществе, чем эта роль отличается от роли научных знаний, которые существовали задолго до этого века.








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1873;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.