Quot;Профессии" допотопного человека

Изгнанному из рая человеку предстояло делать то же, что и в раю: "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт. 3. 23). Разница была лишь в том, что земля уже потеряла Божье благословение ("Проклята земля за тебя" — Быт. 3. 17) и потому требовала значительно более тяжких усилий, чем в раю, ибо сказано было человеку: "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3. 19). Тем не менее человек занялся устроением своей земной жизни, пользуясь изначально данным ему правом "обладать" землей и "владычествовать" над животным миром. И в соответствии с этим человек занялся сразу же двумя родами трудовой деятельности: Каин занялся земледелием, а Авель — скотоводством. Но помимо этих двух "специальностей" в трудовой деятельности допотопного человечества в Библии упомянуты еще и другие. Так, о Каине сказано, что "построил он город" (Быт. 4. 17), сын Ламеха Тувалкаин "был ковачом всех орудий из меди и железа" (Быт. 4. 22). Таким образом уже в третьей главе Книги Бытия, где только начинается описание самого начала земной деятельности человека, мы встречаем такие сферы трудовой деятельности, как земледелие, скотоводство, градостроительство, кузнечное дело.

Как видно из перечисленных ремесел, каиниты занимались вполне земными делами. Конечно, сифиты тоже занимались преимущественно земледелием, что видно из слов, сказанных по поводу рождения Ноя: "Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь (Бог)" (Быт. 5. 29). Но основной смысл этих слов в том, что в них фактически выражена надежда на снятие Божьего проклятия и, следовательно, превращение приземленного труда в нечто возвышенное. К этому вопросу мы еще вернемся, но сейчас отметим, что ко времени потопа человек овладел еще одной "специальностью" — кораблестроением: подобно тому, как Бог обучал Адама земледелию, так Ною Господь сообщил все знания для освоения им этой новой сферы трудовой деятельности.


Таким образом, круг "специальностей" допотопного человечества следует считать весьма обширным. Но это был круг "мирских занятий по созданию и обеспечению условий земного существования человека, удовлетворения плотских потребностей. Безусловно, эти "специальности" высоко ценились — в этом и заключается смысл их перечисления в Библии. Однако всего этого было недостаточно, ибо земное существование человека нуждалось не только в материальном обеспечении, но в осмыслении и оправдании. Как можно предположить, в первом же поколении Адама было предусмотрено, чтобы его сыновья усердствовали как для своего земного жизнеобеспечения, так и для неотрывного пребывания в духовной жизни. Убиенный брат Каина, Авель, видимо, и был предназначен для подобной деятельности. Уже в этом поколении мы видим первое разделение труда, но смысл этого разделения не только в том, что один из братьев занимался земледелием, другой — скотоводством. Подтекст этого разделения гораздо глубже. В Книге Бытия проступает духовное предназначение Авеля. Оно проглядывается хотя бы в том, что, в отличие от дара Каина, не принятого Богом, дар Авеля был принят, — факт, послуживший поводом для братоубийства. В чем же была причина подобного различия в отношении Бога к дару одного и другого из братьев? О даре Каина сказано просто: "Каин принес от плодов земли дар Господу" (Быт. 4. 3). Между тем как Авель дар свой "принес от первородныхстада своего и от тука их" (Быт. 4. 4). В этих формулировках просматривается, что действия Каина формальны, они совершены по долгу, а действия Авеля продиктованы сердцем, совершены по вере. Таким образом, смысл первого в истории человечества убийства чрезвычайно глубок. Господь не принял дар от Каина, но принял от Авеля потому, что Авель и был духовной ветвью человечества, и зависть была лишь поводом для убийства, а глубинным его смыслом было убиение духовного начала. Первый же человек, рожденный от человека, совершил то же самое, что сделали его отдаленные потомки, казнившие Христа, ибо сказано: "Был Авель пастырь овец"(Быт. 4. 2).

Но духовное начало не может быть убито — таково Божье устроение мира, окончательно подтверждающееся в воскресении Христа. И тут напрашивается еще одна параллель: конечно, мы не смеем ставить в один ряд с воскресением Христа восстановление


духовного начала в Сифе, но сопоставить эти два события можем. Духовное возрождение каинитов оказалось невозможным. Чрезвычайно любопытно, что в поколениях каинитов в числе их занятий назван еще один род деятельности, близкий к духовному — занятия музыкой. О втором сыне Ламеха, Иувале, сказано: "Он был отец всех играющих на гуслях и свирели" (Быт. 4. 21). Это особенно любопытно, так как включение игры на гуслях и свирели в ряд трудовых занятий человека свидетельствует, что уже с самых истоков человеческой истории искусство также считалось достойной и необходимой работой.Конечно, музыкальные занятия как деятельность "для души" в поколениях каинитов не могли быть деятельностью "для духа , то есть не связывались с божественным духовным началом. И не могли связываться, ибо это начало было убито с убийством Авеля. Как "технический прогресс" в поколениях каинитов стал направляться на зло (изготовление "орудий из меди и железа" толкователи квалифицируют как изготовление оружия), так и их "духовные" устремления — музыка, поэзия — стали служением злу. Поэтому вовсе не случайно, что первым же образцом поэзии оказалась песнь Ламеха (Быт. 4. 23—24), по характеру своему агрессивно-воинственная, по содержанию представляющая собой прославление убийства: как вымышленность содержания этой песни (мы уже говорили, что нигде в тексте Библии не подтверждается реальное убийство, о котором говорится в песне), так его поэтика (с характерными для стихотворного текста синтаксическими параллелизмами, лексическими повторами, соразмерностью синтагматического членения речи) неопровержимо доказывают, что перед нами — образец первого в истории человечества поэтического произведения. И поэзия эта восхваляла убийство. Следовательно, возрождение истинно духовного начала человечества должно было быть связано с появлением новой ветви, которой предстояло функционально заменить убиенную ветвь Авеля. И рождение Сифа ознаменовалось словами Евы: "Бог положил мне другое семя, вместо Авеля"(Быт. 4. 25). Особо отметим: ветвь, от которого должен был явиться Мессия, ознаменована словами жены: "Бог положил мне [...] семя".

Надежда на снятие Божьего проклятия, о которой говорил родитель Ноя, конечно, связана с духовным возрождением человечества, заложенным в ветви сифитов, и предпосылкой этого могло быть


лишь восстановление авелевских духовных устремлений к Господу, что незамедлительно осуществилось в первых же поколениях Сифа. В этом плане любопытно соединение в одном предложении совершенно, казалось бы, разноплановых событий: "У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа (Бога)" (Быт. 4. 26). В этой ветви человечества и было, видимо, положено начало еще одному "профессиональному" занятию — работе священника. Такое предположение напрашивается из того, что жизнеописание всех — от Адама до Ноя включительно — завершается тривиальными словами "и он умер", — всех, кроме одного: Еноха — седьмого от Адама. К значению числа "семь", а точнее — порядкового понятия "седьмой" мы еще вернемся. Но тут подчеркнем, что относительно рабочей недели "седьмой день" означал не только и не столько день отдыха, а день, принадлежащий Богу. И в соответствии с этим числительное "седьмой" относительно многих иных реалий также получает смысл принадлежности Богу — вопрос, к которому мы вернемся в главе о праве на собственность. Здесь же нам важно подчеркнуть, что, следовательно, "седьмый от Адама", означает не что иное, как принадлежность Еноха Господу. И потому только его кончина отмечена не словом "умер", а сказано: "И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт. 5. 24). Уже то, что о вознесении как конце земной жизни говорится лишь относительно Христа, пророка Илии (4 Цар. 2. 5—II)1 и Еноха, позволяет считать это обстоятельство чрезвычайно важным. В Книге Бытия выражение "ходил пред Богом" не расшифровано, но есть серьезные основания считать, что обозначает оно богослужение. Не случайно в Послании апостола Иуды подчеркивается факт, что Енох был "седьмый от Адама", а самое главное — раскрывается смысл его "хождения пред Богом": "О них [о нечестивых и грядущем наказании. — Р. П.] пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых

1 Слова Господа об Илье ("Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" — Мал. 4. 5) в евангельских событиях служили поводом для сомнений в божественной сущности Христа. Отвечая на вопрос "Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?" (Марк 9. 11), — Христос говорит об Иоанне Крестителе, называя его Илией: "Илия пришел, и поступили с ним, как хотели" (Марк 9. 13).


Ангелов Своих" (Иуд. 1. 14)1. О Ное сказано то же, что и о Енохе: "Ной ходил пред Богом" (Быт. 6. 9)2. Священнослужение — это служение, труд во имя спасения. "Мирская профессия" Ноя — кораблестроение (строительство ковчега), в отличие от мирских занятий каинитов, являясь исполнением Божьей воли, была служением Богу во имя спасения человечества — то, чем и является священнослужение.

Так в трудовую деятельность человека оказались вовлечены "профессии" по созданию материальных ценностей и "профессии" по обеспечению духовных устремлений человека.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1649;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.