Живопись русского средневековья.
Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни. Известно, что культура европейского средневековья – культура христианская, библейская, культура Слова. Для громадного населения России, где подавляющее большинство граждан были неграмотно, постижение христианства имело свою специфику. Знание передавалось устно и в художественных образах, по сути, без подкрепления рукописным словом. Понятно, что в такой ситуации именно живопись выполняла не только традиционные эстетические функции, но одновременно просвещала, причем сила веры, христианского знания часто напрямую зависели от яркости и одухотворенности живописных образов. Так зримое Слово превратилось в своеобразный посох паломнику, с которым шел путник по дороге духовного совершенствования.
Понимание красоты, чувство цвета и гармонии издревле органично пронизывало жизнь каждого россиянина – люди украшали свой быт расписной посудой, резными и расписными инструментами, они тонко чувствовали красоту цвета в искусных вышивках и одежде, наконец, не было ни одного русского дома, красный угол которого не украшали бы иконами. Центром духовной жизни и эстетического воспитания человека средневековья стал храм, который синтезировал все виды искусств – архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, художественное слово, музыку.
Канон художественного оформления православного храма.
С принятием христианства на Руси был принят канон художественного оформления православного храма, который сложился в Византии. В крестово-купольном храме живопись не могла располагаться произвольно, исключительно из эстетических соображений. Художественное убранство храма подчинялось строгой логике. Подкупольное пространство – символ небесной сферы, место пребывания Бога – здесь помещали изображение Христа. Образы четырех евангелистов, рассказавших миру об Иисусе, могли располагаться на парусах – сводах, поддерживающих купол. Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога. Стеныхрама расписывались сценами библейской жизни, причем, на западной стене при выходе помещали сцену Страшного Суда – таким образом, прихожанину после высокого, очищающего общения с Богом как бы напоминали об искушениях земной жизни и призывали к благочестию.
Особую идеологическую, нравственную и художественную роль в православном храме имел иконостас– своеобразная концентрация духовного христианского совершенствования.
С течением времени, особенно в послепетровской России, канон художественного оформления храма мог смягчаться, однако, художник всегда подчинял свое творчество изложению вероучения.
Виды средневековой русской живописи.
Развитие русской средневековой живописи связано с такими ее разновидностями как монументальная и станковая.
Монументальная живопись, украшавшая стены храмов, дворцовых палат, богатых домов существовала в России в виде мозаик и фресок. С мозаичным искусством Русь познакомилась, благодаря Византии, где с непревзойденным мастерством из смальты1 творили грандиозные живописные произведения, которыми восторгались современники. В киевском соборе св. Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери. В сияющем мерцании золотой смальты Мария торжественно парит в пространстве храма в сине-золотых одеждах. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием.
Мозаика в апсиде собора святой Софии Киевской Богоматерь Оранта.
Несмотря на то, что первые русские каменные храмы были богато украшены, в том числе и мозаичными произведениями,1 мозаика не получила большого распространения на Руси, скорее всего, из-за дороговизны производства. Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. Хотя этот вид искусства, по сравнению с мозаикой, более дешев, однако работа в этой технике требует развитого образного мышления, сноровки и определенной творческой смелости. Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения.
Станковая живопись3 Древней Руси – это, прежде всего, иконы и книжная миниатюра. Если книжная миниатюра – искусство, обращенное к просвещенным и достаточно богатым людям средневековья, то икона –являлась классической формой русского искусства, которая была приближена к каждому человеку.
Этапы создания икон.
Как и любое творчество в средневековье, написание икон рассматривалось как божественное дело. Поэтому имя художника (на Руси его называли изограф), как правило, оставалось в тени. Считалось, что рукой иконописца водит сам Бог. Кстати, большинство русских изографов, посвящая свою жизнь иконотворчеству, постригались в монахи.
Создание иконы было делом поэтапным и артельным. По византийской традиции иконы писались главным образом на досках. Для этого выбирали не только особый вид дерева – липу, сосну, лиственницу, но и особой толщины стволы, чтобы из них вытесать иконописные доски с такой плотностью древесины, которая сдерживает деформацию. Уже этот начальный этап работы над иконой носил сакральный характер – выбирались деревья с особой корневой системой, будто отмеченные Богом. Мастера, приступая к делу, постились.
Далее на вытесанной доске готовили лицевую сторону для письма. Оставляя по бокам доски поля, выбирали небольшое углубление – ковчег, в котором должна располагаться живопись4.
На этой иллюстрации ранней византийской иконы хорошо видны поля и ковчег
Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Такие иконы были легки и удобны в путешествиях. Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т.п. Часто такие иконы на ткани расписывали с двух сторон – своеобразное походное удобство – на одной легкой иконе сразу два священных сюжета. Широкое распространение такие иконы имели в торговых купеческих центрах, например, в Новгороде.
Следующим этапом работы была прорисовка левкаса, то есть делался своеобразный "черновик" иконы. Наверное, все мастера русской иконописи начинали свой профессиональный путь с ученических работ по прорисовке левкаса. Иконы творились строго по образцам, поэтому в композиции не допускались вольности и «своемыслие».
Прорись иконы Богоматери Владимирской
Раскрашивание иконы делилось на этапы. Для этого брали непрозрачную краску – темперу, растертую на яичном желтке, и начинали создавать фон произведения. Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды. Эта работа могла быть доверена помощникам изографа. Самым ответственным этапом являлось так называемое "личное письмо" – своеобразная огранка произведения. Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног. Таким образом, большинство икон – результат творческих поэтапных усилий целого коллектива, артельное произведение, анонимное. История русской иконописи сохранила мало имен изографов. Те, которые мы помним, запечатлелись особой художественной манерой, новизной подходов в рамках канонического письма, особым эмоциональным светом своих творений.
После того, как процесс написания иконы был завершен, ее живописное поле могли покрыть олифой. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета. Однако олифа имеет свойство со временем темнеть, иногда так сильно, что изображение плохо просматривается. Хотя секрет снятия олифы на Руси знали, тем не менее, предпочитали "подновлять" икону, то есть записывать старое изображение новым и снова покрывать олифой. Вот почему в музеях мы можем видеть иконы, на которых реставраторы оставили на определенных фрагментах, своеобразных окошках, живопись разного времени – например, основное поле расчищено до слоя XV века, а верхний угол оставлен в том виде, каким было произведение в "подновленном виде" XVI и XVII веков.
Для своеобразного хранения икон были придуманы оклады, или басмы – как правило, ювелирно отделанные металлические листы, закрывавшие всю живопись, кроме лица и рук. Изготовление окладов также рассматривалось как сакральное мастерство, и часто художественная ценность дорогих ювелирных басм не уступала живописной ценности.
Возникновение иконописи. Канон.
Возникновение иконописи связывают с традициями позднеэллинистической живописи. Наиболее ранние дошедшие до нас иконы датируются 4-6 веками. К этому времени относится зарождение византийской школы иконописи, которая в начале своего развития еще несла в себе дух античного наследия.
Фрагмент византийской мозаики VI века в Равенне. Гостеприимство Авраама.
В раннем изобразительном искусстве Византии мы видим образы, далекие от сурового культа "старчества", сложившегося позднее в православной живописи. Эти образы юны, не лишены чувственности, их по-античному задрапированные фигуры располагаются на фоне сказочно красивых пейзажей с дивными животными, птицами, цветами. Такое искусство скорее обращено к родному античному прошлому, чем к средневековому христианскому будущему. Подобные изображения христианского мира казались апологетам христианства чересчур материальными, языческими. Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства. В течение целого века (VII-IX вв.) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. Острейшая политическая борьба завершилась в IX веке возобновлением иконопочитания, однако в ходе вековой дискуссии был выработан своеобразный компромисс – изобразительное искусство стало более строгим, каноничным. На страже незыблемости установленных правил стояло государство, не допуская никакого либерализма в богословской среде. Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. Канон для изографа был своеобразной азбукой, без знания которой невозможно было заниматься иконописью.
Итак, средневековая русская живопись – это каноническое искусство. Но если творчество художника обставлено рядом жестких правил и не предполагает полной свободы, можно ли утверждать, что он занимается, собственно, творчеством? В этом смысле в некоторых исследованиях по иконописи существует точка зрения, что иконопись – это "не совсем живопись". Попробуем обозначить основные правила иконописного жанра:
1) Икона (от греч.εικοη – образ) воспроизводит круг сюжетов и образов, ограниченных
христианской проблематикой;
2) Приемы и методы художественного исполнения иконы подчинены тому, чтобы в
произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см. илл. выше), руководствуясь специальными сборниками, которые назывались иконописными подлинниками. Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами.
3) Создавая образ, христианский художник сознательно стремился уйти от принципов
языческого жизнеподобия. Он творил икону для моления, а ведь верующий человек не нуждается в зримых подробностях христианского сюжета – икона для него лишь духовный толчок, напоминание об образе, хранящемся в душе, для начала истинного общения с Богом. Вот почему в искусстве иконописи изображаемый мир утрачивает свою материальность, он становится более плоским и, кажется, бесстрастным. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками, или движками). Безусловно, из античного наследия художники знали о линейной перспективе, при помощи которой можно было передать реальное зрительное восприятие окружающего мира. Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1. Она не просто превращает пространство в плоское, ирреальное, а передает смысл видения божественного мира – великого и беспредельного.
4) Икона – это искусство живописного выражения божественного Слова, поэтому за
изображением всегда стоит рассказ, литературная основа и живопись обязана проиллюстрировать Слово. Вот почему мы часто видим изображенные на одной иконе разновременные события.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 34031;