Симон Ушаков Древо Государства Российского
Иконография1
В иконописи сложилось множество вариантов изображения Христа, Богоматери, христианских праздников, святых, ангелов, архангелов. Существует специальная литература, которая может помочь разобраться в этом вопросе. В данной лекции мы рассмотрим лишь несколько канонических типов изображений Христа и Богоматери, знание которых необходимо для понимания принципов оформления православного храма.
Иконография Христа. В Библии нет точных сведений, как выглядел Христос, правда, существуют предания, повествующие, как при жизни Спасителя был запечатлен его облик. Именно на эти, не дошедшие до нас изображения, ориентируется иконописный канон. В соответствии с византийской традицией, в русской живописи Иисуса принято изображать в зрелом возрасте, с длинными волосами и небольшой бородой. Его изображению всегда сопутствует письменное обозначение ĪС ХС – сокращение его имени ("Христос" – по-гречески посланник Божий) и греческие буквы ŴΌΝ, означающие "вечно сущий". Голова Христа традиционно изображается на фоне крестчатого нимба2.
Как правило, буквы ŴΌΝ располагаются на концах креста, вписанного в нимб. В византийской традиции также сложились и чисто художественные приемы, позволяющие подчеркнуть высокое духовное начало, непостижимую светозарность образа Христа. Цвет его одежд – золотистый, пурпур, белый, а складки одежды или пряди прически могут прорисовываться тонкими золотыми нитями – ассистами.
Спас Нерукотворный (или Нерукотворный Образ) – этот тип изображения Христа, согласно легенде, происходит от портрета, который был сотворен чудесным образом еще при жизни Иисуса. Предание повествует о том, что в малоазиатском языческом городе Эдессе правил царь по имени Авгарь. Он слышал о чудесах, которые творил Христос, поэтому, когда Авгарь заболел, он послал за Иисусом. Но Иисус не смог отправиться в Эдессу, однако передал больному плат – платок (по-древнерусски – убрус), которым он обтер лицо, а на убрусе чудом запечатлелся его образ. Так возникло название "портретного" изображения Христа – Спас Нерукотворный. Царь, получивший убрус, исцелился, население города, поверившее чуду, приняло христианство, а платок с изображением Христа был помещен на стене города и спасал его от неприятелей.
В русской православной традиции верили, что образ Спаса Нерукотворного несет исцеление и помощь страждущему, а также помещали его на воинских стягах и над воротами крепостей.
Древнейший из сохранившихся Нерукотворных образов - "Спас Нерукотворный", написанный в Новгороде в XII веке
Икона Спас Нерукотворный. Новгород
В настоящее время эта икона находится в Третьяковской галерее. Изображение Иисуса на ней узнаваемо по всем перечисленным атрибутам. Художественная манера изографа характеризуется предельной ясностью, сильной, энергичной линией, что создает человеческий, и в то же время недоступный образ.
Другие изводы этого типа икон могли отличаться не только тем, что художники создавали близкие именно им лики (интересно, что почти незаметно, постепенно меняется этнический тип лица Христа – от характерного греческого – к славянскому), но и фон иконы иногда прорабатывался с нарочитыми складками как напоминание о платке Авгаря.
В подкупольном пространстве храма часто помещали изображение Иисуса Христа как всемогущего владыки мира, и такой тип изображения получил название "ХристосПантократор" (или "Спас Вседержитель"). Вероятно, и этот образ восходит к древнейшим изображениям. Еще в римских катакомбах, где скрывались гонимые первохристиане, существовали такие изображения, в которых художники стремились подчеркнуть величественные черты Христа как проповедника веры.
Спас Вседержитель – это поясное изображение Христа. В левой руке он держит Евангелие – знак принесенного в мир учения, а правая рука – в благословляющем жесте.
В целом, композиция лаконична и возвышена.
Одно из самых ранних изображений "Спаса Вседержителя" на Руси – мозаика собора святой Софии в Киеве. В сиянии золотой смальты предстает Владыка мира в подкупольном пространстве, которое имело особое символическое значение для верующих. Храм для них – место, где спасаются от бурь и тревог житейского моря – корабль спасения, а купол – небо, которое уготовано Иисусом для спасенных его учением людей.
Существовали и иконописные изображения Спаса Вседержителя. Известна, например, написанная Андреем Рублевым для деисусного ряда иконостаса икона, найденная в Звенигороде, и поэтому получившая название "Звенигородский Спас".
А.Рублев Спас Звенигородский
В настоящее время эта икона находится в Третьяковской галерее. Верный своей художественной манере, Андрей Рублев намеренно отказывается от преувеличенной грациозности в трактовке образа. Перед нами лик, исполненный сознанием собственной силы, ведающий о вершинах и глубинах человеческого бытия, сострадающий и прощающий. Перед ликом рублевского "Спаса" возникает удивительная атмосфера тихого, неспешного общения земного с небесным.
Но Владыка мира не только определяет путь истины, но и предстает строгим Судией. Два других иконографических типа изображения Христа развивают эту тему.
Спас на престоле. Новгород.
"Спас на престоле". В данной композиции Спаситель изображается сидящим на троне – престоле, что особо подчеркивает его царственную власть. Также как Вседержитель, левой рукой он держит Евангелие, а правую поднимает в благословляющем жесте, приготовившись творить суд.
Феофан Грек Спас в силах. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Извод Чернокуловского Спаса.
"Спас в силах" – в изображениях такого типа языком символов творится образ во всей полноте власти и величия. Символика, которой пользуется изограф, вырабатывалась в искусстве в течение долгого времени.
Наиболее известная икона такого типа – так называемый "Чернокуловский Спас" (она была найдена в селе Чернокулово). Созданная в конце XV века, она представляет Иисуса восседающим на троне. Фигура вписана в алый прямоугольник, в углах которого тонкой линией изображены ангел, лев, телец и орел – символы четырех евангелистов. На прямоугольник наложен голубой прозрачный овал, обозначающий вселенную и подчеркивающий всемирное значение христианской религии. И, наконец, на овал наложен алый ромб – знак мощной творящей энергии, острые углы которого символизируют жертву Христа. В целом, композиция геометрических тел, создающих общий фон для фигуры Иисуса, подчеркивает сакральный смысл пространства, окружающего Христа. В иконописи такое обозначение сияющей славы вокруг Христа называется мандорла. В иконе Чернокуловского Спаса мы видим, что мандорла приобрела сложную символическую форму. Мандорла заполнена изображениями крылатых серафимов, ангелов, таинственных небесных сил – все эти художественные приемы усиливают торжественное звучание живописи.
Иконы типа Спас на престоле или Спас в силах с возникновением иконостаса имели стержневое значение в составлении всей композиции алтарной преграды.
Иконография Богоматери. Образ Богородицы был особо любим на Руси. Вспомним, что первый русский каменный христианский храм – Десятинная церковь в Киеве, был посвящен Деве Марии, а икона "Богоматерь Владимирская" стала заступницей России и символом ее стойкости. Теплый, задушевный образ Богоматери знал каждый русский дом. Рассмотрим насколько основных типов изображения Богоматери в русской средневековой живописи.
Предание гласит, что в I веке новой эры портрет Марии писал один из апостолов, автор Евангелия – Лука. Именно этот образ стал образцом для канонического изображения Богородицы, утвердившимся в Византии, а позднее и на Руси. Несмотря на то, что нет никаких доказательств достоверности существования живописных произведений Луки, желание связать дорогой образ с творчеством не просто современника, но верного и мудрого последователя Христа, может брать верх над исторической правдой. Так и икону "Богоматерь Владимирская" иногда приписывают Луке.
Ко времени принятия христианства на Руси в Византии уже сложился канон изображения Девы Марии. Ее образ, также как образ Иисуса, сопровождают буквенные обозначения МР ΘΫ– греческое сокращение "Мария – Мать Бога". Обычно буквы располагаются в верхних углах доски. Лик женщины вобщем-то типичен для Балкан или Малой Азии. Она смугла, с правильными тонкими чертами лица, крупными миндалевидными глазами. Ее прическа скрыта под капюшоном плаща – мафория – характерной одеждой замужних палестинских женщин. На пурпурном с золотой отделкой мафории Богородицы – звезды, которые символизируют ее чистоту и девство "до рождества, в рождестве и по рождестве". Изображение Богоматери часто сопровождают образы предводителей небесного, ангельского мира – архангела Михаила и архангела Гавриила.
Изводы иконы Владимирской Богоматери
Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к наиболее распространенному и любимому типу изображения Девы Марии - "Умиление". Перед зрителем поясное изображение Богородицы с младенцем на руках, он нежно прижимается к щеке матери. Эта поза взаимного ласкания определила иконографическое название (по-гречески Умиление - Елеуса). Красота и гармония этой композиции соединены с высокой и чистой печалью, в которых звучит не частное страдание матери о сыне, а великое сочувствие всем людским бедам и горестям.
Следует обратить внимание на то, что в образе младенца – Сына таинственно сливается детская мягкость с мудростью Всевышнего. Атрибуты изображения младенца-Христа те же, о которых уже шла речь. Они подчеркивают божественную силу "Небесного Царя".
Кроме "Богоматери Владимирской" апостолу Луке приписывали создание еще одной иконы, которая была святыней в Византии и хранилась в Константинополе. Название ее - "Одигитрия", что по-гречески означает "Путеводительница". В древнерусском искусстве этот тип изображения Богоматери стал особенно популярен в XV-XVI веках, когда проблема византийского наследия была особенно актуальна для россиян.
Одной из лучших икон такого типа на Руси признается "Богоматерь Одигитрия", написанная в 1432 году великим Дионисием. Эта икона хранится в Третьяковской галерее. (см. илл. выше)
Богородица в композиции "Одигитрия" всегда предстает в поясном изображении, строго фронтально, торжественно. На ее левой руке, как на троне, также торжественно и величаво восседает Христос-младенец. Правые руки матери и сына направлены друг к другу в благословляющих жестах. Рука матери мягка и как бы готова в любой момент поддержать сына, в то время как жест младенца тверд и обращен не столько к матери, сколько к миру. Такое впечатление подкрепляется и тем, что в левой руке Христос держит свиток с учением, да и в целом фигура дитя воспринимается скорее как маленького взрослого.
"Одигитрия" в исполнении Дионисия торжественно несет Правду и Истину в мир. Изограф создал величественно-покойный, утвердившийся в своем пути образ женщины. Ее фигура, окутанная в царственный пурпур мафория, графически ясно выступает на нежно-бирюзовом фоне. Золотистые одежды младенца торжественно подчеркивают величие Спасителя. Архангелы Михаил и Гавриил, изображенные в верхних углах иконы, в умиротворенном спокойствии взирают на торжество Союза Земного и Небесного. Художественное мастерство Дионисия позволило с помощью колорита, характерных пропорций фигур, организации живописного пространства, в официально-торжественную, суховатую композицию "Одигитрии" вдохнуть лирическое, мягкое настроение.
Одно из древнейших изображений Богоматери в русской традиции - "Оранта"
(по-латыни – молящаяся). Такой тип изображения Девы Марии украшает апсиду собора Святой Софии в Киеве.(см.илл. выше)
Если в "Умилении" и "Одигитрии" акцент ставился, прежде всего, на силу жертвенной любви матери и на связь матери и сына, то в "Оранте" Мария изображается одна, в полный рост, с молитвенно поднятыми руками. Эти воздетые к небу руки – и символ веры, и сила защиты. Недаром такое изображение Девы Марии еще с византийских времен называли "Нерушимая стена". Так как "Оранту" обычно помещали в своде (конхе) апсиды, то часто в случае военной угрозы, моров и эпидемий, других невзгод, люди приходили в храм с мольбой к заступнице. Так рождались предания о том, что пока существует изображение "Оранты" (Нерушимой стены), до тех пор не одолеют нас силы зла.
Со временем в иконографическом образе "Оранты" появились изменения. На ее груди начали изображать диск (своеобразный медальон), в котором в сиянии славы предстоял младенец Христос. Такое художественное решение еще более возвеличило силу молитвы Владычицы, демонстрируя ее неразрывную связь с могуществом Бога. Обновленный тип изображения получил название "Богоматерь Великая Панагия"
(по-гречески Панагия – Всесвятая).
В Третьяковской галерее хранится икона XII века "Великая Панагия"( см. илл. выше), которая по преданию была написана первым легендарным иконописцем Руси Алипием, и когда-то была достоянием Спасского монастыря в Ярославле (иногда эту икону называют "Орантой Ярославской"). Любопытно заметить, что изводы "Великой Пангии" из Ярославля встречаются достаточно редко. Зато утвердился и получил развитие тип изображения, в котором "Панагия" предстает в поясном варианте, также в молящейся позе с медальоном на груди. Такой иконографический тип получил название "Знамение", так как знаком начала новой жизни было воплощение сына от Девы, о чем писали еще в древних библейских пророчествах.
Икона Знамение Новгород ХП век.
Икона "Знамение" была особо почитаема в Новгороде, так как, по преданию, спасла город в XII веке от нашествия суздальцев.
Икона Битва новгородцев с суздальцами. Новгород
В Русском музее Санкт-Петербурга можно увидеть икону новгородской школы "Битва новгородцев с суздальцами" (XV век), на которой в характерной для новгородцев повествовательной манере живописными средствами описываются эти события. Обратите внимание, что на крепостной стене изображена икона-защитница, защищающая новгородцев от вражеских стрел
ИКОНОСТАС
Особенностью русского православного храма является иконостас. В византийской традиции и первых русских храмах иконостасов не было, хотя алтарь, как святая святых, мог обозначаться невысокой преградой или рядом икон, размещенных на поперечной балке апсиды.
Иконостас как живописный ансамбль, полностью отделивший алтарь от основного помещения храма, складывался на рубеже XIV-XV веков. Первые шаги по созданию иконостаса и саму разработку его идеи приписывают Феофану Греку и Андрею Рублеву.Начало работы над композицией икон, раскрывающих идею связи Бога и человека, было положено этими изографами, когда они приступили к оформлению Благовещенского собора Московского Кремля.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.
Через несколько лет Андрей Рублев со своим другом Даниилом Черным в Успенском соборе г. Владимира развил замысел московской работы. Далее на протяжении всего XV века композиция расширялась и приобретала новые смысловые оттенки. В своем классическом виде иконостас сформировался в XVI веке.
Идея создания живописной алтарной преграды оказалась столь плодотворной и популярной в русской культуре, вероятно, по целому ряду причин. Иконостас, который занимает центральное место в художественной композиции православного храма, является сосредоточием духовной силы верующих. Одновременно иконостас выполнял и важную просветительскую роль, так как в единой композиции последовательно раскрывал историю христианства. В оформлении иконостаса мастера имели возможность декларировать свое эстетическое кредо. Кстати, следует иметь в виду, что на Руси существовало великое множество деревянных храмов, которые, в отличие от каменных, не украшались фресками и мозаиками. Только икона была в них сосредоточением смысла, символа и эстетики.
Итак, в сформировавшемся виде иконостас представляет целостный художественный и смысловой ансамбль, который может быть рассмотрен в определенной логической последовательности. Повествование об истории христианства начинается с верхнего ряда. Верхний ряд (по-древнерусски – чин) называется праотеческим– в нем представлены иконы с изображениями праотцов ветхозаветной истории от Адама до Моисея. Мы видим их со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В центре ряда помещается образ Троицы – знак союза, который Бог заключил с Человеком. Таким образом, верхний ряд иконостаса рассказывает о трудном пути человечества к монотеизму. Второй ряд сверху – пророческий, в нем пророки предрекают Богородице чудесное рождение сына. В центре этого ряда часто помещают икону "Знамение", а симметрично от нее – фигуры пророков со свитками Священного Писания. Третий ряд сверху называетсяпраздничным. В нем помещают иконы, написанные на темы земной жизни Христа и Богородицы. Обратите внимание, что для христианской церкви все, в том числе и печальные события христианской истории, являются памятными торжествами, и в этом смысле их называют праздниками. Православная церковь имеет множество праздников, но двенадцать из них почитаются как основные. Они называются двунадесятыми1. В праздничном ряду иконостаса нет канонического числа икон. В зависимости от размеров храма и иконостаса, от воли заказчика, вкуса мастера иногда праздничный ряд разрастался даже до двух рядов.
Четвертый сверху ряд называется Деисус (по-гречески Деисус – моление). С точки зрения идеологии иконостаса – это его ядро, основной смысл. В молитвенном шествии с двух сторон к центру, где располагается икона "Спас на престоле" или "Спас в силах", двигаются фигуры святых – тут мы видим и Марию, и Иоанна Предтечу, архангелов Михаила и Гавриила, и апостолов Петра и Павла, и великомучеников Георгия и Димитрия. Торжественно и полно звучит в Деисусе тема моления святых за человеческий род, усиливая хор молитв находящихся в храме. Именно с работы над чином Деисуса начинали творить иконостас Благовещенского собора в Москве Феофан Грек и Андрей Рублев, видя в молитве и силу духа, и надежду искупления.
Нижний ряд – пятый, называется местный. В центре его находится главный вход в алтарь – царские врата, а по сторонам от входа – иконы Богородицы и Спасителя. В подборе икон этого ряда нет строгих правил. Обычно здесь представлены образы местных святых, особо почитаемых прихожанами праздников. Царские врата, которые воспринимаются верующими как вход в рай, всегда украшались пышно и ярко. В навершии царских врат сцена Благовещения символизирует спасение, которое открывает людям путь в рай.
Работа над иконостасом завершила формирование образа русского православного храма как единого смыслового, духовного и художественного ансамбля.
Житийная икона. Сергий Радонежский Андрей Рублев Иоанн Предтеча. Икона
Такая икона могла помещаться в мест- из Деисуса Благовещенского собора
Ном ряду иконостаса Московского Кремля
Андрей Рублев Преображение Икона
Из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора
1 Смальта – цветное стекло, применяемое для изготовления мозаики. Может быть прозрачная и глухая (непрозрачная)
1 По археологическим данным, в Киеве существовала мастерская по производству смальты.
2 Фреска – живопись водяными красками по сырой (иногда сухой) штукатурке. Характерная техника живописи Древнего мира и средневековой Европы, особенно Италии.
3 Станковая живопись – род живописи, которая имеет самостоятельное значение и воспринимается независимо от окружения. Такие произведения часто делают на каком-либо приспособлении, станке, они могут переноситься и т.п.
4 В более ранних иконах ковчег больше углублен, а поля значительно шире, чем в поздней русской иконописи, где вообще могли отказаться от ковчега и даже полей.
1 Обратная перспектива – условная система приема построения трехмерного пространства и объемных предметов. Параллельные, уходящие к горизонту линии, которые в линейной перспективе изображаются сходящимися, в обратной перспективе – расходящимися. В христианском искусстве обратная перспектива может рассматриваться как некий образ – распахнутого в Божественный Мир окна.
1 Сказание о Георгии Победоносце существовало и в Византии, и на Руси. В нем повествуется о том, что в языческом городе Ласие правил царь-идолопоклонник Сальвий. Город процветал, но вот в трясине недалеко от города завелся кровожадный змей, который пожирал жителей города. Царь со своим войском не смог одолеть чудовище. Жители вынуждены были по очереди отдавать змею своих детей, так дошла очередь и до самого царя, который отдал дочь, царевну Елисаву. В это время мимо города проезжал Георгий, проповедовавший христианство. Узнав о горе, постигшем город, Георгий силой своей христианской веры и молитвой победил змея, освободил царевну и вернул ее родителям. Он призвал жителей города уверовать в Бога Иисуса Христа, и благодарное население приняло единобожие и навсегда освободилось от чудовища.
Впоследствии Георгий за пропаганду вероучения был казнен римскими властями, и принял смерть, не предав веру.
2 Подобная композиция икон достаточно распространена. Такие иконы, поля которых расписаны сценами из жизни святого, называются житийными, т.е. в них ведется подробный рассказ о жизни и свершениях святого.
1 Этот же сюжет часто называют "Сошествие во ад". Он повествует о том, как после своей смерти, воскресший Христос спустился в ад, чтобы спасти из адской бездны раскаявшихся и уверовавших в него.
1 Иконография – система вариантов изображения определенного персонажа, сюжета
2 Нимб – обозначение священного сияния вокруг головы. Крестчатый нимб – нимб, в который вписан крест как символ жертвенной смерти Христа.
1 К двунадесятым праздникам относятся: 4 праздника в честь событий из жизни Богородицы – Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Успение; 6 праздников в память о земном пребывании Христа – Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Воскресение; и еще 2 праздника, напоминающие об утверждении христианства – Воздвижение честного Креста Господня и Сошествие Святого Духа на апостолов.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 2529;