ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Быстрое развитие капитализма в пореформенный период предполагает высокий уровень развития науки и техники. Это, в свою очередь, требовало просвещения и повышения образования. В 1864 году появляется «Положение о начальных народных училищах», которое представляло земствам право открытия начальных школ. Только за первые десять лет земства открыли около 10 тысяч школ. Эти трехгодичные школы отличались хорошей постановкой преподавания, достаточно широкой учебной программой. Здесь преподавали чтение, письмо, четыре правила арифметики, природоведение, географию, историю, закон Божий. Земство нанимало учителей, оплачивало их труд, комплектовало общественные библиотеки. Деятельность земств в деле народного образования была весьма плодотворной и прогрессивной.

Там, где не было земских и церковноприходских школ, крестьянские общества повсеместно открывали за свой счет школы грамоты. Создаются воскресные школы для обучения взрослых и женские гимназии.

Количество обучающихся в мужских гимназиях (классических и реальных) к середине 90-х годов достигло 150 тысяч, т.е., по сравнению с 60-ми годами, увеличилось более чем в 5 раз.

Открываются новые университеты в Одессе и Томске, несколько высших технических учебных заведений, Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, несколько сельскохозяйственных учебных заведений. Всего к концу века в вузах России обучалось около 30 тысяч человек. К концу века в России насчитывалось более 60 высших учебных заведений. Произошла существенная демократизация высшей школы, были открыты высшие женские учебные заведения — Бестужевские курсы и женский медицинский институт в Петербурге, высшие женские курсы в Москве. Принятый в 1863 году Устав высшей школы предоставлял Ученому совету право приема на работу профессорско-преподавательского состава и, тем самым, существенно ограничивал администрацию при решении кадровых вопросов. Отныне судьба преподавателей решалась коллективным органом — Ученым советом. Конечно, Ученый совет мог «завалить» неугодного профессора с подачи администрации, как это случилось, например, с И.И.Мечниковым, но все же это ограничивало самоуправство руководителей. В начале XX века государство расходует на нужды народного образования 500 млн. рублей золотом, что составляет примерно 20% государственного бюджета России.

В вузах сосредоточиваются лучшие научно-педагогические кадры, крупнейшие ученые из области математики, физики, химии, зоологии и т.д.

Крупнейшим математиком середины XIX века был П.Л.Чебышев (1821-1894). Его отличала широта постановки вопросов и стремление увязать проблемы математики с развитием науки и техники. Открытия Чебышева по теории механизмов и машин имели огромное практическое значение. Он неразрывно связывал науку и практику, считая, что «науки находят себе верного руководителя в практике». Чебышев — основатель петербургской математической школы, из которой вышла целая плеяда блестящих математиков (Ляпунов А.М. и другие).

Ярким явлением в русской науке была С.В.Ковалевская (1850-1891). Еще в ранней юности она обнаружила незаурядные математические способности. Она получила блестящее, образование в Германии, степень доктора наук, стала профессором Стокгольмского университета, читала цикл прекрасных лекций по математике, которые имели блестящий успех. Труды Ковалевской получили мировое признание.

Выдающимся русским физиком середины XIX века был А.Г.Столетов (1839-1896). Известны его работы по изучению магнетизма и фотоэлектрических явлений, которые имели важное значение для развития как науки, так и техники. Более 30 лет он возглавлял кафедру физики в МГУ, здесь он создал физическую лабораторию для проведения экспериментальных работ и обучения студентов.

Крупнейшим ученым в области химии являлся А.М.Бутлеров (1828-1866). Он стал создателем теории строения вещества, основные положения которой не потеряли своего практического значения до настоящего времени. Они лежат в основе современной теории строения органических соединений. Во второй половине ХIХ века происходит расцвет творческой деятельности и другого великого ученого-химика Д.И.Менделеева (1834-1907). Талант его как ученого проявился в полной мере в Петербургском университете, который стал центром русской химической науки.

Величайшей заслугой Менделеева стало открытие им периодического закона химических элементов (1869). Этот закон позволил предсказывать существование новых элементов, еще не вошедших в таблицу, определять их атомный вес. Некоторые элементы были открыты уже после смерти Менделеева и заняли в периодической таблице отведенное им заранее место. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена на все европейские языки и переиздавалась много раз. По этому учебнику обучались студенты вузов вплоть до 30-х годов XX века.

М.Б.Сеченов — общепризнанный родоначальник отечественной физиологии и научной психологии. На его работе «Рефлексы головного мозга» воспитывались целые поколения русских естествоиспытателей и врачей. Работы Сеченова подобны коперниковскому перевороту. Они переориентировали исследовательскую мысль с внутреннего «пространства» сознания, открытого для наблюдающего за ним субъекта, на психически регулируемое поведение, открытое для опытной объективной науки. Чтобы совершить переворот в науке, требуется точка опоры. Для Сеченова таковой стало твердое знание о рефлексе, испытанное в физиологической лаборатории и неврологической клинике. Рефлекс был избран с целью объяснения по его образу и подобию всей структуры психического акта. Рефлексы предстают как психодетерминаторы, как самобытные, не сводимые ни к каким другим факторам организации жизнедеятельности человека. Учение Сеченова стало необходимым звеном в развитии мировой психологической мысли.

И.И.Мечников (1845-1916) — автор фундаментальной теории медицинской иммунологии. В 1884 году он формулирует теорию о роли лейкоцитов в защите организма от инфекционных заболеваний, благодаря их удивительной способности к фагоцитозу. Фагоцитоз — способность лейкоцитов распознавать чужеродный белок и уничтожать его. На этой особенности лейкоцитов строится вся система прививок, как профилактики различных заболеваний. В 1908 году за выдающийся вклад в теорию иммунитета Мечникову была присуждена Нобелевская премия.

И.И.Мечников стоял у истоков и мировой геронтологии (наука о старости). В конце XIX века Мечников впервые в истории науки обращается к анализу самой поразительной дисгармонии человеческой жизни, которая сводится к отсутствию у человека инстинкта старости и естественной смерти как ее желанного завершения. Биологический анализ дисгармоний человека Мечников довершает теорией «ортобиоза» — «правильной жизни», основанной на всестороннем знании человеческой природы и поиске исправления ее дисгармоний. Согласно этой теории, идеал человека состоит в нормальном развитии и достижении им долгой и длительной старости, и в конечном итоге — в развитии чувства насыщения жизни. Лозунг Мечникова провозглашает, что самое ценное на Земле — человек и его благо, совместимое с благом других люден. Надо бороться с преждевременной старостью, препятствующей завершению полного нормального жизненного цикла человека, который, по мнению Мечникова, составляет 120-150 лет.

В работе «Этюды оптимизма» Мечников не ограничивается простой констатацией фактов дисгармонии человеческой жизни, а дает возможные пути защиты организма от преждевременного старения. Они, но сути, сводятся к изысканию способов и средств усиления благородных тканей и их способности к самозащите от агрессивных микробов. В этом отношении наиболее серьезную опасность для человека, по мнению Мечникова, представляют собой толстые кишки, микробное население которых представляет источник постоянной интоксикации. Для человека это одна из главных причин его кратковременной жизни. Мечников считал, что непредусмотрительно представлять самой себе нашу кишечную флору. Надо населять пищеварительную область благодетельными микробами и уничтожать микробов вредных. Большая часть наших физических и нравственных бедствий происходит вследствие болезнетворных микробов кишечника. Без этого человек может достичь возраста, соответствующего нормальной старости, не боящейся смерти. Мечников поставил на гуманистическую основу само решение проблем старости и, тем самым, заложил основы новой науки — геронтологии.

…Скончался Илья Ильич Мечников на руках самого преданного друга Эмиля Ру в 1916 году в бывшей квартире великого Пастера при институте, который стал его вторым домом. Согласно воле покойного, тело его было кремировано, и урна с прахом установлена в библиотеке Пастеровского института...

Русский ученый прославил свою родину на французской земле и умер во Франции. Воистину — «нет пророка в своем отечестве». Великий флорентиец Леонардо да Винчи, автор бессмертной «Джоконды», умер вдали от родины, все в той же Франции, так же как и другой изгнанник Флоренции — Алигьери Данте...

Во второй половине XIX века на основании достижений математики, физики, химии больших успехов достигла инженерная мысль. Талантливый военный инженер русского морского флота А.Ф.Можайский посвятил свои работы созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Изучая строение крыльев птиц, их соотношение к весу птицы, он пришел к выводу, что машину нужно строить не с машущими крыльями, а неподвижными относительно корпуса. Он сконструировал первый в мире самолет; длина самолета была 16 метров, длина крыла — 10 метров. Первый полет самолета состоялся в 1883 году.

Инженер П.Н.Яблочков изобрел первую электрическую лампу («свеча Яблочкова»), а инженер А.И.Лодыгин создал лампу накаливания с вольфрамовой нитью. М.О.Доливо-Добровольский решил проблему передачи электроэнергии по проводам на большие расстояния. В 1891 году на Всемирной электрической выставке он продемонстрировал передачу электроэнергии на расстояние около 200 километров. Это было определяющим моментом в промышленном использовании электроэнергии.

Открытием мирового значения было изобретение А.С.Поповым радиотелеграфа. В 1895 году он выступил с докладом, во время которого демонстрировал изобретенный им радиоприемник. Этот день является датой изобретения радио. В дальнейшем Попов значительно улучшил свой аппарат и начал применять его для связи между военными кораблями в плавании. К этому же времени относятся первые исследования ракетостроения К.Э.Циолковского, основателя современной космонавтики.

Развитие России поставило новые задачи перед географией и геологией. Если в первой половине XIX были предприняты крупные морские экспедиции, то во второй половине XIX века были организованы не менее значительные сухопутные путешествия.

Выдающиеся исследования Средней и Центральной Азии провел Семенов-Тяньшанский (1827-1914). Семенов совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань, по закаспийской территории и Туркестану. Его открытия положили начало обследования территории Средней Азии. По его инициативе было предпринято многотомное издание: «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Другим крупным ученым-путешественником был Н.М.Пржевальский (1839-1888). Он совершил ряд путешествий в Центральную Азию, несколько раз пересек Монголию, пустыню Гоби. Его путешествия сопровождались важными географическими открытиями.

Выдающимся путешественником был Миклухо-Маклай. В начале 70-х годов он предпринял путешествие на острова Тихого океана. 15 месяцев он прожил среди папуасов Новой Гвинеи, путешествовал по Филлипинам, Индонезии. Он пришел к выводу о единстве и взаимном родстве человеческих рас. Выступал решительно против расизма, отвергал деление рас на «высшие» и «низшие».

В 60 90-е годы развернулось невиданное по своему размаху строительство железных дорог. Центром железнодорожной сети стала Москва, из которой железные дороги протянулись на запад, юг, восток. К концу века всего за 15 лет, была построена Транссибирская магистраль протяженностью более 7 тыс. километров. Темпы строительства железных дорог в России, их техническая оснащенность не имели аналогов в мировой практике. Опыт строительства Транссибирской магистрали на Парижской выставке 1900 года изучался специалистами всех индустриальных стран мира. Протяженность железной дороги России к концу века достигла 53 тыс. верст (в 1861 — 1,5 тыс. верст).

За 40 лет население России увеличилось на 80%; с 74 млн. человек в 1860 году до 130 млн. человек в 1900 году. Быстро развивались крупные торгово-промышленные центры (такие, как Москва, Петербург, Рига, Одесса).

Развитие науки и техники, образования и искусства было бы невозможно без массового книгопечатания, выпуска большим тиражом книг и журналов, организации публичных библиотек и читальных залов, открытия картинных галерей, музеев, театров. Эту весьма большую часть культурной жизни России второй половины XIX века рекомендуется рассмотреть на семинарских занятиях.

ЛИТЕРАТУРА.

Литература второй половины XIX века представлена целой плеядой великих имен, которые являются не только величайшей гордостью России, но и получили мировое признание. Вот эти, всем хорошо известные имена и их основные работы: Ф.М.Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Записки из Мертвого дома», «Идиот» «Бесы» и др.), Л.Н.Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.), И.С.Тургенев («Отцы и дети», «Накануне», «Рудин» и др.), И.А.Гончаров («Обломов», «Обрыв» и др.), М.Е.Салтыков-Щедрин («Господа Головлевы» и др.), Н.А.Некрасов («Кому на Руси жить хорошо» и др.), А.П.Чехов (непревзойденный, великолепный мастер рассказов), Н.С.Лесков («Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Кадетский монастырь», и др.).

Из этого созвездия великих людей, мы, ограниченные объемом лекции, более подробно остановимся на творчестве только Н.С.Лескова и Ф.М.Достоевского.

Николай Семенович Лесков (1831-1895) — выдающийся новатор русской прозы, он является непревзойденным мастером художественной речи, подлинным «волшебником слова».

Лесков писал в ту пору, когда в русскую речь широкой волной хлынула масса иностранных слов из переводных и научно-популярных изданий (нечто подобное происходит сегодня). Иностранные, непонятные для простого народа слова «гарантия», «субсидия», «концессия» и т.д., — раздражали Лескова, как человека чисто русского, тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту.

Мастерство Лескова носит черты ярко национальной русской формы. Он активный борец с отрицательным влиянием на обиходную русскую речь со стороны деловой, торговой, биржевой, промышленной терминологии.

Он обращается к народной речи и видит свою задачу утверждать чистоту русского языка, его величайшую способность к выражению тончайших смысловых оттенков речи, гибкость и образность. Этической нормой для Лескова становится народная речь, с ней он стремится сблизить язык художественной прозы. Именно так, то есть образно и метко, говорят его герои «Очарованного странника», «Кадетского монастыря».

Пожалуй, самый значительный герой Лескова — Иван Северьянович Флягин из повести «Очарованный странник» (1873). Человек особенной, исключительно странной и необычной судьбы, с детства предназначенный для монастыря, он, однако, не может преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.

Пройдя через суровые испытания, герой Лескова сохранил чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности. Все дела свои и жизнь свою он согласует лишь с собственной совестью: «Я себя не продавал за большие деньги и не продам».

Поступая по совести, Флягин часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в «большие грешники». Но хотя по его вине погибает монах, хотя он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, — всем содержанием Лесков утверждает, что в «житейской драмокомедии» Иван Северьянович — самый лучший и честный актер.

«Очарованный странник» был любимым героем самого Лескова. В этой повести читатель найдет и увлекательный сюжет, и великолепные картины среднерусской природы, и колоритную речь людей различных сословий. Идея Лескова «человеческого родства со всем миром» выписана им в одном из сильнейших произведений — повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1864). Судьба Катерины Измайловой поначалу во многом сходна с судьбой Катерины Кабановой из драмы А.Н.Островского «Гроза». Обе молодые женщины оказываются в деспотичных условиях, обе наделены сильными, цельными характерами. Но Катерина Кабанова погибает, бросив вызов среде, а Катерина Измайлова гибнет, пройдя через самые омерзительные формы человеческих отношений.

80-е годы — период расцвета творчества Лескова. Поиски утверждающих начал жизни приводят Лескова к решению выписать русских праведников «Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?» («Однодум», 1879).

Герои этого рассказа, квартальный Рыжов, живущий на жалованье и не берущий взяток, выглядит человеком исключительным. Поставив цель «самому сделаться крепким, дабы устыдить других», Рыжов ведет спартанский образ жизни. Рыжов — «Однодум», потому что никогда не изменял своим убеждениям, оставался неподкупным и честным. «Неберущий» квартальный удивляет даже самого губернатора, который не может поверить в его существование. «Вы вздор мне рассказываете, такого человека во всей России нет». В финале рассказа торжество добродетели выражается в том, что губернатор присылает «однодуму» владимировский крест. По поводу чего автор рассказа замечает: «Носить же орден Рыжову было не на чем».

Утверждая право человека на личное счастье, Лесков обязательным условием ставит соблюдение общечеловеческих норм морали. Эта концепция у Лескова опирается на убеждение в преобладании положительных свойств в человеческой природе. «Двойственность человека возможна, но глубочайшая суть его все-таки там, где его лучшие симпатии, там, где добро». Он верит в великую жертвенность русского человека, который готов пострадать за народ и умереть. В самую тяжелую минуту жизни русский человек может отдать богатство, деньги, благо и поступить «иррационально» по зову совести и сердца. Соборность, святость, величие и благородство души — характерные черты русского человека.

Лесков не верил ни одному слову социал-демократов — А.И.Герцену, Н.Г.Чернышевскому и др. Он считал, что путь в революцию, на который толкают русский народ социал-демократы, трагичен, преступен и ненужен. Вот почему те в свою очередь называли его ретроградом, певцом помещиков и «старой» России. На самом же деле Лесков — писатель будущего, он верит в силу и святость русского народа, который сможет избавиться от «дряни» в обществе и собственной душе.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) — великий писатель-гуманист. Он был глубоко убежден, что человеческой «натуре» по внутренней природе присущи ценности духовного, морального порядка, «нравственный закон», перешагнуть, который, оставаясь человеком, невозможно. Никакие ухищрения разума, ссылки на «великие цели», теорию «необыкновенного человека», который якобы имеет моральное право позволять себе «переступить через кровь», убить человека во имя великой цели, не спасут человека от высшего суда — суда совести. В романе «Преступление и наказание» (1866) Раскольников так пытается подвести моральную основу для оправдания, даже необходимости своего преступления, убийства старухи: «По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы идеи, вследствии каких-нибудь обстоятельств никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с убийством жизни одного, десяти, ста и так далее человек, которые мешают этому открытию или становятся на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать, свои открытия известными всему человечеству».

Раскольников в романе «Преступление и наказание» делит людей на два основных разряда: на низших (обыкновенных), годных единственно только для «зарождения» себе подобных, и «собственно» людей. Первые по натуре своей консервативны, живут в послушании и ничего унизительного для себя в этом не видят. Вторые, «собственно» люди могут и должны преступать закон, если достижение «великой цели» этого требует. Они могут идти через кровь и трупы.

Однако никакие хитроумные построения не спасают Раскольникова, который совершил убийство, от душевных мук. Достоевский видит двойственную природу человека. Природа любого человека это не только жестокое, грубое, мрачное, но одновременно доброе и светлое. Доброта и сострадание так же присущи природе человека как жестокость и эгоизм. И только сам человек способен преодолеть, в себе злое и встать на сторону добра. В глубине души своей Раскольников убежден, что любой человек, пусть самый ничтожный из ничтожных, «не вошь» и убивать его нельзя В подсознании, в самой нравственной природе таилась мысль: «Нет, не вошь человек» и тогда рушится им же самим созданная теория, что «все дозволено», нет никаких преград, когда это необходимо для «великой цели». Раскольников так и не смог «перешагнуть» через человеческое в себе. «Из всех ничтожных людей выбрал самую ничтожную, старуху, и убив ее, взял у нее ровно столько, сколько надо для первого шага и не больше. Но я не человека убил, я принцип убил. Принцип то я убил, а переступить не переступил, на этой стороне остался. «Раскольников живет с постоянным сознанием неотвратимости наказания, неизбежности расплаты за преступление против законов божественных и человеческих. И в этой способности к раскаиванию, в чувстве вины — надежда на его нравственное спасение.

Способность к состраданию, умение воспринимать чужую боль как свою собственную, — вот, с точки зрения Достоевского, тот главный момент, который противостоит темным началам личности. Ужас, который испытывает Раскольников при виде лошади, которую бьют по «плачущим, кротким глазам», а затем зверски убивают, не дает ему преступить нравственные устои человеческого общества. Невыносимо тяжка ему любовь других людей. Высший смысл человеческого бытия — сочувствие другому человеку, невозможность преступить в себе человеческое — в этом единственная надежда Достоевского.

По убеждению Достоевского, наука (рациональная, естественная) неотвратимо влечет за собой отрицание свободы воли, — бессмертие души, безнаказанность в земной жизни. Имя французского физиолога Клода Бернара становится символом антигуманистических стремлений людей.

Для Достоевского сострадание, сопереживание, — это единственно спасительный путь к любви, к богу. Никакой другой реальной перспективы для человека нет.

Полное отсутствие всяких моральных ценностей, эгоизм, подлость — вот к чему может прийти человек при утрате им чувства любви, чувства долга перед другими людьми.

В «Братьях Карамазовых» Достоевский гневно осуждает воистину зоологический эгоизм старшего (Федора Павловича) Карамазова. Не случайно Достоевского называли совестью эпохи. Он гневно осуждает, клеймит позором старшего Карамазова, но вместе с тем не признает за сыном права судить своего отца, как впрочем, он этого права не дает и другим людям: «Не судите, да судимы не будете».

Понятие «идеалист» Достоевский рассматривает не в плане противопоставления его «материалисту». Говоря об «идеалисте», он имеет в виду человека, живущего высокими интересами, благородными мыслями, человека с красивыми чистыми идеалами. Он говорил, что на страшном суде человечество представит в свое оправдание книгу Сервантеса «Дон Кихот». «Да здравствуют наши русские донкихоты, побольше бы таких людей».

Достоевский вошел в литературу с именем А.С.Пушкина. На Пушкина, как на нашу национальную гордость указывал он в своем, как иногда говорят «завещании» — «Слове о Пушкине». «Слово о Пушкине» было им сказано на торжественном вечере в июне 1880 года в честь открытия памятника народному поэту в Москве на Тверском бульваре (скульптор А.М.Опекушин). Достоевский, выступая перед литераторами России, сказал, что Пушкин оставил нам в наследие идеал народной красоты. Зло не устраняется злом. Только красота и любовь спасут мир. Для морали, основанной на любви, необходим Идеал, как символ бесконечной любви и сострадания. Этот Идеал дает возможность человеку выйти за рамки собственного «я», преодолеть в себе природное зло. Таким идеалом является БОГ.

Красота, прекрасное, являются, по мнению Достоевского, необходимым условием воспитания. В «Братьях Карамазовых» Дмитрию в раннем детстве сосед доктор, видя его неухоженность, невнимание со стороны отца, подарил фунт орехов. Это, по словам самого Дмитрия, осталось в памяти его на всю жизнь и во многом спасало от дурных, жестоких поступков. «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». Таким должен быть, по мнению Достоевского, подход к воспитанию, высказанный им устами младшего Карамазова, — Алеши, в заключительной главе романа.

Романом-предупреждением является произведение Достоевского «Бесы» (1872). Для одного из главных героев романа Верховенского нет ничего внутренне невозможного, он не останавливается ни перед каким злодеянием, подлостью для достижения поставленной цели. Для него нет ничего святого, более того «святое он не просто холодно отрицает, а подвергает издевательству, глумлению в самой непристойной форме. Унизить «высокое и прекрасное», сделать его пошлым и мелочным — вот первая забота Верховенского. В своих расчетах он не знает никаких моральных запретов, никакой совести. Чужая жизнь, жизнь любого человека, для него является «пустым звуком». Позиция революционера Верховенского есть открытый, наглый цинизм, который разрушает абсолютно все ценности, кроме одной, — собственного «Я». Вся политическая интрига Верховенского нужна только для того, чтобы реализовать идею собственною величия








Дата добавления: 2016-02-13; просмотров: 1273;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.