I. Архаичный человек (человек древности)
В Древней Индии существовал миф: смерти еще не было. Люди заполнили планету, жить стало негде. Тогда бог Брахман сотворил смерть – женщину с черными глазами, которая стала вычищать человечество.
В первобытном обществе смерть понималась как завершение жизни. Трагедия отсутствовала, так как ценность жизни не была значительной.
Далее стали хоронить с определенной утварью. У некоторых народов («холодных») была традиция каннибализма, то есть, поедание наиболее умного человека, чтобы ум оставался в племени.
В этот же период появляется древняя традиция, по которой умершие могли вернуться и отомстить обидчику. В результате этого покойников связывали.
В философии и медицине Древнего Востока жизнь и смерть были связаны с концепцией микро- и макрокосмоса. Микрокосмос – это человек, у которого душа – главное, а тело – оболочка. «Жизнь – это страдание, но оно будет вознаграждено». Отсюда у многих народов было пренебрежительное отношение к телу: сжигали, выбрасывали на съедение хищникам.
Изучая философию Востока, даже Гегель очень удивился. В Древнем Китае широко распространена была идея достижения бессмертия через слияние с природой. Идея особенно характерна для даосизма.
Конфуций первым поднял вопрос о самоценности каждого индивида.
В античной философии и медицине вначале распространялась идея о том, что жизнь дана человеку для радости и счастья, а смерть понималась как унылое продолжение жизни в царстве теней.
Наиболее ценной в Античности считалась жизнь молодых, здоровых и красивых людей. Отсюда было пренебрежение слабыми и стариками.
В этом же русле мыслили Платон и Сократ: «Если человек стал обузой обществу. Покончить с собой – это его долг». На этом фоне выделяются Пифагор и Аристотель. Они были противниками умерщвления тяжелобольных. Именно идеи Пифагора вошли в клятву Гиппократа.
В период эллинизма распространение получило учение Эпикура и стоиков. Главными философскими проблемами были: как избежать страха смерти и как достойно уйти из жизни.
И сейчас в медицине существует эпикурейская модель отношения к смерти: смерти бояться не надо, мы с ней никогда не встречаемся, а если не встречаемся, то зачем ее бояться?
Самым великим из стоиков был Сенека. Он считал смерть избавлением от невзгод и рекомендовал в ряде случаев прибегать к самоубийству. То есть, это был вариант эвтаназии, когда врач помог Сенеке уйти из жизни. И отсюда возникает понятие смерть как благо.
II. Средневековье
Идет пересмотр ценностей. Положительными ценностями начинают считать старость, страдание, бедность, болезнь. Звучит идея гуманности6 помогать ближнему, бедному.
Великие мыслители Августин и Фома Аквинский дегенерализировали (развенчали) самоубийство. Они объявили его презренной слабостью и трусостью, самым тяжким грехом, так как самоубийца не успеет даже покаяться (это важный с точки зрения Христианства акт).
Как представлялся финал переходной жизни?
Термин «малая эсхатология», то есть 40 дней, наступающих после физической смерти: 3 дня душа на земле, 3 дня душа знакомится с адом, 3 дня – с раем, и на 40- день Всевышний решает, где будет находиться душа. Эта идея напряженного финала распространена в Среднем Средневековье.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 1588;