История развития эксперимента
Опирались на:
1. Ценность жизни индивида.
2. Соотношение ценности жизни индивида с обществом и наукой.
Великие эмпирики Эразистрат и Герофил считали: «Все знания должны быть получены в опыте». Ставились опыты на животных.
Самым выдающимся экспериментатором был Гален, ставивший опыты на свиньях и обезьянах, которых называл «смешными копиями человека». Он изучал медицину на раненых гладиаторах, казненных, людях, которых бросали на съедение зверям.
Средние Века мало дали в области эксперимента, так как религиозные убеждения запрещали это.
В эпоху возрождения вновь обращаются к опыту и эксперименту: Везалий, Сервет, Гарвей, Парацельс. Опыты на людях проводились периодически, но на тех, кого считали наименее ценными. Например, в XVI веке король Генрих II повредил глаз. Врачи нанесли такую же травму некоторым заключенным и стали исследовать на них средства для лечения.
Другой пример – принуждение заключенных под страхом смерти к исследованию по оспопрививанию.
Клод Бернар, исследователь XVIII века, провозгласил экспериментальное будущее в медицине. Он говорил: «Наука должна уважать человеческую жизнь». Был сторонником экспериментов на животных, а на людях – категорически против.
Боткин утверждал, что на людях экспериментировать нельзя, так как «уровень знаний не позволяет оценить риск».
Резко против экспериментов выступали врач-моралист Вересаев. Он возмущался по поводу случая, когда с целью эксперимента врачи заражали сифилисом больных.
И.И. Мечников, Николай Гамалея, Даниил Заболотный, Самойлович много экспериментировали на себе. По числу проведенных на себе опытов на первом месте стоит Ян Пуркинье.
Немецкий врач Форсман первым провел на себе сложный опыт, ведя катетер в полость сердца.
В XX веке развернулись принудительные эксперименты на людях. В СССР существовала тайная лаборатория, называемая «камерой», где разрабатывались яды, убивающие без следа. Велась разработка наркотиков, которые «развязывали язык».
Эксперименты часто проводились на приговоренных к смертной казни. Особенно прославился в этом отношении И.И. Иванов. Он пытался проводить работы по скрещиванию человека с обезьяной. Для определенного количества материала он приехал в Новую Гвинею. Но там добровольцев среди женщин он не нашел.
Настоящей трагедией были опыты, проводимые во время II мировой войны, особенно в Германии и Японии. Вопросы ставились даже о чистоте эксперимента (не ставили опыты на цыганах).
На Нюрнбергском процессе помимо приговора был сформулирован Нюрнбергский кодекс. Главная идея этого кодекса – признание блага отдельного человека над интересами науки и общества. Положения Нюрнбергского кодекса стали базовой моделью для последующих редакций.
Главный смысл опыта на людях – это добровольное согласие деятельного субъекта, сознающего сущность и риск данного эксперимента. На базе этого подхода сложилось правило информированного согласия.
Условия:
1. Минимизация риска и страданий испытуемого.
2. Гарантия квалификации экспериментатора.
3. Право на отказ от эксперимента на любом из этапов.
Но в 60-е годы появились публикации с доказательствами о различных бесчеловечных опытах на людях. Появились сведения о проведении опытов на солдатах. Это потребовало возвращения к Нюрнбергскому кодексу и создания Ассамблеи:
1964 год – Хельсинская декларация;
1965 год – Танийская декларация.
1983 год – Хельсинская декларация.
Нововведения данных Деклараций:
1. Все эксперименты разделены на 2 группы:
а. Клинические (терапевтические): данные эксперименты проводились в интересах больного.
б. Неклинические (нетерапевтические) – в интересах науки. Здесь испытуемые – добровольцы, выступающие в качестве средства для помощи другим людям. Испытуемые являются здоровыми людьми.
2. Нравственное требование: отсутствие личной зависимости испытуемого от испытателя. Нежелательно использовать добровольцев среди военнослужащих, студентов и заключенных. Например, Касаткин с помощью студентов написал монографию «Теория сна».
3. Недееспособные могут участвовать в экспериментах с согласия опекунов. Но испытания – только терапевтические.
4. Все исследования должны иметь научную обоснованность и вытекать из экспериментов на животных. Гарантия точности результатов и их публикация.
5. Гарантия этической чистоты: цели и методы должны быть изложены в специальном протоколе и одобрены этическим комитетом. А также – отказ от проведения исследований не должен повлиять на ухудшение отношений врач – пациент.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 3321;