Жизнь и смерть как биофилософская проблема
Человек – биосоциальное существо. Поэтому проблема жизни и смерти многоаспектна. Выделяют 2 понятия в отношении смерти: «физика» и «метафизика».
Физика – биологический аспект, а метафизика – философский аспект, включающий этические, культурные, правовые вопросы. На всех этапах физика и метафизика всегда дополняли друг друга.
Критерии – это: остановка дыхания и сердцебиения. Однако в прошлые века существовало много ошибок, и многих людей хоронили заживо. Т.о., в XIX в. возникла боязнь быть захороненным заживо (особенно во Франции).
Т.о., нужно было искать более достоверные критерии. В XX в. возникла реаниматология. Первым был академик Неговский (1961 г.), который и ввел это понятие. И он выделил 5 фаз стадии умирания:
1. Преагония.
2. Терминальная пауза.
3. Агония.
4. Клиническая смерть.
5. Биологическая смерть.
Самым сложным является состояние клинической смерти, в которую человека можно реанимировать. Технические возможности современной медицины позволяют поддерживать состояние жизни в коме до 10 лет и более.
Степень поражения организма может быть разной. Самым достоверным критерием является смерть мозга (как коры, так и ствола). И в 1968 году это критерий разработали американские ученые. Иногда гибнет только кора (неокортексовая смерть – смерть разума, смерть личности). Человек при этом биологически жив («живой труп»).
Данный критерий был утвержден Сиднейской Декларацией в 1968 году и позже подтвержден Венецианской декларацией.
05.04.04 Лекция №4
Эвтаназия. Право на жизнь
и право на достойное умирание
Эвтаназия (греч. «хорошая, благая смерть») – намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного.
Термин введен Фрэнсисом Бэконом. Он понимал эвтаназию как облегчение мук больного. Но не умирание. Принято различать следующие формы эвтаназии:
I. По активности использования средств:
1. Активная – «метод наполненного шприца», то есть, дача лекарственных средств больному медицинским работником.
2. Пассивная – «метод отложенного шприца», то есть, либо отказ от лечения, либо прекращение лечения, которое поддерживало жизнь.
II. По основанию:
1. Добровольное – по просьбе больного.
2. Недобровольное – просьба не выражается самим больным. Очень опасно, это принудительная эвтаназия.
В основном, спор идет в отношении активной добровольной эвтаназии. Дистаназия – это поддержание жизни безнадежного больного. Ортотаназия – прекращение мероприятий по подержанию жизни.
Развитие проблемы состояло в жесткой (стоики) и умеренно жесткой (Цельс) позиции, то есть, врач не протягивает руку умирающему больному.
Средневековье «поставило крест» на самоубийстве.
В эпоху Возрождения считали, что таких людей надо «сжигать». Томас Мор считал: «Когда человек доходит до терминального состояния, то власть и священники предлагают уйти из жизни, но если человек отказывается, врач продолжает его лечение».
Прогрессивные юристы по отношению к этой проблеме пытались вести наработки. Кони, санкт-петербургский юрист, разрешал эвтаназию:
1. Сознательная настойчивая просьба.
2. Невозможность облегчить состояние.
3. Единогласное решение врачей.
4. Одобрение прокуратуры.
Большинство врачей считали, что это не дело медицины – решать проблему эвтаназии. В Советской России на несколько месяцев вводили эвтаназию, но вскоре быстро отменили.
В 1935 г. в Лондоне возникло общество по одобрению и пропаганде эвтаназии.
В фашистской Германии активную принудительную эвтаназию по отношению к психическим больным, калекам… с целью очищения нации.
Причины отказа от эвтаназии:
1. Настроение населения.
2. Увеличение числа хронических больных, калек, жизнь которых поддерживается с помощью медицинских средств.
Сторонники эвтаназии утверждают:
1. Невыносимые страдания больных, а врач как бы выполняет свой долг.
2. Автономия личности.
3. Уход за безнадежными – это тяжелая моральная и физическая нагрузка.
4. Огромная трата средств, особенно где развита медицина.
5. Понижение качества жизни (страдает достоинство человека).
6. В условиях частной медицины поддержание жизни больного становится выкачиванием денег из семьи.
Аргументы против:
1. Все религии против; атеисты также отвергают, говоря о бесценности жизни. Таким образом, легализация эвтаназии подорвет моральный облик общества.
2. Противоречит самой сущности медицины.
3. Диагноз и прогноз могут быть ошибочными.
4. Понятие «безнадежности» больного слишком расплывчато.
5. Возможность злоупотреблений при разрешении эвтаназии.
6. Просьба больного об эвтаназии может быть временной, сиюминутной. В случае сообщения смертельного диагноза для пациента характерно:
1. Не может быть!
2. Почему я?
3. Фаза ужаса.
4. Фаза депрессии.
5. Смирение, успокоение.
В фазы ужаса и депрессии чаще всего просят об эвтаназии.
7. Эвтаназия окажет деморализирующее действие на медицинский персонал.
8. Разрешение эвтаназии станет определенным тормозом в разработке эффективных средств для работы с безнадежными.
Отдельные случаи: З. Фрейд попросил врача ввести смертельное средство; хирург Барнард запретил выводить из-под наркоза и лечить свою 97-летнюю мать после третьего инсульта; С.Г. Юдин не вывел из-под наркоза профессора Дитриха по просьбе жены.
В данный момент пассивная эвтаназия разрешена во многих странах(то есть, прекращение лечения по желанию пациента).
В 70-х гг. в США принят закон «О праве человека на смерть», то есть, прижизненное завещание о прекращении жизни в указанных людьми случаях.
Первым государством, узаконившим активную эвтаназию, стали Нидерланды, где она ведется несколько лет. В результате этого так ушло из жизни более 20 тысяч человек.
На несколько месяцев эвтаназия вводилась на севере Австралии, и до сих пор там существует движение активных сторонников эвтаназии, раздающих «смертельный набор» (пакет, резинка и снотворное»).
В штате Орегон разрешена активная эвтаназия. В Бельгии и Дании некоторое время была разрешена эвтаназия. Во всех остальных странах активная эвтаназия запрещена.
Наиболее удачным решением проблемы безнадежного больного считают постановку вопроса о праве на достойное умирание. Для этого специально создают хосписы. Например, в США 80 млрд. долларов тратится на проблему снятия боли.
В России около 30 хосписов. Первый хоспис был открыт в Санкт-Петербурге.
Этические правовые аспекты
трансплантологии органов и тканей
Научная трансплантология стала развиваться в XIX веке. Достигли результатов Россия, Италия, Германия. Наиболее выдающимся в России был Н.И. Пирогов (аутопластика).
II этап начинается в XX веке. На этом этапе появляются 3 варианта:
1. Гомотрансплантация – трансплантация от живого донора.
2. Аллотрансплантация – от умершего человека.
3. Ксенотрансплантация – чужеродные, то есть, от животных и искусственно созданных трансплантантов.
С 50-х гг. XX века – в США пересадка почки от трупа и от донора. В России акад. Петровский разрабатывал проблемы пересадки почки.
3 декабря 1967 года Кр. Барнард впервые пересадил сердце, и человек прожил 2 недели. 1968 год вошел в историю как год трансплантационной эйфории, то есть, мировая проблема пересадки сердца.
Теперь пересаживают целые комплексы органов, но длительность выживания небольшая.
Проблемы в области трансплантации:
1. Обоснованность риска.
2. Соотношение интересов больного с интересами врача и медицины.
3. Проблема коммерционализации и криминализации.
Гомотрансплантация.
Нарушается принцип «Не навреди». Но его компенсирует автономия донора, право на добровольную жертву. В большинстве стран действует ряд правил:
1. Пересаживать только от близких доноров.
2. Непарный орган не пересаживается.
3. Не берут от детей и психически неполноценных.
4. Запрет продажи органов.
Однако на Мюнхенском конгрессе была одобрена проблема пересадки органа за деньги в Ираке. Но существует ограничение – только своим согражданам.
Трансплантационный туризм развился в результате отсутствия проработанных правил в данных странах.
Аллотрансплантация.
Самый важный момент – точное определение смерти.
1. Операции должны проводиться в специализированных медицинских учреждениях.
2. Забор органов: раньше в России существовал рутинный забор (то есть, труп – достояние государства). Но в России с 1992 года введен другой принцип забора органов – «презумпция согласия»:
а) не возражают родственники;
б) прижизненное завещание.
Существует также «презумпция несогласия» – разрешение обязательно должно быть испрошено.
3. Проблема распространения органов между реципиентами – по принципу справедливости:
а) степень совместимости тканей;
б) экстренность ситуации;
в) справедливость очереди.
Ксенотрансплантация.Проблемы:
1. Совместимости.
2. Создания искусственных органов.
Проблемы, возникающие при трансплантации – нравственно-этические. На данный момент почти отсутствуют.
12.04.04. Лекция №5
Этические и юридические аспекты
биомедицинского исследования
Большую часть информации медицина получает из клинической практики. Например, в клинику поступил пациент с опухолью лобной доли головного мозга. Он был прооперирован, сохранил интеллект, но утратил все моральные устои.
Искусственный биомедицинский эксперимент – целенаправленное допрашивание. Сам эксперимент ставит вопросы об этических и юридических аспектах проведения эксперимента.
Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 958;