Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)

Возникновение и развитие столь сложного явления, каким была культура Возрождения, протекали практическиповсеместно на территории всей Европы.

Однако из-за неравномерности исторического развития различных стран и национальных особенностей культуры, Возрождение условно разделяется на Итальянское, центрами которого были такие города, как Рим, Флоренция, Венеция, Милан, и Северное, охватывающее сразу несколько стран - Нидерланды, Францию, Германию.

В исследованиях по истории науки и техники обычно не выделяют период Возрождения. Это приводит к тому, что при рассмотрении научной революции XVII в. приходится обращаться к ее"предыстории" в XV в. и ранее.

Историческая задача, выпавшая на этот период, - "системное разрушение старого Космоса", механизм разрушения старых представлений, поиск и обновление новых принципов "конструирования" мира, появление нового универсального типа европейского мыслителя.

Специфика Возрождения - наличие универсальных мыслителей и создателей нового художественного, интеллектуального и проектно-инженерного мира, например таких, как Леонардо да Винчи, чье художественное творчество неразрывно связано с его естественнонаучными поисками и инженерными размышлениями.

В литературе нет единого мнения об общих хронологических границах и внутренней периодизации Возрождения. Для истории науки и техники эта проблема вообще не ставилась.

Наиболее распространенной является искусствоведческая периодизацияитальянского Возрождения. Хронология здесь играет не вспомогательную, а смысловую роль - эпоха, век во многом определяют сущность Возрождения и социальный характер его основных деятелей.

Конец XII в. - Дученто - прелюдия Возрождения;

XIV в. - Треченто - начальный период Возрождения;

XV в. - Кватроченто - средний период Возрождения;

XVI в. - Чиквенченто - позднее, высокое Возрождение, ранняя Реформация.

К этому периоду относят такие крупные события, какВеликие географические открытия иизобретение книгопечатания.

Возрождениене принадлежалосредневековью, против которого были направлены все усилия его "титанов", не принадлежало оно и Новому времени, хотя и было переходной, но вполне самостоятельной фазой историко-культурного процесса.

Изменение познавательной ориентации

Средневековье было ориентированона всеобщность, на Истину в Боге, на процесс ее постижения как приглашение. К концу средневековья "основным механизмом" реализации такой установки сталакатолическая церковь, разросшаяся в мощнейший социальный институт.

Совокупность экономических, политических, социально-психологических факторов повлияла навозникновение гуманизма, главной и абсолютно новой идеей которого была идея "индивидуальности",не сводимая к простой"атомарности"человека, но провозглашающаясамоценность личности.

Мощь этой идеи проявлялась в двух направлениях - в подрывеосновкатолицизмаи утверждениивсемогущества человека.

Мыслитель Возрождения - человек религиозный, но созерцательная "теология разума" сменяется деятельной "теологией воли". Человек и природастановятся актуальнымиреальностями, предметом пристального интереса.

Научное мышление

Самой яркой отличительной чертой Возрождения являетсясвязь научного мышления с художественным восприятием мира.

Во многих работах проявляются как бы два пластасамовыражения "возрожденческого духа".Первый условно можно назвать социально-психологическим - художники-творцы не хотели больше принадлежать к"ремесленному цеху" средневековой классификации, они активно заявлялио своей свободе и своих претензиях на высокий социальный статус. Художники уходили от плоскостногорелигиозного схематизма, их сюжетами становились реальная жизнь реальных людей и реальный мир. Вся старая художественная техника не годилась для этого.Второй пластсамовыражения- понятие"наука живописи" - стало включать действительно немалую долюнаучного подхода:

- изображение трехмерного мира на плоскости требовало геометрического обоснования перспективы;

- изображение реальной жизни требовало систематических наблюдений иклассификации видимого мира;

- изображение человека в динамике требовало хорошего знания анатомии, механики движений (в это время появляется книга А. Везалия "О строении человеческого тела").

Связь научного и художественного уникальным образом проявилась в творчествеЛеонардо да Винчи. Леонардо да Винчи "шифровал" свои естественнонаучные и технические записи и проекты. Его "записные книжки"содержатболее 7 тысяч страниц. Он не публиковал их. О них стало известно сравнительно недавно. Как сейчас установлено, Леонардо да Винчи был удивительно оригинальным мыслителем, все его идеи - только его, в отличие от других, "грешивших" заимствованиями из античности и более древних времен. Например, сейчас установлено, что Галилей кое-что взял у него.

"Статистическое" мировоззрение стало формироваться вместе с развитием финансовой науки,которая, в свою очередь, была порождена как практической инвентаризацией, так и функционированием возникшей в XII - XV вв. в Европе мощной сетью частных банков.

В этой среде формировались такие понятия, которые стали впоследствии важными и в других отраслях научного знания -"случайность", "шанс", "риск", "страховка", "баланс", "функциональная зависимость", "средняя величина".


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменение познавательной ситуации | 




Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 1567;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.